РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16» июня 2022 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Богдановой Е.Н., при секретаре Биялиеве Н.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а№ по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов незаконным и отменить, возложении обязанности,
Установил:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к административному ответчику об оспаривании отказа № от 11 апреля 2022 года в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, площадью 2621 кв.м. расположенного по адресу: <адрес><адрес> по причине неудовлетворительного состояния нежилого здания.
В обоснование своих требований административный истец указала, что она является собственником объектов недвижимости: мойки, площадью 130,2 кв.м, кадастровый номер №; котельной, площадью 172,3 кв.м, кадастровый номер №, расположенных по адресу: <адрес> Указанные объекты недвижимости ранее находились в границах сформированного земельного участка площадью 2621 кв.м, с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - для эксплуатации объектов недвижимости (мойка, котельная), расположенного по адресу: <адрес> В настоящее время указанный земельный участок был снят с кадастрового учета. В связи с чем истец обратился в адрес ответчика с заявлением в порядке ст. 39.15 ЗКРФ о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов площадью 2621 кв.м. Комитет по управлению муниципальным имуществом «Приволжский район» в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату без проведения торгов земельного участка отказано. В обоснование отказа административный ответчик указал на неудовлетворительное состояние нежилого здания. Административный истец считает отказ в предоставлении земельного участка незаконным, нарушающий её права и не соответствующим положениям ст.39.15 Земельного кодекса РФ.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, уполномочила ФИО2, которая требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО3 просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, истец является собственником объектов недвижимости: мойки, площадью 130,2 кв.м, кадастровый №; котельной, площадью 172,3 кв.м, кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес>
Указанные объекты недвижимости ранее находились в границах сформированного земельного участка площадью 2621 кв.м, с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - для эксплуатации объектов недвижимости (мойка, котельная), расположенного по адресу: <адрес>
В настоящее время указанный земельный участок снят с кадастрового учета.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 в порядке ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации с целью предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов площадью 2621 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для эксплуатации объектов недвижимости (мойка, котельная), расположенных в границах указанного земельного участка с кадастровым номером № и № обратилась к ответчику, с приложением схемы расположения земельного участка.
Письмом административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу в предварительном согласованной предоставления в собственность за плату без проведения торгов указанного земельного участка отказано по причине неудовлетворительного состояния нежилого здания, отвечающего установленным санитарным и техническим нормам и правилам. При этом в отказе ответчика отсутствуют какие-либо ссылки на основания отказа, предусмотренные нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
С указанным основанием для отказа суд не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации гарантирует собственнику здания преимущественное право покупки или аренды земельного участка, на котором расположено такое здание и необходимого для его использования.
Порядок действий заявителя и органа местного самоуправления, осуществляющего предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственное, и, без проведения торгов предусмотрен ст. 39.14 ЗК РФ и включает в себя (в части относящейся к истцу):
подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае,
принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
Согласно п. 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление п проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласованна предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
земельный участок, который предстоит образовать не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13,14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Таким образом, земельный кодекс Российской Федерации предусматривает исчерпывающий перечень, оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Кроме того, административный ответчик при принятии решения по заявлению ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка за плату обязан руководствоваться требованиями закона. Поскольку, основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка приведены в статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Перечень этих оснований является исчерпывающим.
Основание, указанное в письме ответчика, в указанном перечне не предусмотрено.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации должностные липа обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и нормы права, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
В качестве способа восстановления нарушенного права ФИО1 (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд считает необходимым обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области в установленном порядке рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 2621 кв.м. для эксплуатации объектов недвижимости (мойка, котельная) с кадастровыми номерами № и №, расположенных по адресу: <адрес>
Руководствуясь ст.ст.175,177,180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов незаконным и отменить, возложении обязанности удовлетворить.
Признать отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Приволжский район» в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 2621 кв.м. для эксплуатации объектов недвижимости (мойка, котельная) с кадастровыми номерами № и № расположенных по адресу: <адрес> «д» выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ за № незаконным и отменить.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставление в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 22 июня 2022 года.
Судья Богданова Е.Н.