Дело № 2а-750/2017 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2017 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
судьи Щипициной Т.А.
при секретаре Фирсовой Л.Б.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Ленинского сельского поселения о признании незаконным распоряжения,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Ленинского сельского поселения о признании незаконным распоряжения от 28.04.2017 № 20 «О вступлении в должность главы поселения – главы администрации Ленинского сельского поселения», свои требования мотивировала тем, что 28.04.2017 года вновь избранный глава поселения - глава администрации Ленинского сельского поселения ФИО2, не вступивший в должность, издал распоряжение № 20 «О вступлении в должность главы поселения – главы администрации Ленинского сельского поселения», которое противоречит требованиям Конституции РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района Пермского края, так как на дату принятия оспариваемого распоряжения 28.04.2017 г. полномочия главы сельского поселения осуществлялись ФИО1 В соответствии с ч. 3 ст. 29 Устава Ленинского сельского поселения полномочия Главы сельского поселения - главы администрации Ленинского сельского поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы сельского поселения - главы администрации Ленинского сельского поселения. Следовательно, полномочия для принятия правового акта у ФИО2 отсутствовали, так как ФИО2 28.04.2017 г. в должность еще не вступил, а правовой акт издается только полномочным органом. 28.10.2012г. главой Ленинского сельского поселения избрана ФИО1, которая приступила к исполнению обязанностей 07.11.2012 г., срок полномочий главы муниципального образования составляет пять лет. Решением Совета депутатов Ленинского сельского поселения от 21.04.2017 № 9, которое вступило в силу со дня опубликования 27.04.2017 г., главой сельского поселения - главой администрации Ленинского сельского поселения был избран ФИО2 День вступления в должность после избрания не установлен ни Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Уставом Ленинского сельского поселения и никакими другими нормативными правовыми актами. Считает, что ФИО2, не имея на то полномочий, сам единолично установил день вступления в должность, чем нарушил требования Конституции РФ, законодательства РФ и её права. Пунктом 2 оспариваемого распоряжения признано недействующим распоряжение администрации Ленинского сельского поселения от 07.11.2012 № 45 «О вступлении в должность главы Ленинского сельского поселения ФИО1», что означает, что глава поселения ФИО1 с 07.11.2012 г. осуществляла свою деятельность незаконно. С 30.04.2017 г. она находится в ежегодном очередном отпуске, соответственно, в соответствии с нормами ТК РФ, ФИО2 может вступить в должность только после истечения ее отпуска. Следовательно, ФИО2 незаконно осуществляет полномочия Главы сельского поселения – главы администрации Ленинского сельского поселения. Просит признать распоряжение от 28.04.2017 г. № 20 «О вступлении в должность главы поселения – главы администрации Ленинского сельского поселения» незаконным, поскольку данным распоряжением нарушаются ее права на труд, участвовать в управлении делами государства и право быть избранным.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержала, суду дополнительно пояснила, что у выборных должностей после избрания на должность идет процедура вступления в должность, но в администрации Ленинского сельского поселения отсутствует Порядок вступления в должность избранного должностного лица, который является обязательным, у других сельских поселений такой порядок разработан. Депутатами Ленинского сельского поселения указанная норма не была принята. Считает, что необходимо провести внеочередное собрание, чтобы депутаты определились с порядком вступления в должность главы. ФИО2 должен был знать о порядке вступления в должность. Считает, что оспариваемое распоряжение издано незаконно; она не прекращала своих полномочий; не понятен статус ФИО2 или он избранный или у него нет полномочий. Распоряжение - это правовой акт, и должны быть соблюдены правила в установленной законом форме и не нарушаться законные интересы граждан. С пунктом 2 распоряжения № 20 от 28.04.2017г. она не согласна, так как из данного пункта следует, что она выполняла свою деятельность незаконно. 28.04.2017г. ФИО2 еще не вступил в должность и не обладал полномочиями, а правовой акт должен быть издан правомочным лицом. Считает, что ФИО2 не легитимно осуществляет свои полномочия.
Представитель административного ответчика администрации Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района ФИО2 с административным исковым заявлением не согласился, суду пояснил, что решением Совета депутатов Ленинского сельского поселения от 21.04.2017г. за № 9 «Об избрании главы сельского поселения-главы администрации Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района» он был избран на конкурсной основе, о чем 27.04.2017г. было опубликовано в газете «<адрес>». На следующий день после опубликования, то есть 28.04.2017г., акт об избрании нового главы муниципального образования вступил в силу и он в тот же день вступил в должность, было издано распоряжение о вступлении в должность с 01.05.2017г. При вступлении в должность он руководствовался Федеральным законом № 171-ФЗ пункт 3 ст. 40, ст. 29 Устава Ленинского сельского поселения.
Суд, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По смыслу ст.227 КАС РФ для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, а также не соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с п. «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч.ч.2,5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Абзацем 2 части 1 ст. 6 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;
Согласно предписаниям подп.1 ч.2 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ, Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Из материалов дела следует, что Решением Совета депутатов Ленинского сельского поселения от 21.04.2017 № 9 «Об избрании главы сельского поселения - главы администрации Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района» главой сельского поселения - главой администрации Ленинского сельского поселения был избран ФИО2 Решение вступило в силу со дня его опубликования - 27.04.2017 г. 28.04.2017 года ФИО2 было издано распоряжение №20 «О вступлении в должность главы поселения – главы администрации Ленинского сельского поселения» с 01.05.2017 года.
Согласно Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ, Закона Пермского края от 13.03.2008 года №208-ПК, в системе с положениями п.3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, применительно к выборным должностным лицам местного самоуправления, для целей обеспечения конституционных гарантий избирать и быть избранными, а также для правильного исчисления периода, в который выборные должностные лица местного самоуправления законно могут осуществлять свои полномочия, законодателем введены такие понятия как «срок, на который избираются» должностные лица, «срок полномочий» должностного лица, а также установлен порядок определения «дня окончания срока, на который избираются» должностные лица. При этом, срок, на который избирается должностное лицо местного самоуправления и день его окончания, определяется по правилам п.1 ст.8 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ, срок полномочий выборного должностного лица устанавливается Уставом муниципального образования и, в соответствии с положениями абз.2 части 3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, начинает исчисляться с момента вступления в должность должностного лица и прекращается в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
В соответствии с п.1 и п.2 ст.8 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в редакциях, действующих при избрании главы Ленинского сельского поселения в октябре-ноябре 2012 года, срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом, устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов и депутатов, а в случае, предусмотренном п.8 ст.8.1 настоящего Федерального закона – второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов и депутатов.
В соответствии с названным Федеральным законом структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны определяться уставом муниципального образования - актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеющим прямое действие и применяемым на всей территории муниципального образования (часть 2 статьи 43, пункт 4 части 1 статьи 44); устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (абзац первый части 8 статьи 44).
Как следует из п.3 ст. 29 Устава Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района, принятого решением Совета депутатов Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района от 20.02.2015 года № 7, полномочия главы сельского поселения-главы администрации Ленинского сельского поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы сельского поселения.
Законодательно предусмотрены особенности вступления в силу, а также применения отдельных положений, изменяющих и дополняющих устав муниципального образования.
Согласно Решению Совета депутатов Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района от 25.05.2015 года № 22 внесены изменения в ст.29 Устава Ленинского сельского поселения КМР, которым предусмотрено, что глава сельского поселения – глава администрации Ленинского сельского поселения избирается Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Решением Совета депутатов Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района от 26.12.2016 года № 49 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения – главы администрации Ленинского сельского поселения. Данное Решение никем не оспорено, недействующим не признавалось.
Из пункта 6.4.1 указанного Положения, следует, что кандидат считается избранным при получении большинства голосов от установленной численности депутатов представительного органа.
По мнению административного истца оспариваемое им распоряжение противоречит требованиям Конституции Российской Федерации, так как ФИО2, не имея на то полномочий, сам единолично установил день вступления в должность, на что он не полномочен, а в соответствии ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Вместе с тем, как установлено судом, решение Совета депутатов Ленинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, которым ФИО2 был избран главой администрации Ленинского сельского поселения, вступило в силу 27.04.2017 г.; на основании распоряжения главы администрации Ленинского поселения № 20 от 28.04.2017 года ФИО2 вступил в должность главы поселения с 01.05.2017 года, следовательно, с этого момента были прекращены полномочия ФИО1, которая в то время находилась в ежегодном очередном отпуске.
Доводы административного истца о том, что в соответствии со ст. 81 ТК РФ она не может быть уволена, и что ФИО2 мог вступить в должность только по истечении ее отпуска, суд находит необоснованными.
Период пребывания ФИО1 в отпуске, в силу положений статьи 29 Устава Ленинского сельского поселения, предусматривающей прекращение полномочий главы поселения в день вступления в должность вновь избранного главы, не может расцениваться как период, когда она исполняла свои трудовые обязанности как глава. Этот вывод согласуется и с положения Трудового кодекса. Так, согласно статьям 106, 107 ТК РФ отпуск является видом времени отдыха. Временем отдыха, в свою очередь, является время, в течение которого работник освобожден от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что если глава муниципального образования был избран на прямых выборах в 2012 году, соответственно днем окончания срока, на который он был избран, является второе воскресенье марта 2017 года. Доводы административного истца ФИО1 об ином сроке окончания её полномочий как Главы сельского поселения – главы администрации Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района Пермского края основаны на неверном толковании закона.
Также судом установлено, что пункт 2 распоряжения № 20 от 28.04.2017 года о признании недействующим распоряжения администрации Ленинского сельского поселения от 07.11.2012 № 45 «О вступлении в должность главы Ленинского сельского поселения ФИО1» распоряжением главы администрации Ленинского сельского поселения № 34 от 16.06.2017 года отменен, в связи с чем отсутствуют основания для разрешения заявленных требований.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Администрации Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района Пермского края о признании незаконным распоряжения № 20 от 28.04.2017 «О вступлении в должность главы поселения - главы администрации Ленинского сельского поселения», поскольку не представлено доказательств, свидетельствующих о его незаконности, а также доказательств, подтверждающих нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Руководствуясь ст.ст.177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации Ленинского сельского поселения о признании незаконным распоряжения от 28.04.2017 года № 20 «О вступлении в должность главы поселения – главы администрации Ленинского сельского поселения» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Т.А. Щипицина