ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7527/2023 от 08.11.2023 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-7527/2023

10RS0011-01-2023-011590-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 ноября 2023 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе:

председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.

при секретаре Тихоновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Петрозаводского городского округа к судебному приставу-исполнителю Шиндяпиной Елене Сергеевне, Управлению федеральной службы судебных приставов по республике Карелия об оспаривании постановления судебного пристава,

установил:

Администрация Петрозаводского городского округа обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Шиндяпиной Е.С. по тем основаниям, что по исполнительному производству в ее пользу пристав постановлением от 20.09.2023 года отказывает в перечислении поступивших от должника Баранова Ю.А. денежных средств на указанный взыскателем счет МКУ «Петрозаводский центр учета имущества», тем самым нарушает требования бюджетного законодательства и права истца.

Определением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия к участию в деле привлечены заинтересованные лица Баранов Ю.А., МКУ «Петрозаводский центр учета имущества».

В судебных заседаниях, проведенных по делу, представители административного истца Алюшкевич К.В. и Горшкова М.В. по доверенностям иск поддержали.

Представитель УФССП по РК Никулин С.А. в судебном заседании с иском не согласен, указал, что направление присужденных взыскателю денежных средств на банковский счет третьего лица не соответствует требованиям закона.

Заинтересованное лицо МКУ «Петрозаводский центр учета имущества» не обеспечило участие в судебном заседании полномочного представителя.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ и ст. 121 от 02.10.2007 года N 229-ФЗ Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно положениям статьи 14 вышеназванного Федерального закона решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов, которые подлежат исполнению в срок, указанный в постановлении, и могут быть обжалованы в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорены в суде.

Исполнение судебных решений рассматривается как элемент права на судебную защиту (часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации), реализация которого обеспечивается государством необходимыми мерами, в том числе принудительным исполнением.

Судом установлено и из материалов дела следует, что судебным приказом с Баранова Ю.А. в пользу Администрации Петрозаводского городского округа взыскана задолженность по арендным платежам в размере 2296,5 рублей. Письмом от 18.07.2023 года взыскатель Администрация Петрозаводского городского округа просил ОСП по работе с физическими лицами №1 г.Петрозаводска и Прионежского района принять для принудительного исполнения судебный приказ и указал реквизиты для перечисления присужденного – счет получателя МКУ «ЦУИ», открытый в Национальном банке Республики Карелия. Уведомлением от 23.08.2023 года судебный пристав Павлова И.А. потребовала указать сведения о лицевом счете взыскателя и реквизитах банка, в котором открыт счет на имя взыскателя. В ответ на уведомление Администрация Петрозаводского городского округа сообщила приставу о том, что МКУ «Петрозаводский центр учета имущества» на основании постановления Администрации от 30.12.2026 года №5293 и в соответствии со ст.ст. 62, 160.1 Бюджетного Кодекса РФ осуществляет администрирование неналоговых доходов, получаемых в виде доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах Петрозаводского городского округа. Взысканные и перечисленные на реквизиты МКУ «Петрозаводский центр учета имущества» денежные средства не аккумулируются на счетах МКУ, а перечисляются в бюджет Петрозаводского городского округа. Взыскатель просит перечислить взысканные денежные средства на счет МКУ «Петрозаводский центр учета имущества».

Постановлением от 20.09.2023 года судебный пристав Шиндяпина Е.С. в удовлетворении заявления взыскателя отказала, указав на то, что перечисление взысканных денежных средств на счета третьих лиц не допускается.

По доводам иска в силу положений Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 30.12.2016 №5293 Администрация является главным администратором доходов бюджета Петрозаводского городского округа по кодам бюджетной классификации доходов, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета о бюджете Петрозаводского городского округа на очередной финансовый год и на плановый период, и обладает бюджетными полномочиями в соответствии с пунктом 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также контролирует осуществление взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним подведомственными им администраторами доходов, в том числе своевременность направления претензий контрагентам и (или) соответствующих материалов дел в нормативно-правовое управление аппарата Администрации для подготовки исковых заявлений в суд.

Администрацией Петрозаводского городского округа на основании Постановления от 31.12.2010 № 4610 «О создании муниципального казенного учреждения Петрозаводского городского округа «Петрозаводский центр учета имущества» создано муниципальное казенное учреждение для исполнения муниципальных функций и (или) оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, обеспечения деятельности Администрации Петрозаводского городского округа. Собственником имущества Учреждения является Петрозаводский городской округ, функции и полномочия учредителя и собственника Учреждения осуществляет Администрация Петрозаводского городского округа.

В целях реализации статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н «О Порядке казначейского обслуживания», Положением о бюджетном процессе в Петрозаводском городском округе, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета от 24.09.2009 № 26/33-655, истцом постановлением от 30.12.2016 № 5293 утвержден Перечень администраторов доходов бюджета Петрозаводского городского округа, подведомственных главному администратору доходов бюджета Петрозаводского городского округа, в который входит муниципальное казенное учреждение Петрозаводского городского округа «Петрозаводский центр учета имущества». МКУ «Петрозаводский центр учета имущества» осуществляет полномочия администратора доходов бюджета, для этих целей осуществляет следующие функции главных администраторов дохода бюджета Петрозаводского городского округа: администрирование неналоговых доходов, для чего выполняют начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей по доходам, пеней и штрафов по ним, а также проводит работу по взысканию в судебном порядке задолженности по платежам (неналоговым доходам), пеням и штрафам по ним.

Администрация, как главный администратор доходов бюджета Петрозаводского городского округа на основании Постановления Администрации от 30.12.2016 № 5293 возложила на муниципальное казенное учреждение полномочия по администрированию неналоговых доходов, для чего учреждение выполняет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей по доходам, пеней и штрафов по ним.

Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы России утвержден Приказом Минфина России от 29.12.2022 № 198н. Согласно указанному порядку учет поступлений в бюджетную систему и их распределение между бюджетами бюджетной системы осуществляется на казначейских счетах для осуществления и отражения операций по учету и определению поступлений, открытых территориальным органам Федерального казначейства. Единый счет бюджета открывается финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования) для осуществления и отражения операций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).

При предоставлении МКУ «ЦУИ» реквизитов для перечисления платежей с указанием своего ИНН, КПП и кода доходов бюджета, администрируемого МКУ «ЦУИ», уплаченные денежные средства проходят следующие стадии:

поступают на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений Управления Федерального казначейства по Республике Карелия и отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета МКУ «ЦУИ», по окончанию операционного дня средства перечисляются на единый счет бюджета Петрозаводского городского округа.

Средства, поступившие на единый счет, являются доходами соответствующего бюджета. Денежные средства, взысканные в рамках судебных решений и перечисленные на реквизиты МКУ «Петрозаводский центр учета имущества» не аккумулируются на счетах МКУ, а перечисляются в бюджет Петрозаводского городского округа.

Давая оценку законности оспариваемого истцом постановления судебного пристава от 20.09.2023 года, суд исходит из того, что это постановление вынесено полномочным должностным лицом, оформлено в надлежащей форме, обосновано применением действующих норм права.

Согласно части 2.2 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в заявлении о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа, содержащего требование о взыскании денежных средств, указываются реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета, на которые следует перечислить взысканные денежные средства.

Указанное требование закона истцом при предъявлении исполнительного документа к принудительному исполнению соблюдены не были.

Согласно статье 57 того же закона представители сторон исполнительного производства вправе совершать от их имени все действия, связанные с исполнительным производством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий: получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг).

Поскольку закон допускает оформление полномочий представителя взыскателя на получение присужденных денежных средств, организационно получение присужденного по судебному приказу на банковский счет МКУ «Петрозаводский центр учета имущества» возможно. В заявлениях истца, направленных в адрес судебного пристава, сведений о МКУ как о представителе взыскателя не имеется, доверенность с полномочиями на получение присужденных денежных средств приставу не представлена. При таких обстоятельствах оснований для выводов о незаконности постановления судебного пристава не имеется.

Вопреки доводам иска приведенные истцом нормы бюджетного законодательства не исключают применение положений Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Согласно статье 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Необходимая совокупность обстоятельств, подлежащих установлению для решения об удовлетворении иска, судом не установлена, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия: в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме; в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Тарабрина Н.Н.

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 177 КАС РФ 20.11.2023 года