ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-749/2021 от 14.04.2021 Тамбовского районного суда (Тамбовская область)

УИД 68RS0004-01-2021-000195-10

дело № 2а-749/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2021 г. г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Дюльдиной А.И.,

при секретарях П.А.В., Ч.Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Лысогорского сельсовета <адрес> к межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области, судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Ш.Е.А., УФССП по Тамбовской области о признании постановления незаконным и освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Лысогорского сельсовета <адрес> в лице главы сельсовета С.М.М. обратилась в суд с иском к межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес>, судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес>Ш.Е.А., УФССП по <адрес> о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ, об освобождения от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей (требования в окончательной форме).

Административное исковое заявление мотивировано тем, что решением Тамбовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> к администрации Лысогорского сельсовета <адрес> об обязании привести организационно-правовую форму МУ «Лысогорская коммунальная служба» в соответствие с требованиями ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ исковые требования прокурора удовлетворены. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения возбуждено исполнительное производство -ИП. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ указанное исполнительное производство окончено. При этом ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству. ДД.ММ.ГГГГ направлено требование об исполнении решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ На указанное требование был направлен ответ и предоставлена информация об исполнении решения суда, а именно: МУ «Лысогорская коммунальная служба» было преобразовано в МУП «Лысогорская коммунальная служба», указанные изменения в организационно-правовую форму были внесены на основании постановления администрации Лысогорского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ за ГРН При этом ДД.ММ.ГГГГ поступило повторное требование об исполнении решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ поступило постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера с установлением нового срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ Вина администрации в виде умысла в данном случае отсутствует, администрацией приняты конкретные меры, направленные на исполнение решения суда, представлены доказательства, свидетельствующие о том, что решение суда исполнено в полном объеме.

Определением суда в ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованного лица привлечен взыскатель по исполнительному производству — прокуратура <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца администрации Лысогорского сельсовета <адрес> по доверенности С.В.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснила, что, по мнению администрации Лысогорского сельсовета <адрес>, решение суда исполнено путем вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ, а также путем обращения в налоговый орган за регистрацией внесенных изменений. В чем заключаются требования ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, а также причину, по которой не были внесены изменения в ЕГРЮЛ в части наименования организации, пояснить затруднилась. С заявлением о разъяснении порядка и способа исполнения решения суда не обращались. Полагает, что представленное административным истцом распоряжение о привлечении к дисциплинарной ответственности директора МУП «ЛКС» от ДД.ММ.ГГГГ не должно приниматься во внимание при рассмотрении настоящего иска.

Представители административного ответчика УФССП по <адрес> и заинтересованного лица прокуратуры <адрес> в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся на основании ст. 150 КАС РФ.

Административным ответчиком судебным приставом-исполнителем Ш.Е.А. представлен письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ было направлено в адрес должника администрации Лысогорского сельсовета <адрес>, и получено должником. ДД.ММ.ГГГГ в ходе совершения исполнительских действий было установлено, что решение суда в настоящее время не исполнено, не смотря на положения ст. 13 ГПК РФ, согласно которой вступившие в законную силу решения суда являются обязательными для органов местного самоуправления. В связи с неисполнением решения суда в соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлен новый срок для исполнения решения суда — ДД.ММ.ГГГГ Между тем, до настоящего времени должник не представил документы, подтверждающие исполнение решения суда. Непредотвратимые обстоятельства, затрудняющие исполнение решения суда в установленный срок, не установлены. Не находят своего подтверждения доводы административного истца об отсутствии вины в неисполнении решения суда, не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии всех необходимых мер для исполнения решения суда. На основании изложенного просит суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ш.Е.А., действующая также в интересах административного ответчика межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, в судебном заседании доводы своих возражений поддержала. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство было окончено ошибочно, о чем стало известно при рассмотрении протеста прокурора от ДД.ММ.ГГГГ Так, при анализе сведений в ЕГРЮЛ, выяснилось, что МУ «Лысогорская коммунальная служба» является действующей организацией, в связи с чем в пределах установленного ФЗ «Об исполнительном производстве» трехлетнего срока ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения — старшим судебным приставом вынесено постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении действий по исполнительному производству. Должнику было известно о необходимости исполнить решение суда, однако до настоящего времени администрация Лысогорского сельсовета не предпринимает никаких мер к исполнению решения суда, мотивируя это тем, что решение суда исполнено. Указанное обстоятельство подтверждается открытыми сведениями из ЕГРЮЛ.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.

Пунктом 2 части 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

В соответствии с частью 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом при подаче настоящего иска соблюдены сроки обращения в суд, исходя из того, что им оспаривается постановление от 28.12.2020 г., полученное административным истцом 11.01.2021 г., а административное исковое заявление направлено в Тамбовский районный суд Тамбовской области посредством почтового отправления 20.01.2021 г., что подтверждается почтовым штемпелем на конверте.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Согласно ч.2 и ч. ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 229-ФЗ).

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 статьи 12, статьей 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Перечень исполнительных действий установлен статьей 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которому к исполнительным действиям относятся совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Как следует из материалов дела заочным решением Тамбовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> в интересах РФ к администрации Лысогорского сельсовета <адрес> об обязании привести организационно-правовую форму МУ «Лысогорская коммунальная служба» в соответствие с требованиями ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ исковые требования прокурора удовлетворены. Постановлено обязать администрацию Лысогорского сельсовета <адрес> привести организационно-правовую форму МУ «Лысогорская коммунальная служба» в соответствие с требованиями ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.

Заочное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, выдан исполнительный лист серии ФС , на основании которого ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем межрайонного ОСП по исполнению исполнительных производств Ш.Е.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении должника администрации Лысогорского сельсовета <адрес>. Установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об окончании исполнительного производства, которое было отменено постановлением начальника отделения — старшим судебным приставом межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании протеста прокуратуры <адрес> на постановление об окончании исполнительного производства, признанного обоснованным.

Порядок и сроки возбуждения исполнительного производства соответствуют положениям ст. 21 и ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В ответ на требование судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ об исполнении решения суда глава Лысогорского сельсовета С.М.М. направил в адрес судебного пристава-исполнителя письмо, согласно которому во исполнение решения суда МУ «Лысогорская коммунальная служба» было преобразовано в МУП «Лысогорская коммунальная служба» постановлением администрации Лысогорского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в ЕГРЮЛ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств вынесено постановление о взыскании с должника администрации Лысогорского сельсовета <адрес> исполнительского сбора в размере 50000 руб. в связи с неисполнением решения суда в добровольном порядке.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).

Основанием для предъявления настоящего административного иска о признании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным, по мнению административного истца, является то обстоятельство, что должником исполнено решение суда.

В подтверждение своих доводов административным истцом представлено постановление администрации Лысогорского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Устав Муниципального учреждения «Лысогорская коммунальная служба» . Постановлено внести изменения в Устав МУ «Лысогорская коммунальная служба» путем изложения п. 1.5 Устава в следующей редакции: «Учреждение является некоммерческой организацией унитарным предприятием». Пунктом 2 постановлено: директору МУП «Лысогорская коммунальная служба» Н.Л.И. внести соответствующие изменения в организационно-распорядительные документы предприятия и уведомить соответствующие государственные органы об изменении в Уставе.

Между тем, согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствие с которой необходимо привести организационно-правовую форму МУ «Лысогорская коммунальная служба» в целях исполнения решения суда, государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Как следует из заочного решения Тамбовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ основанием для удовлетворения исковых требований прокурора явилась форма муниципального учреждения «Лысогорская коммунальная служба» без определения типа, установленного ст. 9.1 указанного Федерального закона.

Исполнение решения суда предполагает определение типа муниципального учреждения, чего представленное Постановление администрации Лысогорского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ не содержит.

Согласно ст. 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации. Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации. Изменения, вносимые в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, при изменении типа муниципального учреждения необходимо внести изменения в учредительные документы, что должно быть отражено в ЕГРЮЛ. До момента государственной регистрации изменений учредительных документов действует редакция учредительных документов, утвержденная ранее.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, в реестре до настоящего времени содержатся сведения о юридическом лице МУ «Лысогорская коммунальная служба», ОГРН <***>. Пункт 102 выписки из ЕГРЮЛ отражает заявление об изменениях, вносимых в учредительные документы, поданное по форме Р13001 ДД.ММ.ГГГГ В пункте 109 отражено внесение исправлений в связи с технической ошибкой, допущенной регистрирующим органом, ДД.ММ.ГГГГ.

При этом как следует из сообщения регистрирующего органа Межрайонной ИФНС России по <адрес> в инспекцию ДД.ММ.ГГГГ на бумажном носителе от МУ «Лысогорская коммунальная служба» в лице заявителя Н.Л.И. представлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме № Р13001, с комплектом документов для внесения изменений в учредительные документы юридического лица. По состоянию на дату подачи заявление должно было быть заполнено в соответствии с Требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденными Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом лист А «Сведения о наименовании юридического лица» в представленном заявлении по форме Р13001 заполнен не был. По факту исправления ошибки в ЕГРЮЛ сообщают, что в результате контроля сведений на бумажных и электронных носителях было выявлено ошибочное внесение в информационный ресурс АИС Налог — 3 даты Постановления администрации Лысогорского сельсовета как «16.07.2014» вместо верного 16.07.2018 г., что и было исправлено в соответствии с п. 10 Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей 15.10.2018 г., о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Представлена копия заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, подтверждающего изложенные в сообщении обстоятельства.

При этом судом отклоняются доводы представителя административного истца о том, что регистрирующий орган должен был отказать в регистрации изменений в связи с некорректным заполнением заявления по форме Р13001 или уведомить об этом заявителя, принимая во внимание, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, осуществляется регистрирующим органом на основании документов, представленных заявителем. Регистрирующему органу не предоставлено право по собственной инициативе вносить изменения в учредительные документы, а также в сведения ЕГРЮЛ при отсутствии волеизъявления заявителя.

Согласно положениям ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Кроме того, административным истцом при предъявлении настоящего административного иска представлена копия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ главы Лысогорского сельсовета С.М.М. «О привлечении к дисциплинарной ответственности директора МУП «ЛКС» Н.Л.И.», согласно которому последняя до настоящего времени не уведомила соответствующие государственные органы об изменениях в уставе МУП «Лысогорская коммунальная служба» в нарушение Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, за что Н.Л.И. был объявлен выговор с возложением обязанности в месячный срок устранить выявленное нарушение. Указанное распоряжение также свидетельствует о том, что до настоящего времени решение суда исполнено не было. Оснований не принимать представленный административным истцом документ в качестве доказательства по делу не имеется, принимая во внимание пояснения представителя административного истца в судебном заседании, согласно которым до настоящего времени указанное распоряжение не отменялось и не изменялось.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что администрацией Лысогорского сельсовета <адрес> до настоящего времени не исполнено решение суда, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем обоснованно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Основания для уменьшения размера исполнительского сбора или освобождения должника администрации Лысогорского сельсовета <адрес> от взыскания исполнительского сбора в ходе рассмотрения дела не установлены.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований администрации Лысогорского сельсовета <адрес> к межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес>, судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес>Ш.Е.А., УФССП по <адрес> о признании постановления незаконным и освобождении от взыскания исполнительского сбора отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 28 апреля 2021 года.

Судья А.И. Дюльдина