ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7521/17 от 18.12.2017 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Абакан 18 декабря 2017 года

Дело № 2а-7521/2017

Абаканский городской суд в составе:

председательствующего А.С. Моркеля,

при секретаре Н.В. Астанаевой,

с участием административного ответчика СПИ ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к судебному приставу-исполнителю Абаканского городского отдела № 2 УФССП по РХ ФИО1, начальнику отдела Абаканского городского отдела № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия ФИО4, УФССП по РХ о признании действий (бездействия) незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в Абаканский городской суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Абаканского ГОСП №2 УФССП по РХ ФИО1 о признании незаконными действий (бездействий). Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ от судебного пристава-исполнителя получены 19 постановлений об окончании исполнительных производств (№№ постановлений входящих в состав сводного исполнительного производства в отношении должника ФИО5. Из материалов производства усматривается, что исполнительные действия проводились без присутствия понятых в нарушение п.1 ст.59 ФЗ «Об исполнительном производстве», не были опрошены соседи должника как по месту проживания, так и регистрации, не установлены место работы и источники дохода. На заявления о предоставлении права присутствовать при проведении исполнительных действий было отказано без объяснения причин. В нарушение п.1 ст.59 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем ФИО1 не был исполнен весь комплекс мер для надлежащего исполнения сводного исполнительного производства. На основании изложенного просит признать незаконным окончание 19 исполнительных производств, входящих в состав сводного, и отменить указанные постановления.

Определениями Абаканского городского суда в качестве ответчиков привлечены УФССП по РХ, начальник отдела Абаканского городского отдела №2 УФССП по РХ ФИО4, заинтересованным лицом должник ФИО5

В судебное заседание административный истец не явился, будучи уведомленным о месте и времени рассмотрения административного иска.

Административный ответчик СПИ ФИО1 возражала против удовлетворения требований. Суду пояснила, что выезды были. По адресу <адрес> квартира принадлежит сестре должника, по <адрес> имущество не ликвидное. Были отобраны объяснения от соседа.

Представитель ответчика УФССП по РХ ФИО2 поддержала позицию судебного пристава-исполнителя.

Начальник отдела Абаканского городского отдела №2 УФССП по РХ ФИО4, заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явились. Судом извещались о месте и времени рассмотрения дела.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, и проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно гл. 22 КАС РФ, п. 1 ст. 121 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст. 122 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

В силу ст. 2 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно ст. 4 указанного закона одним из принципов исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Статьей 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрен перечень мероприятий, направленных на исполнение исполнительных документов.

Так в силу ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Меры принудительного исполнения предусмотрены ст.68 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как установлено в судебном заседании все прекращенные исполнительные производства возбуждены ДД.ММ.ГГГГ, а окончены ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые мере по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Материалы исполнительных производств кроме постановлений о возбуждении и окончании исполнительных производств содержат копии исполнительных листов и таблицы проведенных мероприятий.

Так судебным приставом-исполнителем были сделаны запросы в банки, ГИБДД о наличии автомототранспорта, Пенсионный фонд.

Также составлен акт выезда по адресу <адрес>, установлено, что имущество имеет не ликвидное состояние.

От ФИО5 получено объяснение. Согласно объяснению должник имеет в собственности 1/3 доли в квартире по адресу <адрес>.

Получено объяснение от МАВ об имущественном положении ФИО5

Составлен акт выезда по адресу <адрес>. Установлено, что имущество должника по адресу отсутствует.

Согласно ст. 59 ФЗ «Об исполнительном производстве» участие понятых обязательно при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, связанных в том числе с осмотром имущества должника.

Акты данных об участии понятых при осмотре имущества должника и определения его не ликвидности не содержат.

Запросы в регистрирующие органы (лицензионно-разрешительную систему, Ростехнадзор, ГИМС, Росреестр и др.), кроме ГИБДД не совершались.

Запросы о доходах в ФНС не направлялись.

Семейное положение не проверялось.

Также не совершались иные мероприятия, предусмотренные ст.64 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, обязанность доказать законность действий лежит на административном ответчике.

В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Административными ответчиками доказательств полноты проведенных действий по исполнению исполнительных документов суду не представлено. Таким образом, нельзя признать законным и обоснованным окончание исполнительных производств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить требования по административному иску ФИО3 к судебному приставу-исполнителю Абаканского городского отдела № 2 УФССП по РХ ФИО1, начальнику отдела Абаканского городского отдела № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия ФИО4, УФССП по РХ о признании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя Абаканского городского отдела № 2 УФССП по РХ ФИО1 незаконными.

Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Абаканского городского отдела № 2 УФССП по РХ ФИО1 по окончанию исполнительных производств №№ постановлений .

Обязать административного ответчика судебного пристава-исполнителя Абаканского городского отдела № 2 УФССП по РХ ФИО1 устранить допущенные нарушения в установленном законом порядке.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Моркель

Мотивированное решение изготовлено 22.12.2017 года.