ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7509/18 от 18.12.2018 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2а-7509/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2018 г. г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе

председательствующего судьи Даниловой О.И.

при секретаре Габовой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке административное дело по административному исковому заявлению Горяиновой Галины Ивановны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Липецкой области о признании незаконной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства и постановке его на кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

Горяинова Г.И. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Липецкой области о признании незаконным решения ответчика о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записи № от 26.12.2017г. о государственной регистрации за ООО СУ-10 треста «Липецкстрой» права собственности на объект незавершенного строительства, степень готовности 28%, площадью 25959 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и постановке его на кадастровый учет с кадастровым номером . Также истец просил взыскать судебные расходы в сумме 300 руб. Свои требования истец обосновывала тем, что 06.12.2006г. между истцом и ООО «Строительная компания «Граунд» был заключен договор участия в долевом строительстве № 51. Дольщик свою обязанность по оплате выполнил, однако в нарушение установленного срока квартира истцу так и не передана. В дальнейшем обязанности застройщика перешли к ООО СУ-10 треста «Липецксрой» путем правопреемства. Решением Арбитражного суда Липецкой области ООО СУ-10 треста «Липецкстрой» был признан банкротом, требования административного истца были включены в реестр о передачи жилых помещений.

Административный истец полагает, что регистрация указанного объекта была произведена за ООО СУ -10 треста «Липецкстрой» с нарушением норм действующего законодательства, поскольку застройщиком было получено разрешение на строительство от 06.03.2013г. в отношении объекта общей площадью 20178 кв.м., а в отношении изменённого объекта с площадью 25959 кв.м. разрешение застройщиком получено не было, а поэтому, по мнению истца, регистрация права собственности на измененный объект только на основании технического плана является незаконной, в связи с чем истец обратился в суд с заявленными исковыми требованиями.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что он просит о признании незаконной регистрации права собственности за ООО СУ-10 треста «Липецкстрой» на объект незавершенного строительства и постановке его на кадастровый учет, поскольку данная регистрация произведена незаконно, нарушает права истца так как в связи с изменением площади здания изменится сумма денежных средств, которую истец будет обязан внести за объект долевого строительства.

Представитель ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (Росрестр) по доверенностям Юрина М.А. и Принь Л.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.

Представители заинтересованного лица – ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица – конкурсного управляющего ООО «СУ-10 треста «Липецкстрой» в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела, то есть в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Глава 25 ГПК РФ утратила силу с 15 сентября 2015 г.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих установлен главой 22 КАС РФ.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно договора № 51 от 06.12.2006г. между административным истцом и ООО «Строительная компания «Граунд», правопреемником которого является ООО СУ-10 треста «Липецкстрой» был заключен договор участия в долевом строительстве многоэтажного жилого дома расположенного по строительному адресу г. Липецк ул. 50 лет НЛМК.

Истец свою обязанность по оплате долевого взноса выполнил.

До настоящего времени квартира истцу не передана.

Определениями Арбитражного суда Липецкой области истец включена в реестр требований должника – ООО Строительное управление – 10 треста «Липецкстрой».

Согласно решения Арбитражного суда Липецкой области от 21 декабря 2016 года ООО «СУ-10 трест «Липецкстрой» признано несостоятельным (банкротом), а определением Арбитражного суда Липецкой области от 21 декабря 2016 года конкурсным управляющим ООО «СУ-10 трест «Липецкстрой» утвержден Бредихин М.М.

Согласно выписке из ЕГРН за «СУ-10 треста Липецкстрой» 26.12.2017г. произведена государственная регистрация права собственности на объект незавершенного строительства по адресу: <адрес> с кадастровым номером , степень готовности 28%, площадью 25959 кв.м., проектируемое назначение – жилое.

Предъявляя требования, истец ссылался на то, что регистрация объекта произведена незаконно, так как разрешение на строительство с иной площадью строения подрядчиком получено не было.

Ответчики ссылались на то, что 20 июля 2017 года между ООО «СУ-10 трест «Липецкстрой» и ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» был заключен договор № 9330 на выполнение кадастровых работ, согласно которому ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» приняло на себя обязательства изготовить технический план объекта: «Многоэтажный жилой дом с объектами соцкультбыта, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , в целях постановки на государственный кадастровый учет согласно письму от 07 июля 2017 года, изготовление технического плана, копии технического паспорта в одном экземпляре (<адрес>)».

26 декабря 2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области с учетом изготовленного технического плана осуществлена государственная регистрация права собственности на объект незавершенного строительства за ООО «СУ-10 треста Лнпецкстрой» за № с присвоением кадастрового номера .

С 01.01.2017 порядок и основания осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее- Закон о регистрации №218-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона о регистрации №218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного ч. 10 настоящей статьи.

Согласно ч. 10 ст. 40 приведенной выше статьи государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (в редакции закона от 31.12.2017 года) разрешение на строительство - документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства.

Как установлено в судебном заседании на основании положительного заключения № 230-07-03 от 03 октября 2007 года застройщику ООО СУ-10 треста «Липецкстрой» было выдано разрешение на строительство многоэтажного жилого дома с объектами соцкультбыта по <адрес> № RU от 06 марта 2013 года сроком действия до 06 сентября 2014 года, которое впоследствии было продлено до 01 декабря 2016 года. Указанное разрешение выдано взамен разрешения № 144 от 11 августа 2006 года.

Приведенные обстоятельства подтверждаются письмом Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка в адрес начальника межмуниципального отдела по Лебедянскому и Красненскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области.

Указанное разрешение на строительство №RU от 06.03.2013 выдано Управлением градостроительного контроля Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 года № 698 и заполнено согласно Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 19.10.2006 года № 120 (далее - Приказ №120).

Так в соответствии с требованиями Приказа №120 в строке «Объект капитального строительства (наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, краткие проектные характеристики)» указываются, соответственно, наименование объекта, общая площадь здания, строительный объем, площадь земельного участка. Площадь жилого дома, указанная в данном разрешении, включает в себя не всю проектную площадь здания, а только площадь всех жилых и нежилых помещений, за исключением площади мест общего пользования.

Статьей 21 Закона о регистрации №218-ФЗ установлены требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В частности согласно ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества. Таким документом согласно ст. 24 Закона о регистрации №218-ФЗ является технический план.

Требования к определению площади жилого здания в техническом плане установлены Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 №90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требования к определению площади здания, сооружения и помещения», в соответствии с которыми площадь жилого здания определяется как сумма площадей этажей жилого здания, в нее включаются площади ниш высотой 2 метра и более, арочных проемов шириной 2 метра и более, пола под маршем внутриквартирной лестницы при высоте от пола до низа выступающих конструкций марша 1,6 метра и более; площади балконов, лоджий, террас и веранд, а также лестничных площадок и ступеней с учетом
их площади в уровне данного этажа; площади проемов для лифтовых и
других шахт и т.п.

Таким образом, площадь здания, описанная в техническом
плане объекта недвижимости, не может быть равной суммарной площади
жилых квартир и нежилых помещений, указанных в разрешении на
строительство.

Как указано в техническом плане, он изготовлен в связи с предоставлением в орган кадастрового учета заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта незавершенного строительства, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

К техническому плану приложено разрешение на строительство № RU , выданное 06 марта 2013 года Управлением градостроительного контроля департамента градостроительства и архитектуры администрации г Липецка, взамен ранее выданного разрешения на строительство от 11 августа 2006 года № 144, объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом с объектами соцкультбыта по ул. 50 лет НЛМК в г. Липецке (общая площадь квартир – 9 878,55 кв. м, общая площадь торговых предприятий – 3 922,0 кв. м, общая площадь офисных помещений – 1 287,79 кв. м, площадь земельного участка – 9 410,0 кв. м). В техническом плане объекта незавершенного строительства от 13 ноября 2017 года указано, что площадь объекта незавершенного строительства и её проектируемое значение составляет 25 959 кв. м, степень готовности – 28 %.

26 декабря 2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области с учетом изготовленного технического плана осуществлена государственная регистрация права собственности на объект незавершенного строительства за ООО «СУ-10 треста Лнпецкстрой» за № с присвоением кадастрового номера

Основанием для государственной регистрации недвижимости послужили: разрешение на строительство № RU от 06 сентября 2014 года и договор аренды земельного участка № 523/15-СЮ от 06 мая 2015 года, дата регистрации 03 марта 2016 года. Номер регистрации:

Решением Советского районного суда г. Липецка от 23.05.2018г. (дело №2-2998\2018) в удовлетворении иска Архипова А.П. и др. о признании недействительным указанного технического плана на объект незавершённого строительства и аннулировании записи о государственной регистрации права на указанный объект незавершенного строительства, было отказано.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что технический план отвечает требованиям к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, составлен уполномоченным лицом в пределах его компетенции, а следовательно, у административного ответчика по результатам проверки заявления и представленных с ним документов на соответствие требованиям Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Приказу Минэкономразвития РФ от 18.12.2015г. №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», (далее Приказ № 953), оснований для приостановления (отказа) в осуществлении кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав выявлено не было.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и установлены также вышеуказанным решением Советского районного суда г. Липецка, согласно которого действия по государственной регистрации права собственности за ООО СУ-10 треста «Липецкстрой» на объект незавершенного строительства общей площадью 25959 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, являлись правомерными.

При таких обстоятельствах, требования административного истца не подлежат удовлетворению.

При вынесении решения суд также учитывает, что в соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представителем истца не конкретизировано, какие права и законные интересы административного истца нарушены оспариваемыми действиями по регистрации права.

Ссылка представителя административного истца, что данная регистрация приведет к увеличению стоимости квартиры, определенной договором, а также довод о том, что указанный объект возможно несет угрозу жизни и здоровью истца, основаны на предположении, доказательств в подтверждение данных доводов не представлено.

В судебном заседании представителем ответчика также было заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд с указанными требованиями.

В силу ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Представитель истца ссылался на то, что срок не пропущен, поскольку о регистрации права собственности на объект он узнал из выписки от 12.09.2018г., так как в рамках дела 2-2998\2018г. истец не участвовал.

Однако суд соглашается с доводами ответчика о том, что на сайте единого федерального реестра сведений о банкротстве в карточке должника имеются сведения о государственной регистрации спорного многоквартирного дома 26.12.2017г.

Указанная информация находится в открытом доступе для всех лиц, при должной предусмотрительности истец не был лишен возможности получить указанную информацию, а при таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что со стороны истца имеет место пропуск срока обращения в суд.

Оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о соответствии действий административного ответчика действующему законодательству, отсутствии нарушений прав истца указанными действиями, а следовательно оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Горяиновой Галине Ивановне к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Липецкой области о признании незаконной регистрации права собственности за ООО СУ-10 треста «Липецкстрой» на объект незавершенного строительства и постановке его на кадастровый учет - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме

изготовлено 24.12.2018г.