Мотивированное решение изготовлено 6 декабря 2023 г.
Дело №2а-750/2023
УИД 33RS0006-01-2023-000569-77
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Глазковой Д.А.
при секретаре ФИО33,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виноградова Е. М., Агеева А. П., Баева А. А., Васищева Ю. А., ФИО46ФИО29, Войнова С. П., Воробьева В. А., Ерастова А. В., Захаровой В. А., Зипаловой М. В., Кипелкина Д. В., Куликовой Л. Д., Парфеновой Г. А., Платоновой А. В., ФИО15, Репкина А. Г., Садиловского В. Л., Смирнова А. И., Шведова М. Н., Вигилянской А. А., Тихоновой Н. В., Базаровой Д. С., ФИО22, Маринина А. В., Алексеевой В. Д., Алексеева А. Г., Евтеевой Н. Н. к администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области о признании постановления администрации муниципального образования Вязниковский район незаконным в части, обязании внести изменения в Проект «Город Героев»,
установил:
Виноградов Е.М., а также с учетом вступления в дело соистцов Агеев А.П., Баев А.А., Васищев Ю.А., Вигилянский Л.В., Войнов С.П., Воробьев В.А., Ерастов А.В., Захарова В.А., Зипалова М.В., Кипелкин Д.В., Куликова Л.Д., Парфенова Г.А., Платонова А.В., ФИО15, Репкин А.Г., Садиловский В.Л., Смирнов А.И., Шведов М.Н., Вигилянская А.А., Тихонова Н.В., Базарова Д.С., ФИО22, Маринин А.В., Алексеева В.Д., ФИО30 А.Г., Евтеева Н.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнения и просили признать постановление администрации муниципального образования Вязниковский район от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным в части утверждения приложения к постановлению, а именно - исключения из проекта земельного участка возле здания ПАО «Ростелеком», указанного в описании проектной ситуации использования территории как пункт 5 «Сквер у Ростелекома» и обязать администрацию муниципального образования Вязниковский район внести изменения в проект «Город героев», исключив из него часть проекта - благоустройство вышеуказанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указали на то, что оспариваемым постановлением утвержден проект благоустройства «Город героев. По пути славы вязниковцев», разработанный ООО «Владпроект». С данным постановлением истцы не согласны, поскольку в него включена часть территории возле здания ПАО «Ростелеком» под создание сквера с детской игровой площадкой и площадкой отдыха с фонтаном, которая не имеет отношения к теме проекта благоустройства. При выборе территории будущего благоустройства населению была предложена только Аллея боевой славы. При этом обсуждение эскизного проекта проводилось без информирования общественности о начале обсуждения. Помимо этого включение спорной территории нарушает генеральный план 1979 года, 2009 года, поскольку было предусмотрено создание территории административно-делового центра с определенными объектами капитального строительства, не сочетающимися с детскими площадками и фонтаном. Кроме того, в проекте отсутствует один из главных обязательных разделов любых проектов - вертикальной планировки, которая решает задачу правильной планировки всего участка площади и отвод поверхностных вод. При этом разработчик рабочего проекта, утвержденного оспариваемым постановлением администрации, не имел права вносить изменения в эскизный проект, который являлся победителем федерального конкурса на проект благоустройства, а именно включать в него фонтан. Кроме того, уже на стадии реализации проекта имеются недостатки, связанные с некачественной подготовкой и неграмотно составленным проектом, не учитывающим особенности местности.
В судебном заседании административные истцы Виноградов Е.М., Воробьев В.А., Шведов М.Н. требования поддержали по изложенным в иске основаниям, просили их удовлетворить.
Дополнительно истец Виноградов Е.М. пояснил, что генеральным планом города Вязники 1979 и 2009 годов, разработанными институтом «Владимиргражданпроект», на перекрестке улиц Комсомольская и Б.Московская было предусмотрено создание главной площади-бульвара современной части города. Кроме генерального плана институт разработал проект планировки центральной части современного города, в котором как раз и разработана концепция территории будущей площади, что не было учтено административным ответчиком. Помимо этого, согласно утвержденным советом города Правил землепользования и застройки спорная территория относится к общественно-деловой зоне, развитие и реконструкция которой осуществляется на основании проекта планировки территории. В общественно-деловой зоне застройки не предусматривается создание каких-либо игровых площадок и фонтанов. При разработке эскизного проекта создавалась видимость участия общественности в обсуждении, поскольку практически все члены комиссии находятся в прямом или непосредственном подчинении главе администрации района. Градостроительный кодекс - это главный документ, регулирующий всю градостроительную деятельность России, в том числе и правила проведения общественных обсуждений. Постановление Правительства № не устанавливает порядок проведения общественных слушаний, в нём просто прописано, что они должны проводиться и в каких случаях. Порядок их проведения установлен ГрК РФ. Кроме того, ответчиком не принимаются во внимание Правила проведения общественных слушаний, предусмотренные Уставом МО и утверждённые местным советом. В рабочем проекте отсутствует очень важный раздел для любого проекта - вертикальная планировка. Для его разработки должны были быть проведены геодезические изыскания. Возле здания Ростелекома в настоящее время ведутся строительные работы и невооружённым глазом уже видно, что для планировки этого участка потребуются сотни и сотни кубов привозного грунта. Если этого не сделать, то отвод ливневых вод будет невозможен, и часть территории будет заболачиваться. Но в смете этого проекта такие объёмы грунта отсутствуют, а значит, потребуется выделение дополнительных средств из местного бюджета. Причина всего - отсутствие комплексной проработки развития этого участка территории, предусмотренной генпланом и проектом планировки. Кроме того, администрация не обратила внимания на то, что в таблице Правил землепользования и застройки на спорной территории содержится перечень объектов капитального строительства, разрешённых к строительству в этой зоне ОД-1. Площадки отдыха качелями и фонтаны не являются объектами капитального строительства. Кроме этого, строка «Благоустройство» имеется в каждой градостроительной зоне, перечисленных в ГрК РФ, например промышленной и сельскохозяйственной. Просто ни один объект капитального строительства любой зоны не может быть построен без элементов благоустройства и строка «Благоустройство» является в данном случае вспомогательной строкой с точки зрения объектов капитального строительства. На спорной территории не предполагается капитальное строительство, оно было закончено в соответствие с генпланом в 2007 году. Теперь эта территория подлежит комплексному благоустройству с созданием главной городской площади города. В соответствии с нормативами градостроительного проектирования, разработанными по заявке администрации Вязниковского района, детские игровые площадки предусматриваются только в зонах жилой застройки.
Представитель административного истца по ордеру адвокат ФИО34 просила требования удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования «Вязниковский район» ФИО35 возражала против удовлетворения требований, указав в письменном отзыве и в объяснениях в ходе судебного разбирательства на то, что целями федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от ДД.ММ.ГГГГ№ является кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза, а также создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов. Вся подготовка к участию в федеральном конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды, включая подготовку документов (проектной и иной) для отправления на конкурсную комиссию, проведение общественного обсуждения проекта благоустройства, создания общественной комиссии из представителей органа местного самоуправления, политических партий, общественных организаций и иных лиц, приема предложений граждан и обсуждения с ними предлагаемых мероприятий по реализации проекта велась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении и распределении средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды». Федеральной комиссией по организации и проведению Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, поступившие заявки от субъектов Российской Федерации были рассмотрены, концепция проекта,количество документов, процедура составления заявки, прохождения необходимых общественных обсуждений, и по результатам рассмотрения проект администрации района «Город Героев. По пути славы вязниковцев» победил в конкурсе.Между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области и администраций района 31 марта 2023 г. заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета в 2023 году бюджету муниципального образования город Вязники на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. Согласно пункту 3.2 соглашения иной межбюджетный трансферт предоставляется муниципальному образованию при выполнении ряда условий, которые администрацией были выполнены. Также администрацией не были нарушены положения Генерального плана <адрес>, который содержит в себе информацию о том, что спорная территория, расположенная западнее <адрес>, находится в функциональной зоне «Общественно-деловая застройка». В соответствии с Правилами землепользования и застройки территория, расположенная западнее <адрес> по <адрес>, находится в территориальной зоне ОД-1 «Многофункциональные административно-деловые, общественные зоны». Согласно Правилам в территориальной зоне ОД-1 «Многофункциональные административно-деловые, общественные зоны» предусмотрен вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в части благоустройства территории, а именно: размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов. Довод истца о том, что «в проекте в нарушение пункта 13 статьи 42 ГрК РФ отсутствует раздел «Вертикальная планировка», ввиду чего проект ООО «Владпроект» не учитывает рельеф участка спорной территории с явно выраженным уклоном и не предусматривает отвод поверхностных вод с данной территории», не соответствует фактическим обстоятельствам по делу, так как проект благоустройства разрабатывался в соответствии с выполненной топографической съемкой в масштабе 1:500, следовательно, в нем учтены все особенности рельефа. Изменения были согласованы с межведомственной комиссией при губернаторе по обеспечению реализации спорного проекта. Довод истца о том, что реализация проекта в части создания «Сквера у Ростелекома» лишает вязниковцев на создание самого благоустроенного и красивого места, создававшегося несколькими поколениями вязниковцев и требующего своего завершения созданием площади» не соответствует фактическим обстоятельствам по делу. На заседании общественной комиссии по вопросу подведения итогов опроса жителей <адрес> по выбору территории для благоустройства в ближайший год в рамках Всероссийского конкурса лучших проектов благоустройства в малых городах и исторических поселениях были определены границы проектирования территории, набравшей наибольшее количество голосов при сборе предложений, - «Аллея Боевой славы». Таким образом, территория проектирования в себя включала: Аллею Боевой славы, площадь у бюста ФИО36, зону отдыха вдоль <адрес>, пешеходная зона вдоль здания администрации района, автомобильная парковка у здания администрации района, сквер у здания Ростелекома.
Иные участники судебного разбирательства, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
От заинтересованного лица Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> поступил отзыв, в котором оно не согласилось с предъявленными к администрации требованиями. В обоснование указало на то, что руководствуясь Правилами предоставления и распределения средств государственной поддержки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, администрация муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ представила на рассмотрение межведомственной комиссии при губернаторе <адрес> по обеспечению реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», на участие в конкурсе категории малые города с населением от 20 до 50 тысяч человек с проектом «Город героев. По пути славы вязниковцев». Межведомственная комиссия, рассмотрев указанную заявку, ДД.ММ.ГГГГ приняла решение о ее одобрении, затем данная заявка была направлена на рассмотрение в федеральную комиссию. Согласно протоколу заседания Федеральной комиссии по организации и проведению Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование <адрес> признано победителем VII Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. В соответствии с пунктом 30 Правил по результатам конкурса бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены муниципальные образования, до I июня 2023 г. предоставляются средства государственной поддержки из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов. Целевым назначением иного межбюджетного трансферта является финансовое обеспечение реализации победителем конкурса проекта комфортной городской среды, предусмотренного конкурсной победителя конкурса. Во исполнение указанных требований между Министерством ЖКХ и администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, предоставляемого в 2023 году из федерального бюджета бюджету <адрес> на финансовое обеспечение расходов по реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, согласно которому предусмотрено предоставление иного межбюджетного трансферта в размере 90 млн. руб. на реализацию спорного проекта. Во исполнение указанного соглашения между министерством ЖКХ как главным распорядителем бюджетных средств, и администрацией муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ заключено аналогичное соглашение. Учитывая целевое назначение иного межбюджетного трансферта, администрация <адрес> обязана направить их на реализацию спорного проекта «Город героев. По пути славы вязниковцев», в том числе на благоустройство сквера у Ростелекома. Неисполнение данных условий повлечет возврат средств иного меж6юджетного трансферта.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что администрацией муниципального образования <адрес> в целях участия в конкурсе было издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ об участии во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в 2022 году, об установлении периода приема предложений от населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которое было опубликовано в сетевом издании газеты «Маяк» ДД.ММ.ГГГГ и размещено на официальном сайте администрации муниципального образования <адрес> (т.1 л.д.30).
Поскольку по результатам заседания общественной комиссии постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении сбора предложений граждан по вопросу определения мероприятий и функций общественной территории «Аллея Боевой славы» в рамках участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в 2022 году установлен период приема предложений от населения с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ, местом сбора предложений определена администрация района (т.1 л.д.57-62).
В материалы дела представлены обсуждения, которые проводились письменно, по телефонам, по электронной почте, через интернет - приемную, через группу «Вязники наш город», мессенджерах по телефону, опросными анкетами распространялись волонтерами.
Согласно протоколу заседания общественной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ были собраны предложения населения, и по их результатам принято решение о включении в проект благоустройства территории мероприятий: организация зоны отдыха, создание детских игровых площадок для разных возрастов, организация парковок, организация безопасности территории и минимизации автомобильного движения на некоторых участках территории, создание элементов озеленения территории с сохранением существующих зеленых насаждений, организация фотозоны, организация смотровой площадки, проведение мероприятий по сохранению существующих памятников, расположенных на Аллее Боевой славы, «Памятник участникам войны в Афганистане», «Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС» (т.1 л.д.100-101).
Итоговые общественные обсуждения по проекту были проведены 12 и ДД.ММ.ГГГГ, в которых приняли участие 121 человек (т.1 л.д.104-109).
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ в межведомственную комиссию при <адрес> по обеспечению реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» была направлена конкурсная заявка, в том числе альбом с основными схемами и графическими материалами, содержащими пояснительную записку, в которой указывается площадь объекта, комплекс мероприятий, связанных с реализацией проекта (далее - концепция проекта) с необходимыми документами (т.1 л.д.110-139).
На основании протокола межведомственной комиссии при <адрес> по обеспечению реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» от ДД.ММ.ГГГГ документы по составу и содержанию проверены, заявка администрации района удовлетворена, принято решение о направлении ее в Федеральную комиссию по организации и проведению Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ заявка на участие в конкурсе направлена в Федеральную комиссию по организации и проведению Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (т.1 л.д.140).
Федеральной комиссией по организации и проведению Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды ДД.ММ.ГГГГ поступившие заявки от субъектов Российской Федерации были рассмотрены, концепция проекта, количество документов, процедура составления заявки, прохождения необходимых общественных обсуждений, и по результатам рассмотрения проект администрации района «<адрес>. По пути славы вязниковцев» победил в конкурсе.
Между Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (далее - МЖХК) и администраций района ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение № о предоставлении субсидии из областного бюджета в 2023 году бюджету муниципального образования <адрес> на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее - соглашение) (т.1 л.д.143-152).
Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ с учетом изменений, внесенных постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден проект благоустройства «<адрес>. По пути славы вязниковцев» (т.1 л.д.187-226, т.2 л.д.141-233).
В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ, протоколом заседания межведомственной комиссии при <адрес> по обеспечению реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» одобрена проектная документация для реализации вышеуказанного проекта благоустройства (т.1 л.д.238-242).
Не соглашаясь с указанным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№, административные истцы указали на то, что при сборе предложений от населения в части выбора места благоустройства, проведения общественных слушаний при обсуждении наполнения проекта благоустройства были допущены нарушения законодательства, в частности, положений ГрК РФ, а именно статьи 5.1 Кодекса.
Согласно части 1 данной нормы в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, исходя из названия статьи и положений вышеназванной части статьи 5.1 ГрК РФ, она не применяется к проведению общественных обсуждений проектов благоустройства.
Данный вопрос урегулирован специальным нормативно-правовым актом, а именно постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении и распределении средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды» (далее - постановление Правительства №).
Согласно пункту 4 постановления Правительства №при подготовке документов, включая проектную и иную документацию, органом местного самоуправления проводится общественное обсуждение документов в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды» (далее - Правила предоставления субсидии).
Пунктом 5 постановления Правительства №определен перечень случаев, при которых муниципальные образования не допускаются к участию к конкурсу.
Пунктом 6 постановления Правительства №определены критерии для участников конкурса.
Определение победителей конкурса осуществляется федеральной комиссией, состав которой утверждается Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, являющимся куратором национального проекта «Жилье и городская среда», по представлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства №.
Согласно пункту 9 постановления Правительства №орган местного самоуправления, принявший решение об участии в конкурсе, обеспечивает проведение общественного обсуждения проекта жителями населенного пункта, на территории которого предусматривается реализация проекта, на предмет выбора общественной территории, на которой будет реализовываться проект. В рамках проведения указанного общественного обсуждения орган местного самоуправления принимает решение об участии в конкурсе, о начале приема предложений от населения об общественной территории и об определении пунктов сбора таких предложений.
Для организации общественного обсуждения проектов и подведения его итогов орган местного самоуправления создает общественную комиссию из представителей органа местного самоуправления, политических партий, общественных организаций и иных лиц (далее - общественная комиссия), за исключением случаев, если общественная комиссия была ранее создана в муниципальном образовании в соответствии с пунктом 12 или 14 (2) Правил предоставления субсидий.
Орган местного самоуправления в течение 3 календарных дней после определения общественной комиссией общественной территории, на которой будет реализовываться проект, принимает решение о начале приема от населения предложений и об обсуждении с населением предлагаемых мероприятий по реализации проекта и функций общественной территории, на которой будет реализовываться проект. Указанное решение в этот же срок публикуется в средствах массовой информации и размещается на официальном сайте соответствующего муниципального образования в сети Интернет.
Общественная комиссия на очном заседании принимает решение о подведении итогов приема предложений от населения, проведенного в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, и определяет перечень мероприятий по реализации проекта и функций общественной территории, на которой будет реализовываться проект (пункт 11 постановления Правительства №).
Орган местного самоуправления с учетом решения общественной комиссии, указанного в пункте 12 настоящих Правил, формирует проект для направления на конкурс, а также представляет соответствующую конкурсную заявку, оформленную в соответствии с пунктами 17-18 настоящих Правил, на рассмотрение в межведомственную комиссию под руководством высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, созданную в соответствии с подпунктами «д» - «д2» пункта 10 Правил предоставления субсидий (пункт 12 постановления Правительства №).
Высшее должностное лицо (председатель высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации вправе представить в федеральную комиссию неограниченное количество конкурсных заявок (пункт 14 постановления Правительства №).
В соответствии с пунктом 17 постановления Правительства №в состав конкурсной заявки включаются следующие документы:
а) письмо за подписью главы муниципального образования с указанием наименования проекта;
б) решение общественной комиссии и межведомственной комиссии об одобрении конкурсной заявки;
в) информация, подтверждающая проведение общественного обсуждения проекта в соответствии с пунктами 9-12 настоящих Правил, а также иная информация о формах участия и вовлечения граждан и общественности на всех этапах подготовки и реализации проекта;
г) альбом с основными схемами и графическими материалами, требования к содержанию которого устанавливаются федеральной комиссией;
д) сведения (в табличной форме) о мероприятиях по реализации проекта, а также сведения о синхронизации мероприятий по реализации проекта с иными мероприятиями, реализуемыми на территории населенного пункта в рамках национальных проектов (программ) и государственных и муниципальных программ формирования современной городской среды, с выделением этапов реализации проекта, включая адрес и характеристики объектов, имущественную принадлежность, вид и объем планируемых мероприятий по реализации проекта, срок их реализации и источник финансирования;
е) презентация, содержащая основные изображения и схемы;
ж) технико-экономическое и финансовое обоснование проекта согласно методике оценки (укрупненный сметный расчет и схема финансирования проекта), содержащее в том числе информацию о площади общественной территории, на которой будет реализовываться проект, об экономических и социальных эффектах, демографических характеристиках муниципального образования, предполагаемой стоимости реализации проекта и источниках его финансирования;
ж(1)) обращение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации), содержащее обязательство субъекта Российской Федерации предусмотреть в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетные ассигнования на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий по реализации проекта, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета;
ж(2)) документы, подтверждающие наличие зон охраны объектов культурного наследия, а также территорий объектов археологического наследия (при наличии таких объектов на территории, благоустраиваемой в рамках проекта);
з) иные документы, определенные федеральной комиссией.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, администрацией района в целях участия в конкурсе было издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ об участии во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в 2022 году, об установлении периода приема предложений от населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Указанное постановление администрации района было опубликовано в сетевом издании газеты «Маяк» ДД.ММ.ГГГГ, размещено на официальном сайте администрации муниципального образования <адрес>.
В указанный период был проведен сбор предложений от населения, который осуществлялся в администрации района письменно, по телефонам, по электронной почте, через интернет - приемную, через группу «Вязники наш город», мессенджерах по телефону, опросными анкетами через волонтеров.
Решением Совета народных депутатов муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена общественная комиссия.
Как установлено в судебном заседании, согласно протоколу заседания общественной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за период голосования было получено 5305 голосов, по результатам заседания была отобрана территория «Аллея Боевой славы».
Постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении сбора предложений граждан по вопросу определения мероприятий и функций общественной территории «Аллея Боевой славы» в рамках участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в 2022 году установлен период приема предложений от населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, местом сбора предложений определена администрация района. Обсуждения проводились письменно, по телефонам, по электронной почте, через интернет - приемную, через группу «Вязники наш город», мессенджерах по телефону, опросными анкетами распространялись волонтерами. Указанное постановление администрации района было опубликовано в сетевом издании газеты «Маяк» ДД.ММ.ГГГГ, размещено на официальном сайте администрации муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Согласно протоколу заседания общественной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ были собраны предложения населения (всего заполнена 1161 анкета) и по их результатам принято решение о включении в проект благоустройства территории мероприятий: организация зоны отдыха, создание детских игровых площадок для разных возрастов, организация парковок, организация безопасности территории и минимизации автомобильного движения на некоторых участках территории, создание элементов озеленения территории с сохранением существующих зеленых насаждений, организация фотозоны, организация смотровой площадки, проведение мероприятий по сохранению существующих памятников, расположенных на Аллее Боевой славы, «Памятник участникам войны в Афганистане», «Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС».
Итоговые общественные обсуждения по проекту были проведены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в которых приняли участие 121 человек.
Оснований считать данные обсуждения незаконными, поскольку они оформлены протоколом ненадлежащей формы, у суда не имеется.
Кроме того, истцы ссылались на то, что проект благоустройства нарушает генеральный план города, Правила землепользования и застройки, градостроительный регламент, проект планировки центральной части города.
Вместе с тем Генеральный план муниципального образования «<адрес>», утержденный решением Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Генеральный план), содержит в себе информацию о том, что территория, расположенная западнее <адрес>, находится в функциональной зоне «Общественно-деловая застройка». В соответствии со статьей 2 ГРК функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки поселения «<адрес>», утвержденными решением Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№, (далее - Правила) территория, расположенная западнее <адрес>Б по <адрес>, находится в территориальной зоне ОД-1 «Многофункциональные административно-деловые, общественные зоны». Согласно Правилам в территориальной зоне ОД-1 «Многофункциональные административно-деловые, общественные зоны» предусмотрен вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: Благоустройство территории: Размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов
Следовательно, на указанной территории (земельном участке) в рамках выполнения благоустройства территории возможно размещение малых архитектурных форм, некапитальных сооружений, что не является нарушением Генерального плана и Правил.
Согласно статье 2 ГрК РФ градостроительным регламентом является устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Градостроительные регламенты для территориальных зон установлены Правилами.
Согласно справке управления строительства и архитектуры администрации района от ДД.ММ.ГГГГ№ для территориальной зоны ОД-1 «Многофункциональные административно-деловые, общественные зоны» установлены виды разрешенного использования, в том числе благоустройство территории.
Следовательно, установленные градостроительные регламенты не нарушены.
В соответствии с действующим законодательством разработка документации по планировке территории в обязательном порядке осуществляется в рамках процедуры комплексного развития территории. Также в соответствии с пунктом 3 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории является обязательной в целях размещения объекта капитального строительства в следующих случаях:
1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;
3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;
4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);
5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;
6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда;
7) планируется осуществление комплексного развития территории;
8) планируется строительство объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, законодательством не предусмотрено требование об обязательной разработке документации по планировке территории перед выполнением работ по подготовке проекта благоустройства и его реализацией.
Согласно части 4 статьи 12 ГрК РФ материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат в том числе, схему вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, подготовленную в случаях, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ввиду того, что проект планировки территории не разрабатывался он не может содержать указанные данные.
Также в данном пункте указано, что схема вертикальной планировки разрабатывается в случаях, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр «Об установлении случаев подготовки и требований к подготовке входящей в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории схемы вертикальной планировки, инженерной подготовки и инженерной защиты территории» схема вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, входящая в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории (далее - Схема), подготавливается в следующих случаях:
а) если проект планировки территории предусматривает размещение объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, автомобильных дорог общего пользования, проездов, железнодорожных линий, выделение элементов улично-дорожной сети, при условии размещения таких объектов и (или) выделения таких элементов на территории с рельефом, имеющим уклон более 8 процентов. В этом случае подготовка Схемы осуществляется применительно к территории, в отношении которой подготавливается проект планировки;
б) если проект планировки территории предусматривает размещение автомобильных дорог общего пользования, проездов, железнодорожных линий, выделение элементов улично-дорожной сети, при условии размещения таких объектов и (или) выделения таких элементов на территории с рельефом, имеющим уклон равный 8 и менее процентов. В этом случае подготовка Схемы осуществляется только в отношении территории, предназначенной для размещения автомобильной дороги общего пользования, проездов, железнодорожных линий, и (или) в отношении территории на которой выделяются элементы улично-дорожной сети;
в) если проект планировки территории предусматривает размещение объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, автомобильных дорог общего пользования, проездов, железнодорожных линий, выделение элементов улично-дорожной сети в районах развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов.
Таким образом, именно в проекте планировки, в случаях предусмотренных Минстроем, необходимо разрабатывать раздел вертикальная планировка, а не в проекте благоустройства.
Изложенное также подтвердила допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста главный архитектор ФИО37 Вместе с тем в дальнейшем при повторном допросе она указала на то, что фактически вертикальная планировка территории проведена.
Кроме того, в судебном заседании административный истец Виноградов Е.М. неоднократно ссылался на то, что в первоначальном проекте благоустройства, выполненном АНО «Центр компетенций», а также в дальнейшем направленном для участия в конкурсе в Минстрой, отсутствует такой элемент благоустройства как фонтан, однако в рабочем проекте, утвержденном оспариваемым им постановлением администрации муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№ он имеется, что является нарушением, поскольку в проект не могут быть внесены изменения.
Действительно, первоначальный эскизный проект благоустройства не предусматривает установку фонтана.
Как следует из представленных видеоматериалов общественных обсуждений проекта от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, упоминание о фонтане было озвучено директором АНО «Центр компетенций ФИО38, которая указала на то, что поступило предложение включить в проект благоустройства фонтан.
Оспариваемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрена установка динамического фонтана в сквере у «Ростелекома».
Протоколом заседания межведомственной комиссии при <адрес> по обеспечению реализации федерального проекта «Формрование комфортной городской среды» от ДД.ММ.ГГГГ проектная документация для реализации проекта «<адрес>. По пути славы вязниковцев» в городе Вязники - победителя VII Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды была одобрена, решено направить проектную документацию в Минстрой России.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6.1.4 соглашения о предоставлении иного бюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, предоставляемого в 2023 году из федерального бюджета бюджету <адрес> на финансовое обеспечение расходов по реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды» от ДД.ММ.ГГГГ№ внесение отдельных изменений в проект муниципального образования - победителя конкурса допускается при соблюдении следующих условий:
а) изменения проектной документации не предусматривают изменений (уменьшения) границ проекта, функционального зонирования, основных планировочных, архитектурных и дизайнерских решений;
б) изменения проектной документации соответствуют законодательству в области сохранения культурного наследия.
Учитывая изложенное в указанном соглашении, одобрение рабочего проекта благоустройства межведомственной комиссией, оснований для признания незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ в связи с различиями в наполнении (появление фонтана) суд не усматривает.
Истцами также указывается на то, что уже на стадии реализации проекта имеются недостатки, связанные с некачественной подготовкой и неграмотно составленным проектом, не учитывающим особенности местности.
В подтверждение данных доводов по ходатайству Виноградова Е.М. были допрошены в качестве свидетелей ФИО39 и ФИО40, которые дали показания о том, что проживают рядом с участком на <адрес>, где идет благоустройство, дом расположен ниже по уровню земельного участка и постоянно в период таяния снега и обильных дождей идет подтопление. Однако в настоящее время для реализации проекта земельный участок, на котором идет благоустройство, еще поднят по уровню, в связи с чем затопление будет серьезным, поскольку нет водостока и водоотвода.
Между тем данные доводы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку носят предположительный характер ввиду того, что проект благоустройства еще не завершен, работы не приняты в установленном законом порядке.
Согласно статье 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1).
Вместе с тем административными истцами не представлено доказательств нарушения администрацией муниципального образования Вязниковский район их прав, в связи с чем требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление Виноградова Е. М., Агеева А. П., Баева А. А., Васищева Ю. А., ФИО43 Льва ФИО29, Войнова С. П., Воробьева В. А., Ерастова А. В., Захаровой В. А., Зипаловой М. В., Кипелкина Д. В., Куликовой Л. Д., Парфеновой Г. А., Платоновой А. В., ФИО15, Репкина А. Г., Садиловского В. Л., Смирнова А. И., Шведова М. Н., Вигилянской А. А., Тихоновой Н. В., Базаровой Д. С., ФИО22, Маринина А. В., Алексеевой В. Д., Алексеева А. Г., Евтеевой Н. Н. к администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области о признании постановления администрации муниципального образования Вязниковский район незаконным в части, обязании внести изменения в Проект «Город Героев» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.А. Глазкова