Дело № 2а-829/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 января 2019 года | город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Галашевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Государственной жилищной инспекции Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Государственная жилищная инспекция Архангельской области (далее по тексту решения - ГЖИ по АО) обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, выразившееся в непринятии мер по организации и обеспечению принятия межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилыми помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования «Город Архангельск» одного из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решений в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, корпус 4, <адрес> г. Архангельске, возложении обязанности организовать и обеспечить принятие межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования «Город Архангельск» одного из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решений в отношении указанных выше многоквартирных домов.
В обоснование указано, что Государственная жилищная инспекция Архангельской области (далее также Инспекция) обратилась в администрацию города с заключением о техническом состоянии многоквартирных жилых домов, в том числе домов расположенных по адресу: г. Архангельск, <адрес>, корпус 4, г. Архангельск, <адрес>, г. Архангельск, <адрес> для рассмотрения на межведомственной комиссии муниципального образования «Город Архангельск» о выявлении оснований для признания указанных многоквартирных домов аварийными и подлежащим сносу.
Письмом от 26.09.2018 № 16-28/2970 Департамент городского хозяйства муниципального образования «Город Архангельск» уведомил Инспекцию о том, что комиссией принято решение о дополнительном обследовании данного дома специализированной организацией с технико-экономическим обоснованием.Письмом от 26.09.2018 № 16-28/2970 Департамент городского хозяйства МО «Город Архангельск» уведомил Инспекцию о том, что комиссией принято решение о дополнительном обследовании данного дома специализированной организацией с технико-экономическим обоснованием.Состояние конструкций указанных домов представляет угрозу для жизни и здоровья проживающих в них граждан, что нарушает права граждан
В судебном заседании представитель административного истца Жуйкова О.Н. административные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Указала на незаконность бездействия административного ответчика.
Представитель Администрации МО «Город Архангельск», Департамента городского хозяйства Администрация МО «Город Архангельск» Веселкова Е.Н. с требованиями не согласилась, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Заинтересованное лицо Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск» о месте и времени судебного заседания извещены, представителя не направили.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.
В соответствии со статьей 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 2 ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, органы, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.
Согласно статье 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленных процессуальным законодательством. Защита жилищных прав осуществляется способами, предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
Пунктом 4 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Государственная жилищная инспекция Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере регионального государственного жилищного надзора (п. 1 Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 07.06.2007 № 110-па).
Судом установлено, что Государственной жилищной инспекцией Архангельской области в Департамент городского хозяйства МО «Город Архангельск» 27.06.2018 были направлены заключения Инспекции о техническом состоянии многоквартирных жилых домов, в том числе дома расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>, <адрес> для рассмотрения на межведомственной комиссии МО «Город Архангельск» о выявлении оснований для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Письмо было получено Департаментом городского хозяйства МО «Город Архангельск» 05.07.2018.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Департамент городского хозяйства МО «Город Архангельск» уведомил Инспекцию о том, что комиссией принято решение о дополнительном обследовании данного дома специализированной организацией с технико-экономическим обоснованием.
В дополнение к письму от ДД.ММ.ГГГГ№ Департамент городского хозяйства МО «Город Архангельск» ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте направил в Инспекцию копию акта обследования помещений от ДД.ММ.ГГГГ№ и копию заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что собственникам помещений указанного дома предложено организовать проведение дополнительного обследования основных конструкций дома специализированной организацией и представить в межведомственную комиссию такое заключение специализированной организации.
Аналогично, письмом от ДД.ММ.ГГГГ были направлены заключения Инспекции о техническом состоянии многоквартирных жилых домов, в том числе дома расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>, для рассмотрения на межведомственной комиссии МО «Город Архангельск» о выявлении оснований для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Письмо было получено Департаментом городского хозяйства МО «Город Архангельск» ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Департамент городского хозяйства МО «Город Архангельск» уведомил Инспекцию о том, что комиссией принято решение о дополнительном обследовании данного дома специализированной организацией с технико-экономическим обоснованием.
В дополнение к письму от ДД.ММ.ГГГГ№ Департамент городского хозяйства МО «Город Архангельск» ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте направил в Инспекцию копию акта обследования помещений от ДД.ММ.ГГГГ№ и копию заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что собственникам помещений указанного дома предложено организовать проведение дополнительного обследования основных конструкций дома специализированной организацией и представить в межведомственную комиссию такое заключение специализированной организации.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом были направлены заключения Инспекции о техническом состоянии многоквартирных жилых домов, в том числе дома расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>, для рассмотрения на межведомственной комиссии МО «Город Архангельск» о выявлении оснований для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Письмо было получено Департаментом городского хозяйства МО «Город Архангельск» ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Департамент городского хозяйства МО «Город Архангельск» уведомил Инспекцию о том, что комиссией принято решение о дополнительном обследовании данного дома специализированной организацией с технико-экономическим обоснованием.
В дополнение к письму от ДД.ММ.ГГГГ№ Департамент городского хозяйства МО «Город Архангельск» ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте направил в Инспекцию копию акта обследования помещений от ДД.ММ.ГГГГ№ и копию заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что собственникам помещений указанного дома предложено организовать проведение дополнительного обследования основных конструкций дома специализированной организацией и представить в межведомственную комиссию такое заключение специализированной организации.
Заключения о техническом состоянии конструктивных элементов вышеуказанных многоквартирных домов, составленных специализированной организацией были направлены в Департамент городского хозяйства НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» письмами от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, а жилой дом аварийным по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно статьи 20 ЖК РФ, Постановлению Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» и Положению о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденному постановлением администрации области от 07.06.2007 № 110-па, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор соблюдения обязательных требований участниками правоотношений в жилищной сфере.
Согласно подпункту 4 пункту 8 указанного положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области к полномочиям инспекции отнесено внесение заключений в межведомственную комиссию о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение № 47) орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
Согласно пункту 42 Положения № 47 комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 46 Положения № 47 комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения № 47, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Согласно пункту 47 Положения № 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Перечень решений, которых комиссия может принять по результатам работы, является исчерпывающим.
Решение о проведении дополнительного обследования по смыслу пунктов 44 и 46 Положения № 47 является продолжением процедуры оценки жилого помещения и по итогам требует принятия решения в виде заключения, предусмотренного пунктом 47 Положения № 47.
Принимая во внимание совокупность установленных по данному делу обстоятельств, исходя из системного толкования приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что администрация МО «Город Архангельск» в пределах своих полномочий не обеспечила контроль. Администрация МО «Город Архангельск» как орган публичной власти, неправомерно уклонилась от выполнения обязанности по организации и обеспечению принятия межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилыми помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования «Город Архангельск» одного из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решений в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, корпус 4, <адрес> г. Архангельске.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения органа государственной власти незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Необходимая совокупность указанных условий по настоящему делу имеется.
В целях восстановления нарушенных жилищных прав граждан на административного ответчика должна быть возложена обязанность в разумный срок организовать принятие межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилыми помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования «Город Архангельск» одного из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решений в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес> г. Архангельске.
Доводы стороны административного ответчика о том, что в отношении вышеуказанных домов вынесены заключения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано, что для решений вопроса о выявлении оснований для признания домов подлежащими капитальному ремонту или для выявления оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу, собственниками жилым помещений необходимо организовать проведение дополнительного обследования основных несущих и ограждающих конструкций дома специализированной организацией с технико-экономическим обоснованием целесообразности проведения капитального ремонта дома, результаты обследования представить в комиссию, суд не принимает во внимание.
В соответствии п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Принимая во внимание совокупность установленных по данному делу обстоятельств, исходя из системного толкования приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что администрация МО «Город Архангельск» в пределах своих полномочий не обеспечивает контроль за сохранностью помещений, собственником которых является. Администрация МО «Город Архангельск» как орган публичной власти, неправомерно уклонилась от выполнения обязанности по организации проведения специализированной организацией дополнительного обследования многоквартирного дома.
С учетом мероприятий, необходимых для устранения допущенных нарушений, суд полагает разумным установление срока - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Возражений с указанием на доказательства относительно неразумности указанного срока административным ответчиком не представлено. Отсутствие достаточного финансирования указанных мероприятий не может быть отнесено к обстоятельствам, исключающим удовлетворение заявленных требований. Учитывая техническое состояние домов, а также фактическое проживание в нем граждан, дополнительное обследование необходимо провести в разумные сроки.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Государственной жилищной инспекции Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Архангельск», выразившееся в непринятии мер по организации и обеспечению принятия межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилыми помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования «Город Архангельск» одного из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решений в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, корпус 4, <адрес> г. Архангельске.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить принятие межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования «Город Архангельск» одного из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решений в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, корпус 4, <адрес> г. Архангельске.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Председательствующий И.В. Машутинская
Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2019 года.