ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7505/19 от 10.07.2019 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Подлинник данного документа подшит в административном деле № 2а-7505/2019, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ.

Дело № 2а-7505/2019

УИД 16RS0042-03-2019-005914-49

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 июля 2019 года г. Набережные Челны

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Д.Н. Куляпина,

при секретаре А.В. Егорушковой,

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконным решения, выраженного в письме от 24 июня 2019 года № ... об отказе включить торговый павильон в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Набережные Челны, возложении обязанности включить в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Набережные Челны торговый павильон,

установил:

ФИО3 обратился в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование, указав, что 5 июня 2019 года административный истец обратился с заявлением в Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан (вх.№...5), в котором просил сообщить о включении принадлежащего ему торгового павильона, кадастровый номер ... общей площадью ... кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером ..., по адресу: ..., автобусная остановка, в районе школы № ... в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Набережные Челны, а если объект не включен, то просил включить его в данную схему. На данное заявление ФИО3 был получен ответ об отказе во включении торгового павильона в вышеуказанную схему. По мнению административного истца, подобное решение административного ответчика не соответствует закону и нарушает права административного истца. Указывает, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Набережные Челны утверждена постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны 25 октября 2016 года. Несмотря на то, что на момент утверждения схемы у административного истца не было прав на земельный участок, в связи с истечением срока договора аренды земельного участка, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута, в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков. С учетом изложенного, ФИО3 просит признать незаконным решение, выраженное в письме вх.№ ... от 5 июня 2019 года и обязать включить в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Набережные Челны от 30 апреля 2019 года № ... «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны от 25 октября 2016 года № 5610 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны», принадлежащий ФИО3 объект торговли (торговый павильон), кадастровый номер ... (инв...), общей площадью ... кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером ... автобусная остановка, в районе школы № ....

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 административные исковые требования уточнила, просит суд признать незаконным решение Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны, выраженное в письме от 24 июня 2019 года № ... об отказе во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны, принадлежащего ФИО3 объекта торговли (торгового павильона), с кадастровым номером ... (инв...), общей площадью ... кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером ..., по адресу: ..., автобусная остановка, в районе школы № ... и обязать административного ответчика включить торговый павильон, принадлежащий ФИО3 в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны.

Представитель административного ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан по доверенности ФИО2 административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска ФИО3 отказать, мотивируя тем, что вопросы включения или не включения торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны рассматриваются на заседании специально созданной комиссии при Исполнительном комитете, при этом, разрешение вопроса о включении торгового объекта в вышеуказанную схему является правом, а не обязанностью Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны. В случае с торговым павильоном ФИО3 комиссия пришла к выводу об отказе во включении места нахождения торгового объекта административного истца в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны, в связи с нахождением объекта на остановке общественного транспорта, что согласуется с положениями пункта 3.16.1 ОСТ 218.1.002-2003.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По делу установлено, что на основании постановления Администрации города Набережные Челны от 9 августа 2003 года № ... индивидуальному предпринимателю ФИО4, оглы был предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью ... га, расположенный в г. Набережные Челны, на территории зоны ...), находящейся по адресу: г..., автобусная остановка в районе школы № ..., для строительства остановочного комплекса с торговым павильоном, в том числе ... га под застройку и ... га под благоустройство территории по договору аренды земельного участка № ... от 22 октября 2003 года.

7 мая 2003 года разработано архитектурно-планировочное задание № ... на разработку проекта остановочного комплекса сроком действия до 7 мая 2004 года. 1 октября 2004 года составлен акт приемки законченного строительством объекта.

17 мая 2007 года постановлением Исполнительного комитета города Набережные Челны Республики Татарстан № ... внесены изменения в постановление Администрации города от 9 августа 2003 года № .... В частности, пунктом 1 постановления была изменена площадь земельного участка с ... кв.м. на ... кв.м.; пунктом 2 постановления земельный участок частично обременен сервитутом - ... кв.м. для обеспечения доступа к инженерным сетям для ремонта.

6 декабря 2007 года заключен новый договор аренды от № ... с индивидуальным предпринимателем ФИО4 на срок до 9 августа 2013 года.

Земельный участок поставлен 12 октября 2007 года на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер ....

7 марта 2008 года между индивидуальным предпринимателем ФИО4 и административным истцом заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка и купли-продажи остановочного комплекса с торговым павильоном в связи с продажей объекта недвижимости, о чем свидетельствует договор купли продажи от 7 марта 2008 года № ..., объекту недвижимости присвоен кадастровый номер .... Пунктом 1.4. договора купли продажи от 7 марта 2008 года № ... предусмотрено, что торговый павильон в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрирован.

Уведомлением от 25 апреля 2016 года № ... административный ответчик уведомил ФИО3 о расторжении договора аренды земельного участка от 6 декабря 2007 года № ... в связи с истечением срока действия договора аренды на основании статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом, предложив, освободить арендуемый земельный участок в течение 30 дней с момента получения уведомления.

Согласно уведомлению государственного регистратора договор аренды земельного участка расторгнут с ФИО3 29 сентября 2016 года.

Из уведомления старшего государственного налогового инспектора отдела ведения реестров и обработки данных Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан видно, что с 2 ноября 2018 года ФИО3 снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя.

5 июня 2019 года ФИО3 обратился к руководителю Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны с заявлением (вх.№...), в котором просил сообщить включен ли принадлежащий ему торговый объект – остановочный павильон, с кадастровым номером ... (инв...), общей площадью ... кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: ..., автобусная остановка, в районе школы № ... в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Набережные Челны. Если не включен, просил включить вышеназванный торговый объект в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Набережные Челны (л.д.14).

11 июня 2019 года заместитель руководителя Исполнительного комитета в письме (исх.№ ...) сообщила ФИО3 о том, что принадлежащий последнему торговый павильон с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., остановка общественного транспорта «... школа» в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны не включен. Демонтаж павильона, расположенного по вышеуказанному адресу, утвержден постановлением Исполнительного комитета от 28 апреля 2018 года № ... «О демонтаже незаконно установленных объектов, не являющихся объектами капитального строительства». Включение территории для размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны будет рассмотрено на заседании комиссии по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно протоколу заседания комиссии по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны, 20 июня 2019 года состоялось рассмотрение заявления ФИО3 о включении дополнительных мест в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны. Единогласным решением всех членов комиссии в удовлетворении прошения административного истца было отказано, в связи с нахождением объекта на остановке (пункт 3.16.1 ОСТ 218.1.002-2003).

24 июня 2019 года письмом административного ответчика исх.№ ... ФИО3 было сообщено о принятии вышеуказанного решения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 названной статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, которые определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 августа 2016 года № 553 утвержден порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно пункту 2.1 вышеуказанного порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с утвержденной органами местного самоуправления схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании договора аренды земельного участка или на основании договора на право размещения нестационарного торгового объекта (далее - договор на размещение нестационарного торгового объекта).

На основании договора аренды земельного участка нестационарные торговые объекты размещаются по договорам, заключенным до 1 марта 2015 года, срок действия которых не истек (абзац введен Постановлением КМ РТ от 17.06.2019 N 498).

По истечении срока действия договора аренды земельного участка, действовавшего на указанную дату и предусматривавшего размещение нестационарного торгового объекта, с хозяйствующим субъектом заключается договор на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с подпунктом 2.2.2 настоящего Порядка (абзац введен Постановлением КМ РТ от 17.06.2019 N 498).

7 марта 2018 года на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан № 1185 создана комиссия по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны, утвержден состав данной комиссии, а также утверждено Положение о комиссии по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны.

Согласно Главе 2 Положения основными задачами комиссии являются: разработка предложений по рациональному размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны; соблюдение прав и законных интересов населения в части обеспечения доступности продовольственными и непродовольственными товарами и безопасности при размещении нестационарных торговых объектов.

В соответствии с пунктами 8-9 Положения заседания комиссии проводятся по мере необходимости. Заявление от индивидуальных предпринимателей, юридических лиц Комиссия рассматривает в течение 30 рабочих дней со дня поступления в Комиссию. По результатам рассмотрения в течение 5 рабочих дней Комиссия направляет заявителю уведомление о принятом решении.

В силу пункта 14 Положения решение Комиссии носит рекомендательный характер.

В соответствии с требованиями стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» размещение торговых киосков не допускается в помещении (на площади) автопавильона; торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (подпункты 3.10.7 и 3.16.1).

В соответствии с требованиями стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» автопавильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.).

Пунктом 3.10.3. стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» автопавильон может быть закрытого типа или открытого (в виде навеса).

Пунктом 3.10.7. установлено, что не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков.

Пунктом 3.16.1. определено, что торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания.

Как видно из материалов административного дела торговый павильон, принадлежащий ФИО3, расположен на остановке общественного транспорта «8 школа» по улице Хади Такташа Набережные Челны Республики Татарстан.

При изложенных выше обстоятельствах, оспариваемое решение, которым отказано включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан место размещения торгового павильона административного истца не является произвольным, а обосновано несоответствием указанного места размещения нестационарных торговых объектов требованиям действующего законодательства.

Указанное, согласуется с правовой позицией, изложенной в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28 декабря 2016 года № 4-АПГ16-43, в соответствии с которой размещение нестационарных торговых объектов с нарушением требований, установленных Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований схем размещения нестационарных торговых объектов и в целом требований действующего законодательства не допускается.

Более того, приказом Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан от 26 февраля 2011 года № 34-ОД «Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Республики Татарстан схемы размещения нестационарных торговых объектов» утвержден порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Республики Татарстан схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно пункту 4 Приказа деятельность по созданию, размещению и (или) использованию нестационарных торговых объектов может быть организована юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном федеральным законодательством порядке, в местах, предусмотренных схемой размещения нестационарных торговых объектов, за исключением случаев, указанных в пункте 11 настоящего Порядка.

Вместе с тем, административный истец на момент обращения с заявлением о включении торгового павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов статус индивидуального предпринимателя утратил, что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Таким образом, суд не находит достаточных оснований для удовлетворения заявленных ФИО3 административных исковых требований.

Доводы представителя административного истца о том, что стандарт отрасли ОСТ 218.1.002-2003 в данном случае не применим, так как запрещает размещение торговых киосков, а не торговых павильонов, по мнению суда, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права, не соответствует установленным фактам и имеющимся в деле доказательствам.

Другие доводы представителя административного истца судом также проверены, на существо сделанных судом выводов не влияют, поскольку правового значения не имеют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконным решения, выраженного в письме от 24 июня 2019 года № ... об отказе включить торговый павильон в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Набережные Челны, возложении обязанности включить в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Набережные Челны торговый павильон, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: «подпись»

Копия верна:

Судья: Д.Н. Куляпин

Секретарь судебного заседания: А.В. Егорушкова

Решение не вступило в законную силу.

Судья: Д.Н. Куляпин