УИН: 56RS0018-01-2020-010087-43
№2а-916/2021 (2а-7516/2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 1 февраля 2021 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Линьковой В.В.,
при секретаре Казбулатовой Р.Р.
с участием представителя административных ответчиков ...
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга, начальнику ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга ..., Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, заместителю руководителя УФНС России по Оренбургской области ... о признании решений, требования незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что решением ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга от 10 марта 2020 года N привлечен к налоговой ответственности за неуплату НДФЛ в результате занижения налоговой базы. На основании данного решения 18 августа 2020 года ФИО1 выставлено требование об уплате недоимки по НДФЛ сроком исполнения до 22 сентября 2020 года.
Решением ФНС по Оренбургской области от 3 сентября 2020 года N жалоба ФИО1 на решение ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга от 10 марта 2020 года N оставлена без удовлетворения.
С данными решениями и требованием административный истец не согласен, просит признать их незаконными и отменить, поскольку доход от реализации в 2018 году недвижимого имущества получен им в рамках осуществления предпринимательской деятельности и подлежит налогообложению по УСН, а поданная им налоговая декларация 3-НДФЛ за 2018 год в качестве физического лица является ошибочной.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ... не присутствовали, о нём были извещены надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой.
Административный истец о причинах неявки суду не сообщил, его представитель ... просил об отложении судебного заседания в связи с его занятостью в другом судебном процессе. На судебное заседание, назначенное на 20 января 2021 года административный истец и его представитель, будучи извещенными надлежащим образом, также не явились. Доказательств наличия уважительных причин неявки суду не представили.
С учётом изложенного, принимая во внимание, что суду не представлены доказательства невозможности рассмотрения дела в отсутствие представителя административного истца, в удовлетворении ходатайства представителя административного истца об отложении рассмотрения дела отказано, дело рассмотрено в отсутствие административного истца и его представителя.
Административные ответчики начальник ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга ..., заместитель руководителя УФНС России по Оренбургской области ... в судебное заседание не явились, о нём уведомлены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении судебных повесток.
Представитель административных ответчиков ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга и УФНС России по Оренбургской области ... против удовлетворения административного иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав пояснения представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
В силу пунктов 1,3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, указанных в пунктах 2.3 и 6 настоящей статьи), с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В соответствии с положениями статьи 217.1 НК РФ (в редакции на 2018 год) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, указанных в пунктах 2.3 и 6 настоящей статьи), с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Судом установлено, что 28 июня 2017 года за ФИО1 зарегистрировано недвижимое имущество: земельный участок кадастровый N, по адресу ..., земельный участок кадастровый N по адресу ..., нежилое помещение прирельсового склада кадастровый N по адресу ... здание кадастровый N по адресу ....
Согласно договорам купли-продажи от 19 апреля 2018 года и от 27 ноября 2018 года ФИО1 продал указанное имущество за 310 000 рублей, в том числе 200 000 рублей – земельные участки, 110 000 рублей – помещения.
20 августа 2019 года ФИО1 представил в ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга налоговую декларацию на доходы физических лиц за 2018 год по доходам, полученным от реализации недвижимости. Сумма налога к уплате указана 0.
В связи с поступлением декларации в отношении ФИО1 налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка.
Согласно акту проверки от 3 декабря 2019 года кадастровая стоимость объектов по состоянию на 1 января 2018 года составила: земельный участок кадастровый N, по адресу ... – 6872027 рублей, земельный участок кадастровый N по адресу ... – 212902 рубля, нежилое помещение прирельсового склада кадастровый N по адресу ... – 11 959 718 рублей 68 копеек, здание кадастровый N по адресу ... – 49 454 рубля 06 копеек.
Поскольку доход ФИО1 от продажи объектов недвижимого имущества, находящихся в его собственности менее 5 лет, составил 310 000 рублей, что менее кадастровой стоимости указанных объектов, на основании пункта 5 статьи 217.1 НК РФ с учётом налогового вычета в размере 250 000 рублей, ФИО1 доначислен налог на доходы физического лица от продажи недвижимого имущества в размере:
(19 094 101 руб. 74 копейки (кадастровая стоимость объектов) * 0,7 (понижающий коэффициент)- 350 000 рублей(налоговый вычет))*13% = 1 575 063 рубля.
Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Поскольку ФИО1 не оплатил НДФЛ в размере 1 575 063 рубля до 15 июля 2019 года, а налоговая декларация не было представлена им в срок до 30 апреля 2019 года, в отношении ФИО1 вынесено решение о привлечении его к налоговой ответственности от 10 марта 2020 года, в соответствии с которым ему предложено оплатить НДФЛ в размере 1 575 063 рубля, пени в размере 83 662 рубля 10 копеек и штраф в соответствии о статьями 119,122 Налогового кодекса Российской Федерации с учётом положений статей 112,114 НК РФ в размере 157 506 рублей.
В апелляционном порядке решение ФИО1 не обжаловал.
На основании решения от 10 марта 2020 года в адрес ФИО1 выставлено требование от 18 августа 2020 года об уплате недоимки по НДФЛ, штрафа и пени сроком исполнения до 22 сентября 2020 года.
Административный истец подал жалобу на вступившее в законную силу решение. Решением заместителя руководителя УФНС по Оренбургской области ... от 3 сентября 2020 года решение о привлечении к налоговой ответственности от 10 марта 2020 года оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
Решение от 10 марта 2020 года принято полномочным должностным лицом в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации и соответствует требованиям налогового законодательства.
С 18 апреля 2013 года по 2 декабря 2019 года ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно выписке из ЕГРИП им осуществлялись следующие виды деятельности: деятельность ресторанов, розничная торговля в неспециализированных магазинах, розничная торговля пищевыми продуктами, прочая розничная торговля, деятельность баров, автомобильного грузового транспорта, разбор и снос зданий, земляные работы, производство общестроительных работ, монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций, устройство покрытий зданий, прочие строительные работы, монтаж строительных лесов, строительтсов фундаментов, бурение водяных скважин, бетонные, железобетонные, каменные, электромонтажные, санитрно-технические работы, монтаж металлоконструкций, прочего инженерного оборудования, штукатурные работы, столярные, плотнические, малярные, стекольные, отделочные работы, аренда строительных машин и оборудования с оператором.
Доводы административного истца о том, что недвижимое имущество было приобретено и реализовано ФИО1 как индивидуальным предпринимателем и подлежало налогообложению по УСН, следует признать необоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.
Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доходы от деятельности, подпадающей под виды деятельности, указанные индивидуальным предпринимателем в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности.
В связи с этим в случае если индивидуальный предприниматель осуществляет вид предпринимательской деятельности по продаже недвижимого имущества, то доходы от его продажи учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
В случае если индивидуальный предприниматель не осуществляет вид предпринимательской деятельности по продаже имущества и имущество не использовалось в предпринимательской деятельности, то указанные доходы индивидуального предпринимателя подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Из материалов дела следует, что ФИО1 не осуществлял предпринимательскую деятельность по продаже имущества. Из материалов камеральной налоговой проверки, проведенной на основе налоговой декларации ИП ФИО1 по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год ФИО1 в письменных пояснениях указал, что недвижимое имущество (строения, сооружения) с кадастровыми номерами N в предпринимательской деятельности им не использовалось, для этого было непригодно. Из договоров купли-продажи также следует, что данное имущество приобретено и продано ФИО1 как физическим лицом.
Кроме того, при подаче в 2018 году ИП ФИО1 декларации УСН доходы от реализации недвижимого имущества не были включены в состав доходов ИП от реализации недвижимого имущества.
В связи с изложенным, ФИО1 правомерно доначислен налог на доходы физического лица в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 228, пунктом 1 статьи 210, пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса.
При этом при определении налоговой базы налоговым органом правомерно принята во внимание кадастровая стоимость объектов по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, то есть 2018 года.
Кадастровая стоимость объектов, установленная решением Оренбургского областного суда от 13 мая 2020 года, не может быть применена при исчислении НДФЛ, исходя из следующего.
Объектом налогообложения по НДФЛ в силу статьи 41 НК РФ является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц".
Исходя из положений части 1 статьи 391 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и части 1 статьи 402 НК РФ, для целей определения налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц используется кадастровая стоимость земельных участков и объектов недвижимости, принадлежащих им на праве собственности.
Из приведенных норм следует, что налогооблагаемой базой для исчисления налога на доходы физических лиц являются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, в том числе суммы, полученные от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
Действие статьи 52 НК РФ в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", изменившего порядок применения установленной решениями комиссии или суда кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, распространяется только в отношении имущественных налогов (земельного налога, налога на имущество физических лиц), осуществление перерасчета исчисленного налога на доходы физических лиц данной нормой закона не предусмотрено.
В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Поскольку в отношении ФИО1 принято решение о привлечении его к налоговой ответственности, ц ответчика имелось предусмотренное законом основание выставить требование об уплате налога. Срок и порядок выставления налогового требования не нарушен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
В силу статьи 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).
По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения.
Решение заместителя руководителя УФНС по Оренбургской области ... от 3 сентября 2020 года N принято полномочным должностным лицом, с соблюдением порядка принятия, соответствует требованиям закона и не нарушает права и свободы административного истца.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска ФИО1 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 290,175,180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга, начальнику ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга ..., Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, заместителю руководителя УФНС России по Оренбургской области ... о признании решения от 3 сентября 2020 года N, от 10 марта 2020 года N, требования N от 12 августа 2020 года незаконными – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись В.В. Линькова
Решение в окончательной форме принято: 18 февраля 2021 года
Судья подпись В.В. Линькова