дело № 2а-75 (17) Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 02» февраля 2017 года с. Бессоновка
Бессоновский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Паниной Л.Б.,
с участием: представителя административного истца - Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Беляевой И.А.
представителя административного ответчика - администрации Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области
Борясова В.А.
представителя заинтересованного лица - ООО «Сосновское ЖКХ»
Якушова А.Н.
при секретаре Каляминой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Пензенской области Черенкова А.В. обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства:
29.09.2016 года в ходе проведения внеплановой документарной проверки по контролю исполнения предписания должностного лица от 02.09.2016 года № сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Пензенской области выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно: проект зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не разработан, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии данного проекта санитарным правилам, что является нарушением требований п. 1.11, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены СанПиН 2.1.4.1110-02, в соответствии с которым зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, независимо от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
ООО «Сосновское ЖКХ» осуществляет деятельность по обслуживанию сооружений для забора питьевой воды, подачи питьевой воды (водонапорные башни и магистральные водопроводы), находится на территории муниципального образования администрации Сосновского сельсовета Бессоновского района. На основании свидетельства о государственной регистрации № от 24.12.2014 года Администрация Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области обладает правами юридического лица.
Согласно статьи 4 Устава Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области к вопросам местного значения Сосновского сельсовета относятся, в том числе, организация в границах Сосновского сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Администрация Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в соответствии с осуществляемой ею деятельностью по реализации функций и полномочий органами местного самоуправления при решении вопросов местного значения обязана организовать и осуществить выполнение требований санитарного законодательства.
По договору б/н от 12.01.2015 года администрацией Сосновского сельсовета Бессоновского района ООО «Сосновское ЖКХ» переданы земельные участки недр общей площадью 18 450 кв.м и водопроводные сооружения:
<адрес>, год бурения - 1987, глубина скважины 275м;
<адрес>, год бурения - 1973, глубина скважины 110м;
<адрес>, год бурения - 1975, глубина скважины 312м;
Вода из указанных водоисточников подается населению с. Сосновка, с. Пазелки, с. Александровка, с. Лопуховка, Бессоновского района, Пензенской области.
Согласно письма администрации Бессоновского района от 04.04.2016 г. собственником артезианских скважин с. Лопуховка, с. Пазелки,
д. Александровка, с. Сосновка является администрация Сосновского сельсовета Бессоновского района.
Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно - питьевого водоснабжения лежит на администрации Сосновского сельсовета Бессоновского района, которая как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении водных объектов, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.
Обеспечение населения качественной питьевой водой является конечной целью выполнения требований санитарного законодательства, должно быть одним из главных приоритетов в деятельности органа местного самоуправления.
О необходимости организации зон санитарной охраны источников водоснабжения главе администрации Бессоновского района Пензенской области направлено рекомендательное письмо, однако, до настоящего времени ситуация не изменилась.
Невыполнение ответчиком требований санитарного законодательства нарушает конституционные права граждан, затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц.
Просит суд:
- признать незаконным бездействие муниципального образования - Администрации Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, выразившееся в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства, а именно в непринятии мер по разработке проекта зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения:
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
- понудить Администрацию Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся в с.Сосновка,
с. Пазелки, д. Александровка, с. Лопуховка Бессоновского района Пензенской области, входящих в состав территорий Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области,
- обязать Администрацию Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области исполнить вышеуказанные требования санитарного законодательства в срок, установленный федеральным законом.
Представитель административного истца - Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Беляева И.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании административное исковое заявление поддержала и подтвердила обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что невыполнение требований санитарного законодательства нарушает права граждан, что может привести к реальной угрозе, связанной с распространением массовых инфекций.
Представитель административного ответчика - администрации Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области - и.о. главы администрации Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области Борясов В.А. в судебном заседании с административным иском согласен.
Представитель заинтересованного лица - ООО «Сосновское ЖКХ» - Якушов А.Н. в судебном заседании с административным иском согласен.
Выслушав стороны, изучив представленные документы, и оценив все в их совокупности, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с ч.3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями быть оспорены в суде.
Согласно ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Пензенской области - территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Полномочия Управления утверждены приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 г. № 731.
Согласно ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно п.1, п.2 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены СанПиН 2.1.4.1110-02.
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: определение границ зон и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
В соответствии с разделом III СанПиН 2.1.4.1110-02 целью указанных мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения, максимальное снижение микробного и химического загрязнения воды источников водоснабжения, позволяющее при современной технологии обработки обеспечивать получение воды питьевого качества.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целее питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридическое лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу п.п. 4, 31 п.1, п.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 г. № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» к вопросам местного значения поселения относится в т.ч. организация в границах поселений водоснабжения населения и осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов.
Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновение аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п.2 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организаций, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии с п.3 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится, в том числе осуществление мер по охране таких водных объектов.
Статьей 55 Водного кодекса РФ прямо закреплено, что мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений осуществляются собственники водных объектов.
Согласно ст. 4 Устава Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области к вопросам местного значения Сосновского сельсовета относятся, в том числе, организация в границах Сосновского сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства:
29.09.2016 года в ходе проведения внеплановой документарной проверки по контролю исполнения предписания должностного лица от 02.09.2016 года № сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Пензенской области выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно: проект зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не разработан, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии данного проекта санитарным правилам, что является нарушением требований п. 1.11, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены СанПиН 2.1.4.1110-02, в соответствии с которым зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, независимо от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
ООО «Сосновское ЖКХ» осуществляет деятельность по обслуживанию сооружений для забора питьевой воды, подачи питьевой воды (водонапорные башни и магистральные водопроводы), находится на территории муниципального образования администрации Сосновского сельсовета Бессоновского района. На основании свидетельства о государственной регистрации № от 24.12.2014 года Администрация Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области обладает правами юридического лица.
Согласно статьи 4 Устава Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области к вопросам местного значения Сосновского сельсовета относятся, в том числе, организация в границах Сосновского сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Администрация Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в соответствии с осуществляемой ею деятельностью по реализации функций и полномочий органами местного самоуправления при решении вопросов местного значения обязана организовать и осуществить выполнение требований санитарного законодательства.
По договору б/н от 12.01.2015 года администрацией Сосновского сельсовета Бессоновского района ООО «Сосновское ЖКХ» переданы земельные участки недр общей площадью 18 450 кв.м и водопроводные сооружения:
1. Артезианская скважина №, расположенная по адресу:
<адрес>, год бурения - 1987, глубина скважины 275м;
2. Артезианская скважина №, расположенная по адресу:
<адрес>, год бурения - 1973, глубина скважины 110м;
3. Артезианская скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, год бурения - 1990, глубина скважины 270м;
4. Артезианская скважина №, расположенная по адресу: <адрес> (резервная), год бурения - 1982, глубина скважины 307м;
5. Артезианская скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, год бурения - нс, глубина скважины 100м;
6. Артезианская скважина №, расположенная по адресу: <адрес>,
<адрес>, год бурения - 1975, глубина скважины 312м;
7. Артезианская скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, год бурения - нс, глубина скважины нс;
8. Артезианская скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, год бурения - 1975, глубина скважины 345м;
9. Артезианская скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, год бурения - 1972, глубина скважины 302м;
10. Артезианская скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, год бурения - 1972, глубина скважины 340м.
Вода из указанных водоисточников подается населению с. Сосновка, с. Пазелки, с. Александровка, с. Лопуховка, Бессоновского района, Пензенской области.
Согласно письма администрации Бессоновского района от 04.04.2016 года собственником артезианских скважин с. Лопуховка, с. Пазелки,
д. Александровка, с. Сосновка является администрация Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области. Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.
На основании вышеуказанного законодательства, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно - питьевого водоснабжения лежит на администрации Сосновского сельсовета Бессоновского района, которая как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении водных объектов, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.
Обеспечение населения качественной питьевой водой является конечной целью выполнения требований санитарного законодательства, должно быть одним из главных приоритетов в деятельности органа местного самоуправления.
Невыполнение ответчиком требований санитарного законодательства нарушает конституционные права граждан, затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц.
Обстоятельства, на которые ссылается административный истец, представителем административного ответчика не оспариваются, с иском согласны, о чем указано в письменном заявлении, которое приобщено к материалам дела.
Административное исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Пензенской области подлежит удовлетворению.
Выявленные нарушения подлежат устранению в срок до 1 июля 2017 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, выразившееся в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства, а именно в непринятии мер по разработке проекта зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения:
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
Обязать Администрацию Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в срок до1 июля 2017 года разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны вышеуказанных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся в с. Сосновка, с. Пазелки, д. Александровка,
с. Лопуховка Бессоновского района Пензенской области, входящих в состав территорий Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области.
Об исполнении данного решения сообщить суду и Управлению Роспотребнадзора по Пензенской области в течение месяца по истечении срока, указанного в решении суда.
Данное решение подлежит опубликованию в официальном печатном издании Администрации Сосновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области «Сельские ведомости» в течение 10 дней со дня вступлении решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение месяца, начиная с 7 февраля 2017 года.
Мотивированное решение составлено 06 февраля 2017 года.
Судья : Л.Б. Панина