ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-750/18 от 03.08.2018 Приволжского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

с.Началово 3 августа 2018 года.

Приволжский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Голубина А.М.,

при секретаре Шапошниковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Обручевой Н.И к комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области о признании незаконным предписания об устранении нарушения земельного законодательства и акта проверки соблюдения земельного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным административным заявлением, обосновав его тем, что ДД.ММ.ГГГГ муниципальным инспектором главным специалистом по муниципальному земельному контролю ФИО6 была проведена выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 2 000 кв.м.

По результатам проверки 18 мая 2018 года был составлен акт № 62 и вынесено предписание об устранении нарушений земельного законодательства.

Считает, что акт и предписание являются незаконными и вынесены с нарушением установленного законом порядка, та как земельный участок не был включен в план проведения проверок соблюдения гражданами земельного законодательства.

Полагает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП Российской Федерации, которое ей вменили, так как доказательств того, что ей используется самовольно захваченный участок площадью 283 кв.м, в материалах проверки нет. Забетонированная площадка на дороге, которая является землями общего пользования возле ее земельного участка, не нарушает чьих-то прав и законных интересов, а приводит в соответствие с требованиями дорогу, содержание которой возложено на МО «Яксатовский сельсовет».

Кроме того, в предписании не содержится сведений, какие конкретно нарушения административный истец должен устранить и какие действия должен совершить, кроме того, не содержит разъяснения порядка обжалования данного предписания.

В связи с вышеуказанным просит признать незаконным акт проверки № 62 от 18 мая 2018 года и предписание об устранении нарушений земельного законодательства от 18 мая 2018 года.

Административный истец в суд не явился, извещен надлежащим образом, доверил право представлять свои интересы Окунь А.Г.

Представитель административного истца по доверенности Окунь А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Анисимова Я.С. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Представитель заинтересованного лица МО «Яксатовский сельсовет» по доверенности Осипов Д.Ю. оставил разрешение данного вопроса на усмотрение суда.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания таких обстоятельств, как: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.

В свою очередь на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность доказывания таких обстоятельств, как:

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения

По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями являются несоответствие закону решений, действий (бездействия) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) (пункт 1 часть 2 статьи 227 КАС РФ).

Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу не установлена, исходя из следующего.

Статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (часть 1).

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (часть 2).

В соответствии с п. 2 ст. 72 ЗК РФ постановлением Правительства Астраханской области от 29.06.2015 N 285-П (ред. от 01.09.2017) принят порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Астраханской области.

Согласно п.1.2 Положения муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в соответствии с соглашениями о передаче полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля, заключенными в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Муниципальный земельный контроль осуществляется органами муниципального земельного контроля в целях соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - субъекты муниципального земельного контроля) в отношении объектов земельных отношений, расположенных на территории Астраханской области, требований законодательства Российской Федерации, законодательства Астраханской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Астраханской области предусмотрена административная и иная ответственность (пункт 1.3 Положения).

Муниципальный земельный контроль в отношении граждан осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения гражданами требований земельного законодательства (пункт 2.2 Положения).

Внеплановые проверки в отношении граждан проводятся также в случаях истечения срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства (пункт 2.2.6 Положения);Проверки проводятся на основании правового акта органа муниципального земельного контроля (далее - правовой акт о проведении проверки), в котором должна содержаться следующая информация: наименование органа муниципального земельного контроля, а также вид муниципального контроля; фамилия, имя, отчество (при наличии), должность муниципального инспектора (инспекторов), уполномоченного на проведение проверки; фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес проживания гражданина, проверка которого проводится; идентификационные признаки земельного участка (местоположение земельного участка, кадастровый номер или квартал (при наличии), категория земель), в отношении которого проводится проверка (далее - проверяемый земельный участок); вид проверки (плановая внеплановая), форма ее проведения (документарная или выездная); правовые основания проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень документов, представление которых гражданином необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (пункт 2.2.7 Положения).

О проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется органом муниципального земельного контроля путем направления извещения о проведении внеплановой проверки с приложением копии правового акта о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения и его вручение адресату, не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения проверки - в случае, если гражданин, использующий проверяемый земельный участок, известен (пункт 2.2.9 Положения)

По результатам проведенной проверки муниципальный инспектор (инспекторы), проводивший проверку, составляет акт проверки, в котором указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа муниципального земельного контроля; дата и номер правового акта о проведении проверки; фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность муниципального инспектора (инспекторов), уполномоченного на проведение проверки; фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес проживания гражданина, использующего проверяемый земельный участок (в случае если такое лицо известно); данные о лицах, присутствовавших при проведении проверки; даты начала и окончания проверки, место ее проведения; сведения о правоустанавливающих и иных документах на земельный участок (земельные участки); сведения о земельном участке, на котором проводится проверка; объяснения лица, использующего проверяемый земельный участок; норма законодательства Российской Федерации и (или) Астраханской области, которая нарушена; подписи всех лиц, участвовавших при проведении проверки; кроме того, в случае проведения выездной проверки дополнительно указываются: ограждение земельного участка, возможность доступа, наличие строений и сооружений, наличие растительности, осуществляемая деятельность на земельном участке (земельных участках), наличие межевых знаков и иные сведения, характеризующие фактическое использование земельного участка; метод измерения границ земельного участка и вычисления его площади, используемое оборудование; сведения о проведении фотовидеосъемки; сведения об ознакомлении или отказе гражданина от ознакомления с актом проверки.

В целях подтверждения достоверности полученных в ходе выездной проверки сведений в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие нарушения требований земельного законодательства, к акту проверки прилагаются: фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка, обмер площади земельного участка и иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения земельного законодательства (пункт 2.2.14.Положения).

В случае выявления в ходе проверки, проводимой в рамках муниципального земельного контроля, нарушения требований земельного законодательства в акте проверки указывается информация о наличии признаков нарушения (пункт 2.2.15.Положения).

В случае выявления в ходе проведения проверок, проводимых в рамках муниципального земельного контроля, нарушения требований земельного законодательства орган муниципального земельного контроля в течение трех рабочих дней со дня составления акта проверки выдает предписание (пункт 2.2.17.Положения).

Предписание должно содержать перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены (пункт 2.2.18.Положения).

Судом установлено, что распоряжением председателем комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» «О проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства» № 838 от 26 апреля 2018 года постановлено провести внеплановую проверку соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> с кадастровым номером , принадлежащем на праве собственности Обручевой Н.И.

Проверка проводилась в целях выявления самовольного занятия и выяснения целевого использования земельного участка. Предметом проверки является соблюдение обязательных требований, установленных федеральным законодательством. Срок проверки установлен с 3 мая 2018 года по 25 мая 2018 года. Лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены главные специалисты по муниципальному земельному контролю: ФИО6 и ФИО7 Правовым основанием проведения проверки является Положение о муниципальном земельном контроле на территории МО «Приволжский район» Астраханской области, утвержденное распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области от 3 апреля 2017 года № 560, предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 20 февраля 2018 года.

О проведении внеплановой проверки был уведомлен представитель по доверенности ФИО8 этот же день представителю ФИО8 было объявлено, что 18 мая 2018 года в 10.00 часов будет проводиться выездная проверка на выше указанном земельном участке, что подтверждается подписью представителя ФИО8 на уведомлении.

На основании распоряжения председателя комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» «О проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства» № 838 от 26 апреля 2018 года в рамках осуществления муниципального земельного контроля, 18 мая 2018 года до 16 часов муниципального инспектора главного специалиста по муниципальному земельному контролю ФИО9 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении объекта земельных отношений – земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 2 000 кв.м.

По результатам проверки составлен Акт N 62 от 18 мая 2018 года проверки соблюдения земельного законодательства. Акт был направлен истцу почтой, и получен им 5 июня 2018 года, что подтверждается пометкой в акте и не оспаривается административным истцом.

При проведении мероприятий муниципального контроля выявлены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка площадью 283 кв.м., а также нарушение ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, то есть невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.

Данные материалы проверки послужили основанием для выдачи Обручевой Н.И. предписания от 18 мая 2018 года об устранении нарушения земельного законодательства.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что оспариваемый акт и предписание составлены в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий органа муниципального контроля, в связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным акта проверки соблюдения земельного законодательства № 62 от 18 марта 2018 года и предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 18 мая 2018 года не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180 КАС Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административный иск Обручевой Н.И к комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области о признании незаконным предписания об устранении нарушения земельного законодательства и акта проверки соблюдения земельного законодательства - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 3 августа 2018 года.

Судья