ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7510-2019 от 22.07.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-7510-2019

Решение

Именем Российской Федерации

г. Якутск 22 июля 2019г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Скрябиной В.Е.

с участием представителя административного истца- ФИО1

представителя административного ответчика – ФИО2

представителей заинтересованного лица- ФИО3, ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Технический лицей ФИО5 к Управлению образования Окружной администрации г. Якутска о признании незаконными приказов, справки, протокола

установил:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Технический лицей ФИО5 (далее по тексту Технический лицей) обратилось в суд с административным иском к Управлению образования Окружной администрации г. Якутска о признании недействительными приказов, справки, протокола. В обоснование иска указано, что приказом Управления образования ОА г. Якутска от ____ 2019 г. на Технический лицей и СОШ №17 возложена обязанность заключить договоры безвозмездного пользования государственным имуществом РС (Я), расположенным по адресу: ____ с ГБУ РС (Я) «Служба эксплуатационно -технического объединения». На основании приказа Управления образования ОА г. Якутска от ____ 2018 г. в СОШ №17 открыты ___ дополнительных первых класса на 2018-2019 учебный год с наполняемостью ___ человека в классах, укомплектованы дополнительные первые классы СОШ №17 в здании по адресу: ____. Приказом от ____ 2019г. «О дополнении приказа Управления образования Окружной администрации г. Якутска от ____ 2018г. №01-10/672 «О разрешении образовательного процесса в объектах, вновь приобретенных для создания дополнительных классов муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа «город Якутск» с ____ 2018 года» на Технический лицей возложена обязанность заключить договор безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Саха (Якутия), расположенным по адресу: ____, с ГБУ РС (Я) «Служба эксплуатационно- технического объединения» с указанием фактически занимаемой площади, обеспечить реализацию образовательного процесса в соответствии с учебным планом, не препятствовать МОБУ СОШ №17 в реализации образовательного процесса, производить оплату за эксплутационные, коммунальные и необходимые административно-хозяйственные услуги за счет предусмотренных в плане финансово-хозяйственной деятельности МОБУ Технический лицей ФИО5 за все здание, расположенное по адресу: ____ согласно договору безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Саха (Якутия). Данные приказы от ____ 2019г. и ____ 2019г. , справку о результатах выездной проверки, протокол рабочего совещания по вопросу размещения СОШ №17 и Технического лицея в здании по адресу: <...> административный истец считает незаконными, нарушающими его права, поскольку на основании распоряжения МИЗО РС (Я) от ____ 2018г. между МОБУ Технический лицей ФИО5 и ГБУ РС (Я) «Служба эксплуатационно - технического обеспечения» заключен договор безвозмездного пользования государственным имуществом – зданием по адресу: ____ сроком до ____.2020. Кроме того, нарушены права учащихся, которые ездят по другим адресам на занятия на уроки химии, физики. Просит признать указанные приказы Управления образования ОА г. Якутска, справку Управления образования ОА г. Якутска о результатах выездной проверки от ____ 2019г., протокол рабочего совещания по вопросу размещения МОБУ СОШ №17 и МОБУ Технический лицей ФИО5 в здании по ул. Кирова 15 от ____ 2019 г. недействительными.

В суде представитель административного истца требования поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что оспариваемыми решениями нарушены права учащихся, у Технического лицея отсутствуют помещения для занятий, что является препятствием для получения лицензии.

Представитель административного ответчика с административным иском не согласилась, просила отказать, пояснив, что приказы изданы по исполнение распоряжения МИЗО РС (Я), в пределах полномочий Управления образования ОА г. Якутска.

Представители заинтересованного лица также просили в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в отзыве на административный иск. Пояснив, что административным истцом не предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемыми решениями, нарушены его права.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как видно из материалов дела, ____ 2018 г. Управлением образования издан приказ «Об открытии дополнительных первых классов на 2018-2019 учебный год в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №17 городского округа «город Якутск», которым предусмотрено в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №17» городского округа «город Якутск» открыть ___ дополнительных первых класса на 2018-2019 учебный год с наполняемостью 34 человека в классах, укомплектовать дополнительные первые классы МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №17 городского округа «город Якутск» в здании, расположенном по адресу: ____

Приказом Управления образования Окружной администрации г. Якутска от ____ 2019г. на Технический лицей и СОШ №17 возложена обязанность заключить договоры безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Саха (Якутия), расположенным по адресу: ____ с ГБУ РС (Я) «Служба эксплуатационно - технического объединения».

____ 2019 г. Управлением образования ОА г. Якутска издан приказ «О дополнении приказа Управления образования Окружной администрации г. Якутска от ____ 2018г. «О размещении образовательного процесса в объектах, вновь приобретенных для создания дополнительных классов муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа «город Якутск» с ____ 2018 года», которым на МОБУ Технический лицей и МОБУ СОШ №17 возложена обязанность заключить договор безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Саха (Якутия), расположенным по адресу: ____ с ГБУ РС (Я) «Служба эксплуатационно-технического объединения» с указанием фактически занимаемой площади, обеспечить реализацию образовательного процесса в соответствии с учебным планом, МОБУ Технический лицей не препятствовать МОБУ СОШ №17 в реализации образовательного процесса, производить оплату за эксплутационные, коммунальные и необходимые административно-хозяйственные услуги за счет предусмотренных в плане финансово-хозяйственной деятельности МОБУ Технический лицей ФИО5 за все здание, расположенное по адресу: ____ согласно договору безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Саха (Якутия).

Согласно ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право на осуществление функций учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на ____ 2008 года.

В соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении образования Окружной администрации города Якутска, утвержденным решением Якутской городской Думы от ____2012 № РЯГД-48-14, Управление образования ОА г. Якутска является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру ОА г. Якутска, обеспечивающим надлежащее осуществление ОА г. Якутска полномочий в сфере образования, а также в сфере воспитания в рамках осуществления органами местного самоуправления городского округа «город Якутск» полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.

Согласно Положению об Управлении образования Окружной администрации г. Якутска, утвержденному решением Якутской городской Думы от 14 сентября 2012г. №РЯГД-48-14, к полномочиям Управления по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных общеобразовательных учреждений, осуществление правового регулирования по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, осуществление в пределах своей компетенции разработки и принятия правовых актов – приказов и распоряжений, обязательных для исполнения подведомственными учреждениями.

ОА г. Якутска является учредителем Технического лица и СОШ №17, что подтверждается Уставами образовательных учреждений. Функции и полномочия учредителя ОА г. Якутска исполняет через свои структурные подразделения (п.2.2. Устава).

Таким образом, оспариваемые приказы изданы Управлением образования ОА г. Якутска в пределах предоставленных полномочий в целях обеспечения общедоступного и бесплатного начального общего образования.

Управление образования ОА г. Якутска как орган местного самоуправления, учредитель образовательных учреждений, с учетом численности детей школьного возраста вправе издать приказ об открытии ___ дополнительных первых классов на 2018-2019 учебный год с наполняемостью 34 человека в классах.

Как видно из материалов дела, оспариваемые приказы изданы во исполнение распоряжения МИЗО РС (Я) от ____ 2019г. , которым дано согласие ГБУ РС (Я) «Служба эксплуатационно- технического обеспечения» на предоставление в безвозмездное пользование здания, являющегося государственной собственностью Республики Саха (Якутия), расположенного по адресу: ____, следующим учреждениям: Технический лицей- часть 1 этажа, и 2 этаж, общей полезной площадью ___ кв.м., СОШ №17 - часть 1 этажа, общей полезной площадью ___ кв.м.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона Республики Саха (Якутия) от 08.11.2012 1125-З № 1135-IV «Об управлении государственной собственностью Республики Саха (Якутия) (новая редакция)», Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.05.2011 № 226, а также Порядком предоставления в безвозмездное пользование зданий, строений, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.01.2011 № 6, МИЗО Республики Саха (Якутия) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Саха (Якутия). При этом оно дает согласие бюджетным учреждениям Республики Саха (Якутия) на предоставление в безвозмездное пользование закрепленного за ними на праве оперативного управления недвижимого имущества, закрепленного за ним.

Согласно п. 4 вышеуказанного Порядка решения по таким вопросам принимаются МИЗО Республики Саха (Якутия) по согласованию с отраслевым министерством (ведомством) Республики Саха (Якутия) на основании подписанного руководителем бюджетного учреждения заявления о предполагаемом им совершении сделки в отношении недвижимого имущества с обоснованиями ее совершения и приложением предусмотренных документов.

Таким образом, приказы Управлением образования ОА г. Якутска изданы во исполнение решения собственника государственного имущества – здания по ____ - МИЗО РС (Я), в пределах предоставленных полномочий.

Исходя из п. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания действий (бездействия), решений должностного лица, государственного органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав законных интересов административного истца. При этом решение вопроса о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что, признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) должностного лица и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Как следует из установленных судом обстоятельств дела, оспариваемые приказы Управления образования ОА г. Якутска изданы административным ответчиком в пределах возложенных на него действующими нормативными правовыми актами полномочий, на основании распоряжения МИЗО РС (Я) собственника государственного имущества.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания приказов незаконными.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, не любое действие (бездействие), а также решение органов и должностных лиц может быть предметом самостоятельной судебной проверки в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений.

Оспариваемые справка и протокол рабочего совещания не обладают признаками нормативного правового акта, так как ими не устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц. Кроме того, данные документы не создают обязанности для конкретных субъектов, не нарушают прав и законных интересов истца, каких-либо негативных последствий непосредственно сами по себе не оказывают.

Таким образом, оспариваемые справка о результатах выездной проверки от ____ 2019г., протокол рабочего совещания от ____ 2019г. не могут являться самостоятельным предметом судебного разбирательства, поскольку не возлагают на истца каких-либо обязанностей и не ограничивают его права и свободы, в связи с чем не подлежат оспариванию в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Следовательно, производство по делу в части признания справки и протокола совещания незаконными подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Технический лицей ФИО5 к Управлению образования Окружной администрации г. Якутска о признании незаконными приказов отказать.

Производство по делу в части требования о признании справки и протокола незаконными прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья В.Г. Смирникова