ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-74/20 от 02.03.2020 Стругокрасненского районного суда (Псковская область)

дело № 2а-74/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 марта 2020 года р.п. Плюсса

Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Напалковой Е.Ю.

при секретаре Беспрозванных С.А.

с участием административного истца Шарафутдиновой Л.А. и ее представителя Кожохиной Е.Ю.,

представителя административного ответчика и заинтересованного лица Ефимовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Шарафутдиновой Люции Адыхановны к администрации городского поселения «Плюсса» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – жилого помещения, возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет жилого помещения в качестве бесхозяйного имущества с последующим его принятием в муниципальную собственность,

УСТАНОВИЛ:

Шарафутдинова Л.А. обратилась в суд с административным иском к администрации городского поселения «Плюсса» о признании незаконным бездействия по неприятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – жилого помещения, возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет жилого помещения в качестве бесхозяйного имущества с последующим его принятием в муниципальную собственность. В обоснование искового заявления, указали, что с ….07.2007 года Шарафутдинова Л.А. и ее дочь Ш. зарегистрированы и проживали в однокомнатной квартире № … площадью … кв.м., расположенной по адресу: … С ….10.2017 г. в данной квартире зарегистрирован ее внук К. … года рождения. Так как в квартирах №… и № … длительное время никто не проживает, то в доме обрушился потолок, в связи с чем проживать в ней невозможно и в настоящее время Шарафутдиновой Л.А. Администрацией Плюсского района предоставлена квартира в мобильном фонде по договору сроком на один год, а в квартире № … по адресу: …. хранится ее личное имущество. Данный жилой дом, в котором расположена квартира № 2 ранее был ведомственным, принадлежал Псковскому заводу аппаратуры дальней связи. 29.06.1994 г. в связи с перечнем плана приватизации Псковского завода аппаратуры дальней связи, зарегистрированного в Псковском облфинуправлении код 57-1-П-231, жилые дома в п. Плюсса были переданы на баланс районного Совета народных депутатов. На балансе Псковского завода АДС жилой дом не состоит. Администрация Плюсского района является правопреемником исполнительного комитета Плюсского района Совета народных депутатов Псковской области.

19.08.2018 г. Государственным бюджетным учреждением Псковской области «БТИ» изготовлен технический паспорт жилого помещения (квартиры) № … в доме № … по ул. … ГП «Плюсса» Плюсский район Псковская область, в котором имеются сведения об инвентарном номере.. . Из выписки из реестра муниципального имущества от 12.10.2018 г. за № 1683 следует, что жилой дом по адресу: … в реестре муниципального имущества Плюсского района не значится. Фактически квартира №…, расположенная в жилом доме №… по ул…., является бесхозяйным имуществом.

Истицей в Администрацию Плюсского района было подано заявление о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно квартиры № … по указанному адресу. Данное заявление было перенаправлено в администрацию ГП «Плюсса». 07.05.2019 г. указанное заявление принято Администрацией ГП «Плюсса» к рассмотрению. 20.11.2019 г. Администрация ГП «Плюсса» по результатам рассмотрения заявления о признании квартиры № 2 бесхозяйным имуществом направила истице ответ, которым отказано в постановке недвижимого имущества на кадастровый учет, как бесхозяйного. С решением Администрации городского поселения «Плюсса» от 20.11.2019 г. за № 490 истица не согласна, считает его незаконным.

В соответствии с положениями ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается, в том числе на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу ч. 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Указанная норма не может быть реализована в случае несоблюдения органом местного самоуправления требований ч. 3 ст. 225 ГК РФ. Кроме органа местного самоуправления, законодатель не указал других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Выявление бесхозяйных жилых помещений на территории муниципального образования «Плюсса» в целях выполнения возложенных законом на органы местного самоуправления полномочий, для защиты законных интересов граждан, пользующихся такими жилыми помещениями, принятие их в муниципальную собственность является обязанностью администрации.

Следовательно, орган местного самоуправления, являющийся единственным органом, уполномоченным на выполнение положений ст. 225 Гражданского кодекса РФ, обязан принять на учет бесхозяйное недвижимое имущество и принять указанные жилые помещения в муниципальную собственность в установленном законом порядке.

В соответствии с п.7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. № 580, документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями) осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

В соответствии с п.1 Приказа Минэкономразвития от 10 декабря 2015 г. N 931 (зарегистрировано в Минюсте России 21 апреля 2016 г. N 41899) установлен единый порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей для Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с п. 3 Приказа Минэкономразвития от 10 декабря 2015 г N 931 на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества) которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Считает, что в нарушение требований законодательства РФ администрацией ГП «Плюсса» не принято мер, направленных на постановку жилого помещения - квартиры на учет в качестве бесхозяйного и включение его в жилищный фонд. Бездействие ответчика, выразившееся в несоблюдении требований ст.225 ГК РФ, является незаконным и препятствует обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности и целостности.

Просят признать бездействие администрации городского поселения «Плюсса» по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества жилого помещения №…, расположенного в жилом доме … по адресу: …, незаконным и обязать администрацию городского поселения «Плюсса» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного жилого помещения №.., расположенного по адресу: … с последующим принятием его в муниципальную собственность в установленном законом порядке.

В судебном заседании административный истец Шарафутдинова Л.А. и ее представитель Кожохина Е.Ю. исковые требования поддержали в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика Администрации городского поселения «Плюсса» и заинтересованного лица Администрации Плюсского района - Ефимова А.А. в судебном заседании пояснила, что администрация городского поселения административные исковые требования признает частично, в той части, где административный истец просит подать заявление в регистрирующий орган о принятии данного спорного объекта недвижимости на учет, как бесхозяйное жилое помещение. Считает, что с учетом положения ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник, которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался. Приказом Минэкономразвития № 931 от 10.12.2015 года четко определен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, установлено, какой перечень документов должен быть приложен к заявлению для постановки объекта недвижимости на учет как бесхозяйного. Обязательно должны быть выписки из реестра Федерального имущества, областного, муниципального и сведения о предыдущем собственнике с выпиской о ликвидации данного юридического лица, кому принадлежал данный объект недвижимости, а также технический паспорт на объект недвижимости. Согласно выпискам, представленным из реестров федерального и областного имущества, данный объект не учитывается, в муниципальной собственности данный объект также не находится. Фактически данное жилое помещение было предоставлено Л. в 1986 году. Фактически от права собственности на него она отказалась. Администрация городского поселения «Плюсса» принимала действия по идентификации данного объекта, фактически рассматривала вопрос о принятии данного объекта, как бесхозяйного жилого помещения. На заявление Шарафутдиновой Л.А. 20.11.2019 года был дан ответ, что администрация не усматривает возможности постановки на учет данного объекта в качестве бесхозяйного, так как на тот момент факт установления недвижимого объекта бесхозяйным, у которого отсутствует собственник, администрацией городского поселения установлен не был и посчитала данный объект, не подпадающим под признаки бесхозяйного объекта недвижимости. В настоящее время администрация согласна с исковыми требованиями в той части, что объект не имеет собственника, в данной ситуации администрация городского поселения в силу закона РФ, обязана поставить данный объект недвижимости на учет как бесхозяйный, поэтому подаст в орган, осуществляющий регистрацию прав, заявление о постановке на учет данного объекта как бесхозяйного. В части последующего принятия его в муниципальную собственность в установленном законом порядке, считает, что возложение данной обязанности на орган местного самоуправления законодательно не установлено, это право, а не обязанность органа местного самоуправления обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.

Заинтересованное лицо Лебедева С.Н. представила суду письменные пояснения, согласно которым жилой дом № … по ул. … в п. … Псковской области был ведомственным жилым домом Псковского завода аппаратуры дальней связи (Завод АДС). В жилом доме имеются три изолированные квартиры, вход в каждую квартиру отдельный, общего коридора не имеется, каждое жилое помещение - квартиры имеют раздельные приборы учета, каждая квартира имеет обособленную отопительную печь. Во время работы на заводе ей в 1989 г. наймодателем - администрацией завода АДС в данном доме была выделена квартира № …площадью … кв.м. Она в нее вселилась и как наниматель оплачивала необходимые коммунальные платежи. При выделении квартиры никаких документов (договор аренды, ордер) не выдали, и в последующем никто с ней никаких договоров не заключал.

В соответствии с перечнем плана приватизации Псковского завода аппаратуры дальней связи, зарегистрированного в Псковском облфинуправлении 29.06.1994г. код 57-1-П-231, жилые дома в п. Плюсса были переданы на баланс районного Совета народных депутатов. Когда был ликвидирован завод АДС, она продолжала владеть и пользоваться жилым помещением - квартирой № …: в квартире проживала, поддерживала квартиру в состоянии пригодном для проживания. В дальнейшем полагала воспользоваться правом приватизации данного жилого помещения, но имелись обстоятельства, препятствовавшие воспользоваться этим правом, так как у нее отсутствовали какие-либо правоустанавливающие документы на жилое помещение №… (ордер, договор аренды), а после 2004 года, после вступления в силу ЖК РФ отсутствовал договор социального найма, так как собственника у дома не было.

В квартире проживала с 1989 года до сентября 2007 года, снялась с регистрационного учета ….07.2007, данным недвижимым имуществом владела и пользовалась около 20 лет, при данных обстоятельствах имела право обратиться в суд с иском о признании права собственности в порядке приобретательной давности или обратиться в суд с иском о признании права собственности в порядке приватизации. По настоящее время в квартире хранится ее личное имущество: навесная полка, тумбочка, посуда.

Шарафутдинова Л.А. с дочерью проживала в квартире №.. дома … по ул. … в п. Плюсса, которую снимала. Собственник квартиры №… попросил Шарафутдинову Л.А. с семьей освободить квартиру, она предложила переехать Люции с дочерью к ней в квартиру №... Они какое-то время проживали вместе, потом у Лебедевой С.Н. заболела мать и она переехала жить к ней.

С ….07.2007 года она, как наниматель квартиры №…, дала согласие на регистрацию в квартире Шарафутдиновой Л.А. и её дочери Н., передала им данную квартиру во владение и пользование, с условием, что Шарафутдинова Л.А. и ее семья будет поддерживать чистоту в квартире, оплачивать услуги по электроэнергии и не допускать порчи имущества, находящегося в квартире. Срок проживания в квартире Шарафутдиновой Л.А. и её дочери оговорен не был.

06.08.2018 г. межведомственная комиссия обследовала жилой дом …, из заключения комиссии следует, что квартира № 1 и квартира № 3 по техническим характеристикам не соответствуют предъявляемым требованиям к жилому помещению, квартира № 2 пригодная для проживания, но требует проведения текущего ремонта. В настоящее время жилой дом … по ул… п. … находится в аварийном состоянии, а именно прогнили потолочные балки, сгнили полы и деревянные оконные рамы, также сгнили нижние венцы и балки кровли, отопительные печи требуют капитального ремонта. В таком жилом доме проживать не возможно, это опасно для жизни и здоровья.

При таких обстоятельствах, приватизация квартиры, а также приобретение квартиры в порядке приобретательной давности не возможно. В связи с чем, устное соглашение между Лебедевой С.Н. и Шарафутдиновой Л.А. о том, что после приватизации квартиры № 2 и оформления документов на право собственности они заключат договор перехода права собственности на квартиру, исполнить не возможно.

Так как данный жилой дом для проживания не пригоден, в нем проживать опасно для жизни, она утратила интерес к недвижимому имуществу жилому помещению – квартире № 2. Ее права не нарушены. Самостоятельных требований не заявляет.

Выслушав административного истца, ее представителя, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Жилой дом № … по ул…. в п. … Псковской области введен в эксплуатацию в 1978 году, до 1994 года являлся ведомственным жилым домом Псковского завода аппаратуры дальней связи (Завод АДС). В жилом доме имеются три изолированные квартиры. 29.06.1994 г. в связи с приватизацией Псковского завода аппаратуры дальней связи, ведомственные жилые дома завода АДС в п. Плюсса были переданы на баланс Плюсского районного Совета народных депутатов. Согласно справки, выданной АО «Псковский завод аппаратуры дальней связи» № 08/164 от 22.01.2020 г. в настоящее время на балансе Псковского завода АДС жилой дом не состоит (л.д. 41-42).

Жилой дом поставлен на кадастровый учёт. 18.11.2011 г. жилому дому присвоен кадастровый номер …., помещениям, расположенным в доме также присвоены кадастровые номера: жилое помещение №1 площадью … кв.м, кадастровый номер …; жилое помещение №2 площадью … кв.м, кадастровый номер …; жилое помещение №3 площадью … кв.м, кадастровый номер …

19.08.2018 г. Государственным бюджетным учреждением Псковской области «БТИ» изготовлен технический паспорт жилого помещения (квартиры) № 2 в доме № … по ул. … ГП «Плюсса» Плюсский район Псковская область, в котором имеются сведения об инвентарном номере ….

С 1989 года до сентября 2007 года в квартире № 2, расположенной в данном доме, проживала Лебедева С.Н., которая ей владела и пользовалась.

С ….07.2007 года, с согласия Лебедевой С.Н., в данной квартире зарегистрированы и проживали Шарафутдинова Л.А. и ее дочь Ш. С ….10.2017 г. в данной квартире зарегистрирован внук истицы К., …. года рождения.

Однако в связи с тем, что в настоящее время жилой дом … по ул. … п. … находится в аварийном состоянии, т.к. прогнили нижние венцы каркаса дома, потолочные балки, перекрытия кровли, полы, деревянные оконные рамы, отопительные печи требуют капитального ремонта, приватизировать квартиру либо приобрести право собственности на нее в порядке приобретательной давности, для Лебедевой С.Н. не представляется возможным. К данному объекту недвижимости она утратила интерес и на него не претендует.

Из выписки из реестра муниципального имущества от 12.10.2018 г. за № 1683 следует, что жилой дом по адресу: …., п….., Плюсский район, Псковская область в реестре муниципального имущества Плюсского района не значится (л.д. 33).

Согласно информации (исх. № 1/6-2006 от 13.02.2020 г.), полученной из комитета по управлению государственным имуществом Псковской области, жилой дом по адресу: … и расположенные в нем квартиры, в реестре имущества, находящегося в собственности Псковской области не учитывается, собственностью Псковской области не является.

Согласно информации (исх. № 53-АМ/1007 от 18.02.2020 г.), полученной из межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях в реестре федерального имущества сведения о жилом доме по адресу: …. и расположенных в нем квартирах, отсутствуют.

Таким образом, судом установлено, что квартира № 2 расположенная в жилом доме № … по ул…. в п. … Псковской области ни у кого на балансе не числится, в чьей либо собственности не находится, в Едином государственном реестре прав недвижимости сведения о данном объекте отсутствуют, в реестрах Федерального, регионального, муниципального имущества не состоит. Кто-либо притязаний на приобретение его в собственность в соответствии с требованиями федерального закона от 13.07.2015 № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не заявляет, то есть фактически данное жилое помещение обладает признаками бесхозяйной вещи, при этом на учет в качестве таковой не поставлено.

Согласно ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с п.п. 5, 6, 7, 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Согласно п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-Ф3«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Согласно пункту 3 названного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка).

Юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению по данному административному делу, является наличие права собственности в отношении спорного жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что сведения о зарегистрированных правах на спорную квартиру по вышеуказанному адресу отсутствуют.

Спорное жилое помещение, обладая признаками бесхозяйной вещи, не поставлено на учет в качестве таковой. При этом ответчик, будучи полномочным на совершение юридически значимых действий и обладая информацией о том, что спорное жилое помещение не имеет собственника, не принял все предусмотренные законодательством меры по постановке жилого помещения на учет.

Согласно п. 3, п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.1993 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Невыполнение возложенных в этой связи функций на орган местного самоуправления, каковым в данном случае является администрация городского поселения «Плюсса», представляет собой оспариваемое административным истцом по данному делу бездействие, выразившееся в непринятии мер по постановке бесхозяйного имущества на учет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Шарафутдиновой Л.А. о признании незаконным бездействия администрации городского поселения «Плюсса», выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – квартиры №… расположенной в жилом доме № …. по ул….. в п. … Псковской области и возложении на орган местного самоуправления обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества квартиры №2, расположенной в жилом доме № …. по ул…. в п. …. Псковской области в установленном законом порядке.

При этом суд соглашается с представителем административного ответчика в той части, что принятие указанной квартиры №2 в муниципальную собственность в установленном законом порядке, не является обязанностью органа местного самоуправления, исходя из следующего.

В силу части первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, при этом на основании статьи 39 данного кодекса это лицо истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.

По смыслу указанных правовых норм обращение за защитой прав, свобод и законных интересов является исключительно правом заинтересованного лица, которое реализуется им по своему усмотрению.

Таким образом, постольку обращение в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества допускается в силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации только путем подачи в суд соответствующего иска, то возложение на администрацию городского поселения «Плюсса» обязанности принять меры к обращению в муниципальную собственность спорной квартиры нарушает ее право, предусмотренное статьями 2 и 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с чем, требования административного истца в указанной части удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шарафутдиновой Люции Адыхановны к администрации городского поселения «Плюсса» удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Плюсса» по непринятию мер по постановке объекта недвижимого имущества - жилого помещения по адресу …., на учет в качестве бесхозяйного.

Обязать администрацию городского поселения «Плюсса» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества - квартиры №… д…. ул…. р.п…. Псковской области- в установленном законом порядке.

В удовлетворении требования о возложении обязанности принять указанное жилое помещение в муниципальную собственность отказать.

На решение может быть подана жалоба в Псковский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения, с подачей жалобы через Стругокрасненский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 марта 2020 года.

Судья Е.Ю. Напалкова