№ 2а-751/2022
УИД 45RS0008-01-2022-000368-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Закировой Ю.Б.,
при секретаре судебного заседания Мининой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 03 июня 2022 года административное дело по административному иску ФИО1 к Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области о признании решения налогового органа незаконным,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области о признании решения налогового органа незаконным. В обоснование требований указано, что решением МИФНС №7 по Курганской области № от 25.11.2021 он привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. С указанным решением административный он не согласен. МИФНС России №7 по Курганской области проведена камеральная проверка по расчету НДФЛ в отношении доходов, полученных им от продажи доли земельного участка с кадастровым номером №. В ходе проведения налоговой проверки МИФНС пришла к выводу, что срок владения истцом 1/20 долей земельного участка с кадастровым номером № на момент продажи составил менее минимального предельного срока, установленного статьей 217.1 НК РФ. При этом не учтено следующего, что земельный участок в границах предоставлен ему на праве общей долевой собственности 25.04.1994 постановлением администрации Звериноголовского района №. 12.07.1994 право собственности его зарегистрировано в предусмотренном законом порядке Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Звериноголовского района, регистрационная запись №, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю. Впоследствии, собственниками земельных долей участка в границах в том числе и им, сформирован земельный участок с кадастровым номером №, (соглашение собственников о выделе земельных долей от 16.04.2017). Право собственности, зарегистрировано в предусмотренном законам порядке. Статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основания возникновения права собственности на землю указаны решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Таким образом, само по себе решение собственников о выделе доли, без первичного право устанавливающего документа, основанием возникновения прав не является. Согласно статье 6 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции действующей до июня 2015 года) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводилась по желанию их обладателей, но требуется, в числе прочего, при государственной регистрации перехода такого права, имевшего место после введения в действие Закона. Согласно статье 69 Закона «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. В результате выдела земельных долей, путем заключения собственниками соглашения о выделении земельных долей от 16.04.2017, объем имущественных прав его не изменился. Считает, что срок владения им земельным участком на праве общей долевой собственности для целей исчисления НДФЛ необходимо исчислять с момента предоставления земли в собственность, т.е. с момента издания постановления администрации Звериноголовского района № от 25.04.1994. Кроме того, при вынесении оспариваемого решения не учтено, что согласно абзац 2 части 1 статьи 12 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предоставляет участнику долевой собственности вправо распорядиться земельной долей по своему усмотрению, в том числе продать стороннему покупателю, только после выделения земельного участка в счет земельной доли. Т.е. с учетом названных ограничений закона, истец не мог распорядиться имуществом принадлежащим им на праве собственности. Считает, что к нему должны быть переменены положения ст. 217.1 НК РФ, так как земельная доля, принадлежала ему с 1994 года, и закон не предусматривает иной возможности её продажи, кроме как через выделения земельного участка. Согласно доводам, изложенным в обжалуемом решении, в действиях налогоплательщика выявлены составы налоговых правонарушений, предусмотренных п.1 ст.119 НК РФ и п.1 ст. 122 НК РФ. Он с выводами изложенными в решении не согласен, однако, в случае принятия решения о привлечении к ответственности считает необходим указать следующее. Согласно п.4 ст.112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций. В соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации. Проданным в 2020 году имуществом он владел с 1994 года, а решение о выделе нового участка принято для реализации доли с учетом ограничений действующего законодательства. В связи с чем он не имел умысла на совершение правонарушения. Ранее налоговые правонарушения не совершал, находится в тяжелом материальном положении. Просит при вынесении решения снизить штрафные санкции. Заявитель обращался в Управление федеральной налоговой службы по Курганской области с апелляционной жалобой на указанное решение, результат ее рассмотрения ему не известен, вместе с тем административным истцом получено требование об уплате штрафа. Оспариваемое решение нарушает его права, на которого возложена обязанность произвести выплаты противоречащие закону. Просит признать незаконным решением МИФНС России № 7 по Курганской области № от 25.11.2021.
На основании определения Кетовского районного суда Курганской области от 15.04.2022 произведена замена стороны административного истца в деле, с Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области на Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области (далее - УФНС по Курганской области).
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени его проведения извещен надлежаще, в судебном заседании интересы представляет ФИО2, действующая на основании доверенности исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в удовлетворении заявленных требований полагала необходимым отказать, представив письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Суд с учетом мнения представителей сторон, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав представителей стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ по итогам налоговой проверки налоговым органом выносится решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, в котором в обязательном порядке излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Согласно п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Установлено, что в период с 16.07.2021 по 29.09.2021 в отношении административного истца как физического лица налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка по вопросу расчета НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи объекта недвижимости за 2020 год – 1/20 доли земельного участка с кадастровым номером № в связи с непредставлением налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ: на момент продажи срок владения на момент продажи составил менее минимального предельного срока, установленного ст. 2417.1 НК РФ.
По итогам налоговой проверки составлен акт № от 04.10.2021.
Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области вынесено решение от 25.11.2021 № о привлечении административного истца к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением в отношении административного истца применено наказание в виде штрафа в общем размере 4 762 руб. на сумму недоимки в размере 38 090,06 руб., а также в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 1 138,89 руб.
Не согласившись с данным решением, административный истец в порядке, установленном главой 19 НК РФ, обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Курганской области.
Решением УФНС России по Курганской области № 3 от 14.02.2022 решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области от 25.11.2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Административный истец обжаловал решение налогового органа в суд, полагая, что срок владения истцом земельным участком на праве общей долевой собственности для целей исчисления НДФЛ необходимо исчислять с момента предоставления земли в собственность, т.е. с момента издания постановления администрации Звериноголовского района № от 25.04.1994, что согласуется с разъяснениями Минфина России, письмо от 5 апреля 2019 г. № 03-04-05/24246, согласно которому «по общему принципу моментом возникновения права собственности на земельный участок является не дата повторного получения свидетельства о праве собственности на имущество в связи с изменением размера доли в праве, а момент первоначальной государственной регистрации права собственности (долевой собственности) на данный объект недвижимого имущества».
Предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок обращения административного истца с настоящим административным иском в суд не нарушен.
Оценив доводы сторон, возражения административного ответчика, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Из материалов дела следует, что земельный участок в границах предоставлен административному истцу ФИО1 на праве общей долевой собственности 25.04.1994, что подтверждается постановлением администрации Звериноголовского района Курганской области №.
12.07.1994 право собственности административного истца зарегистрировано в предусмотренном законом порядке, о чем выдано свидетельство на право собственности на землю.
Собственниками земельных долей участка в границах , в том числе и административным истцом, сформирован земельный участок с кадастровым номером №, составлено соглашение собственников о выделе земельных долей от 16.04.2017.
29.10.2019 доля спорного земельного участка была продана административным истцом ФИО4 за 15 000 руб. на основании договора купли-продажи.
В Едином государственном реестре недвижимости имеется погашенная запись 21.01.2020 № от 16.09.2019 о регистрации права общей долевой собственности (1/20 доля) ФИО1 (21.07.1956г.р.) на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , пашня: бригада № поле №; бригада № поле № и сад; бригада № поле №; бригада № поле № сенокосы и пастбища включены в пахотный массив и расположены в пойме р.Тобол на основании: Протокола № общего собрания собственников земельных долей от 30.03.2004; соглашение собственников о выделе земельных долей от 18.05.2017. Запись погашена на основании договора купли-продажи долей земельного участка в общедолевой собственности от 29.10.2019.
В обжалуемом решением налоговый орган пришел к выводу, что поскольку 0,05 доли земельного участка с кадастровым номером № по адресу: , находились в собственности административного истца менее 5 лет (с 16.09.2019 по 21.01.2020), то налогоплательщиком не исполнена обязанность по предоставлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год в срок не позднее 15.07.2021.
Таким образом, административным истцом был получен доход от продажи 0,05 доли земельного участка с кадастровым номером №, что не оспаривалось в судебном заседании.
Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц».
В силу ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 208 ПК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся в том числе доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;
В силу п. 5 ст. 226 НК РФ в случае невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
На основании ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме.
В соответствии со ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день: 1) выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме; 2) передачи доходов в натуральной форме - при получении доходов в натуральной форме; 3) приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды. 4) зачета встречных однородных требований; 5) списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику; 6) последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки; 7) последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства, при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств.
Согласно ч.3 ст. 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий: 1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации; 2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации; 3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением; 4) в собственности налогоплательщика (включая совместную собственность супругов) на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданный объект недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (далее в настоящем подпункте - жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение не находится иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение).
В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (п. 4 ст. 217.1 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 228 НК РФ и ч.1 ст. 229 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию с учетом положений статьи 229 настоящего Кодекса не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1.2 ст. 88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.
Размер дохода административного истца определен налоговым органом в целях налогообложения как 343 000,46 руб. (на основании кадастровой стоимости участок в соответствии с размером доли в праве 6 860 009,13 руб. (9 800 013,04 руб. х 70%) х 1,05 доли).
Согласно пп.3 п.2 ст. 220 НК РФ при реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).
При этом размер налогового вычета определен налоговым органом самостоятельно в размере 50 000 руб.
Сумма налога на доходы физических лиц (недоимки) к уплате за 2020 год составила 38 090,06 руб. с учетом налоговых вычетов ((343 000,46 руб. – 50 руб.) х 13%).
Регистрирующим органом в адрес инспекции представлена информация, что на имя административного истца на основании соглашения собственников о выделе земельных долей от 18.05.2017 было зарегистрировано имущество: 0,05 доли с кадастровым номером №, находившаяся в собственности менее 5 лет (дата возникновения 16.09.2019, дата отчуждения 2021).
При проведении выездной налоговой проверки инспекцией были установлены обстоятельства получения административным истцом дохода.
Обязанность по предоставлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год налогоплательщиком выполнена в установленный законом срок не была и 16.07.2021 в отношении налогоплательщика сформирован и произведен расчет НДФЛ в отношении полученных от продажи доли земельного участка доходов за 2020 год.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, указанных в пунктах 2.3 и 6 настоящей статьи), с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В силу п. 2 ст. 214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
Установленная в решении сумма штрафов с учетом смягчающих обстоятельств снижена до размеров 38 090,06 руб. х 5% х 6 мес. = 11 427 руб. / 4 = 2 857 руб. по п. 1 ст. 119 НК РФ, и 38 090,06 руб. х 20%= 7 618 руб./4= 1 905 руб. по п. 1 ст. 122 НК РФ, а всего 4 762 руб.
Налоговый орган при вынесении оспариваемого решения исходил из следующего.
Согласно п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии ст.1 ст.1.3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей. Поскольку налогоплательщику на праве собственности фактически принадлежала земельная доля, согласно протокола - «Общего собрания собственников земельных долей СПК » Звериноголовского. района № от 30.03.2004.
18.05.2017 на основании соглашения собственников о выделе земельных долей был образован земельный участок с кадастровым номером №, адрес объекта: 641493, , право собственности на который зарегистрировано 16.09.2019. Таким образом, при разделе земельного участка возникают новые объекты права собственности, которым присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок в силу прямого указания на то в законе прекращает свое существование. Срок нахождения в собственности вновь образованных земельных участков, в том числе для целей исчисления и уплаты налога определяется с даты их регистрации. Учитывая изложенное, доводы налогоплательщика признаны налоговом органом несостоятельными, так как проданная доля, земельного участка находилась в собственности менее минимального предельною срока владения объектом недвижимого имущества, доход от его продажи подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
На основании пункта 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений) не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период продажи земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 данного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2).
В соответствии со статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые результате раздела земельные участки (пункт 2).
Таким образом, при разделе земельного участка возникают новые объекты недвижимого имущества, срок нахождения которых в собственности налогоплательщика определяется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органам осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 1 Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости являете единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5).
Сходное правовое регулирование ранее было установлено Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшим на момент возникновения рассматриваемых правоотношений.
В данном случае право собственности налогоплательщика на земельные участки, образованные в результате раздела исходного земельного участка, было зарегистрировано в 2017 году, доходы с их продажи получены налогоплательщиком в 2019 году и эти земельные участки находились собственности налогоплательщика менее пяти лет, что исключает освобождение полученных доходов с налогообложения.
Поскольку срок нахождения в собственности налогоплательщика объекта недвижимого имущества исчисляется с даты регистрации права на него в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а не с момента государственной регистрации права собственности налогоплательщика на первоначальный земельный участок, прекративший свое существование в результате раздела, и на момент продажи объекты недвижимости находились в собственности административного истца менее трех лет, поэтому доходы налогоплательщика от продажи доли земельного участка не подлежали освобождению от налогообложения в порядке пункта 17.1 статьи 217 НК РФ, суд не находит оснований для признания решения налогового органа незаконным.
Административный истец обратился в суд с иском, указав доводы, аналогичные изложенным в апелляционной жалобе, адресованной в УФНС по Курганской области, на оспариваемое решение. При рассмотрении административного дела судом не нашли подтверждения доводы административного истца об отсутствии вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. Данные доводы рассмотрены, им дана надлежащая оценка, суд с указанными выводами соглашается и не находит их противоречащими закону. Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что налоговым органом были предприняты исчерпывающие меры по соблюдению законных прав истца. Факт совершения административным истцом налогового правонарушения, предусмотренного п.3 ст. 122 НК РФ, суд считает доказанным. Судом проверен порядок привлечения административного истца к налоговой ответственности, соблюдение его прав при проведении проверки, соблюдены налоговыми органами.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области о признании решения налогового органа незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.06.2022.
Судья Ю.Б. Закирова