Дело №2а-751/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 апреля 2017 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
в составе: председательствующего судьи Хрисанфова И.В.,
при секретаре Ивановой Е.В.,
с участием прокурора Оленевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Администрации г. Смоленска о признании незаконными Правил благоустройства г. Смоленска в части,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации г. Смоленска о признании незаконным п.5.5.7 Правил благоустройства г. Смоленска.
В обоснование иска он указал, что был привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренного ст.17.4 Закона Смоленской области от 25.06.2003 №28-з «Об административных правонарушений на территории Смоленской области» за стоянку автомобиля на местах благоустройства во дворе дома <адрес>. Правило, изложенное в п.5.5.7 Правил благоустройства г. Смоленска, утвержденных Постановлением Администрации г. Смоленска от 31.03.2014 №568-адм, в соответствии с которым на придомовых территориях запрещается движение, остановка и стоянка транспортных средств на тротуарах, детских игровых площадках, местах благоустройства и участках с зелеными насаждениями, на контейнерных площадках и территориях, прилегающих к ним, кроме транспортных средств, используемых для проведения работ по благоустройству города, аварийно-восстановительных работ, а также транспортных средств оперативных служб, противоречит КоАП РФ, Федеральному закону от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правилам дорожного движения РФ, утвержденным постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 №1090. Федеральное законодательство не предполагает установление дополнительных запретов для остановки и стоянки транспортных средств, следовательно, и ответственность за их нарушение. Запрет на стоянку автомашин на озелененных территориях предусмотрен п.6.3 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ, утвержденными приказом Госстроя России от 15.12.1999 №153, п.3.9.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, что свидетельствует о принятии оспариваемой нормы в части регламентации стоянки автотранспорта с нарушением компетенции в данной сфере.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате и времени рассмотрения дела.
Представитель Администрации г. Смоленска ФИО2 в судебном заседании иск не признала. Она пояснила, что принятая норма не противоречит действующему федеральному законодательству.
Прокурор Оленева Е.Е. полагала, что заявление подлежит удовлетворению.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решения органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконного возложены какие-либо обязанности.
В силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в частности, утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены.
Полномочия местной администрации по решению вопросов местного значения определяются уставом муниципального образования (ст.37 указанного закона).
Согласно п./п. 27 п.1 ст.41 Устава города Смоленска (новая редакция) (принят решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 164) к компетенции Администрации города Смоленска относятся утверждение правил благоустройства территории города Смоленска, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 31.03.2014 N 568-адм утверждены Правила благоустройства г. Смоленска (далее - Правила).
Пунктом 5.5.7 Правил на придомовых территориях запрещается, движение, остановка и стоянка транспортных средств на тротуарах, детских игровых площадках, местах благоустройства и участках с зелеными насаждениями, на контейнерных площадках и территориях, прилегающих к ним, кроме транспортных средств, используемых для проведения работ по благоустройству города, аварийно-восстановительных работ, а также транспортных средств оперативных служб.
Статьей 17.4 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» от 25.06.2003 №28-з предусмотрена ответственность за нарушение запретов, установленных утвержденными органом местного самоуправления городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области правилами благоустройства территории городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области, если такое действие (бездействие) не содержит составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из Постановления административной комиссии Администрации Заднепровского района г. Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, являясь владельцем автомобиля «<данные изъяты>», рег. знак №, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. в нарушение п.5.5.7 Правил благоустройства города Смоленска, утвержденных постановлением Администрации г. Смоленска" от 31.03.2014 N 568-адм., осуществил стоянку транспортного средства в местах благоустройства во дворе <данные изъяты>, чем совершил правонарушение, предусмотренное ст.17.4 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» от 25.06.2003 №28-з и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 3000 рублей (л.д.5).
Как видно из вышеизложенного, положения п.5.5.7 Правил затрагивают права административного истца, поскольку за их нарушение он подвергнут административному наказанию.
Оценивая законность оспариваемой нормы, суд исходит их нижеследующего.
В соответствии с п. 25 ч.1 статьи 16 закона к вопросам местного значения городского округа отнесены: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Согласно абз. 18 ч.1 статьи 2 этого же закона благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из положений п. 1 ст. 6, п. 4 ст. 22 закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее – ПДД), статей 1.3, 1.3.1, 2.1, 12.19 КоАП РФ, следует, что общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения, а ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.
Запрет на проезд и стоянку автомашин, других видов транспорта на озелененных территориях, газонах, участках с зелеными насаждениями, предусмотрен Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153 (пункт 6.3), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 (пункт 3.9.2), Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).
Порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разделами 12 и 17 ПДД, ответственность за нарушение которых установлена статьей 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу пункта 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.
Субъекты РФ уполномочены на установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ст.1.3.1 КоАП РФ).
Системное толкование вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования. Его полномочия по правовому регулированию в сфере административной ответственности ограничены, поскольку такая ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований регионального законодательства или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ.
Иное означает нарушение принципа равенства всех перед законом, в соответствии с которым любое административное правонарушение должно быть четко определено, чтобы, исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия).
Между тем, п. 7.2 Правил предусматривает, что виновные в их нарушении привлекаются к ответственности в соответствии с КоАП РФ и областным законом от 25 июня 2003 года N 28-з "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области", а ст.17.4 этого закона устанавливает ответственность за нарушение запретов, установленных утвержденными органом местного самоуправления городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области правилами благоустройства территории городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области, если такое действие (бездействие) не содержит составов административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
Как показано выше, все основания для привлечения к административной ответственности за стоянку транспортного средства в местах благоустройства предусмотрены федеральным законодательством.
Федеральное законодательство, устанавливая требования к порядку остановки и стоянки транспортных средств, в том числе и вне площадок автостоянок, каких-либо полномочий органам местного самоуправления по изменению такого порядка не предоставляет.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт регионального уровня дублирует основания административной ответственности за нарушения ПДД, установленную нормами КоАП РФ, что недопустимо в силу приведенных норм права.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемая норма принята Администрацией г. Смоленска с превышением полномочий, и её следует признать незаконной.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным пункт 5.5.7 Правил благоустройства г. Смоленска, утвержденных Постановлением Администрации г. Смоленска от 31 марта 2014 г. № 568 – адм, в части слов «движение, остановка и стоянка транспортных средств на тротуарах, детских игровых площадках, местах благоустройства и участках с зелеными насаждениями».
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд города Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Хрисанфов
Мотивированное решение изготовлено 21.04.2017.