В окончательной форме изготовлено 26.07.2019 года
УИД:№ Дело № 2а-752/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышлов 22 июля 2019 года
Камышловский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.А.,
при секретаре Ошиваловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 ФИО6 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Камышловское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области о признании незаконной государственной регистрации транспортного средства и отмене государственной регистрации транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Камышловское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее - государственная инспекция гостехнадзора КамышловскогоУАПКиП) о признании незаконной государственной регистрации транспортного средства и отмене государственной регистрации транспортного средства.
В обоснование административного иска указал, что 26.05.2015 между истцом и директором ООО «ЭКО М» ФИО2 заключен договор купли-продажи № 35, по которому ООО «ЭКО М» приобрел экскаватор <данные изъяты>. При этом сторонами была достигнута договоренность, что экскаватор будет передан ООО «ЭКО М» для производства работ без права постановки на учет в государственном органе. В соответствии с достигнутой договоренностью 29.05.2015 экскаватор был передан по акту приема-передачи ООО «ЭКО М», также был передан <данные изъяты> от 10.10.2012 без заполнения графы «новый владелец» и без подписи прежнего владельца. 10.06.2015 по заявлению директора ООО «ЭКО М» ФИО2 экскаватор был поставлен на учет государственной инспекцией гостехнадзора Камышловского УАПКиП. 15.06.2015 ФИО1 и ООО «ЭКО М» подписали соглашение о расторжении договора купли-продажи № 35. При этом ООО «ЭКО М» экскаватор с учета не сняли, ФИО1 не вернули. 26.03.2017 административный истец обратился в органы МВД РФ с заявлением по факту незаконного завладения экскаватором, 21.07.2017 возбуждено уголовное дело. В ходе расследования прокурором неоднократно были выявлены нарушения, допущенные следователем при расследовании уголовного дела, при этом экскаватор не найден, права ФИО1 не восстановлены. Регистрация экскаватора является незаконной, поскольку ООО «ЭКО М» владельцем экскаватора не являлся, использован не надлежаще оформленный ПСМ, государственный технический осмотр экскаватора не проводился. Просит признать незаконной государственную регистрацию экскаватора <данные изъяты> государственной инспекцией гостехнадзора КамышловскогоУАПКиП за ООО «ЭКО М», отменить государственную регистрацию экскаватора <данные изъяты> государственной инспекцией гостехнадзора КамышловскогоУАПКиП за ООО «ЭКО М».
Определением Камышловского районного суда Свердловской области от 22.07.2019, производство по гражданскому делу № 2-626/2019 по иску ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Камышловское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области о признании незаконной государственной регистрации транспортного средства и отмене государственной регистрации транспортного средства прекращено. Суд перешел к рассмотрению дела в порядке административного производства.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просит рассмотреть дело без своего участия, на доводах административного иска настаивал. Полагал, что срок обращения в суд с настоящим иском им не пропущен, поскольку он изначально обращался в органы следствия о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества в отношении экскаватора, и только после отказа в удовлетворении его жалобы государственной инспекцией гостехнадзора Камышловского УАПКиП он вынужден был обратиться в суд с настоящим иском. Просит административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Камышловского управления агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области в судебное заседание не явился, суду представлен письменный отзыв на иск, согласно которому ответчик иск не признал, указал, что регистрация экскаватора <данные изъяты>, заводской номер № №, была произведена на основании договора купли-продажи № от 26 мая 2015 года и акта приема передачи от 29 мая 2015, заключенного между истцом и ООО «Эко М», который не оспаривается ФИО1 Доводы ФИО1 о том, что он не был извещен о государственной регистрации не заслуживают внимания, т.к. ни одним нормативным актом не предусмотрено уведомление прежнего владельца о государственной регистрации новым собственником. Истцом не указаны причины пропуска подачи иска в установленный законом срок. Таким образом, необходимо применить последствия пропуска срока давности. Кроме того, в иске не указано, чем нарушены оспариваемой регистрацией права, свободы и законные интересы истца. Исходя из действующих на момент регистрации нормативных документов, а также представленных для регистрации экскаватора, как и указано в иске, ООО «Эко М» были предъявлены договор купли-продажи №35 от 26.05.2015, акт приема-передачи экскаватора, паспорт самоходной машины № от 10.10.2012, выданный РЭО УГТН Челябинской области, свидетельство о регистрации самоходной машины № от 27.05.2015 с отметками РЭО УГТН Челябинской области о снятии экскаватора с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ. Заявления о снятии с регистрационного учета от владельца машины «Эко М» в инспекцию гостехнадзора не поступало. Доводы истца о том, что регистрация экскаватора не соответствует решению коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 № 100 о паспорте самоходной машины и других видов техники не состоятельны, поскольку на момент регистрации 10.06.2015 данного нормативного документа не существовало. ФИО1 27.05.2015 с отметками РЭО УГТН Челябинской области снял с учета указанный выше экскаватор с целью прекращения права своей собственности. При изменении регистрационных данных машин, выдаче дубликатов регистрационных документов, паспортов машин, а также государственных регистрационных знаков взамен утраченных или непригодных для использования владельцы обязаны предъявить машины для осмотра с целью сверки соответствия номерных агрегатов учетным данным. Таким образом, при государственной регистрации государственный технический осмотр не проводится. Кроме того, апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 28 мая 2018 года (дело 11-3508/2018) доводы ФИО1 о незаконности государственной регистрации экскаватора <данные изъяты> ООО «Эко М» признаны несостоятельными. Предоставить суду документы по постановке на учет экскаватора <данные изъяты> не представляется возможным в связи с их изъятием следователем отдела по расследованию преступлений на территории, обслуживаемой ОП ФИО3 УМВД России по городу Челябинску (протокол о производстве выемки от 02.08.2018). Регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности. Просит в иске отказать.
Судом в ходе подготовки дела и судебного разбирательства в качестве третьего лица привлечено ООО «ЭКО М», в качестве соответчика - Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.
Представитель административного ответчика Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области и представитель заинтересованного лица ООО «Эко М» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы административного дела, изучив доводы сторон, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации осуществляют регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Согласно п. 4 указанного Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ.
В соответствии с п. 1.5. Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), (утв. Минсельхозпродом РФ от 16 января 1995)(далее - Правила) собственники машин обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение пяти суток после приобретения.
Согласно п. 2.1. Правил машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники.
Машины регистрируются за физическими лицами по постоянному или временному их месту жительства, указанному в паспорте собственника машины, а за юридическими лицами - по их юридическому адресу (п. 2.2. Правил).
В силу п. 2.8.6. Правил регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.
Документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются:
выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы (пп. 2.8.6.1. Правил);
при регистрации машин, номерных агрегатов, перешедших в собственность юридических лиц и граждан в порядке, предусмотренном ч. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, в результате сделок, совершенных в простой письменной форме юридических лиц между собой и гражданами, необходимым основанием для совершения регистрационных действий являются документы, указанные в п. 2.8.6.1. настоящих Правил (пп. 2.8.6.2. Правил).
В силу п. 5.1. Правил владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации в случае изменения места жительства (юридического адреса) лиц, за которыми они зарегистрированы, если новое место жительства (юридический адрес) находится за пределами территории, на которую распространяется деятельность государственной инспекции гостехнадзора, зарегистрированной машины, а также возникновения иных оснований для изменения места регистрации; прекращения права собственности на машины.
Также согласно п. 1.10. Правил регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.
Свидетельство о регистрации служит регистрационным документом, подтверждающим принадлежность машины (п. 2.15. Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела,26.05.2015 между ФИО1 и директором ООО «ЭКО М» ФИО2 заключен договор купли-продажи № 35, по условиям которого ООО «ЭКО М» приобрел у ФИО1 экскаватор <данные изъяты> 29.05.2015 экскаватор был передан по акту приема-передачи ООО «ЭКО М» (л.д. 50-51).
Как следует из свидетельства о регистрации машины 27.05.2015 ФИО1 снял с регистрационного учета в РЭО УГТН Челябинской области экскаватор <данные изъяты> (л.д. 196).
Согласно карточке машины, 10.06.2015 на основании заявления директора ООО «ЭКО М» ФИО2 экскаватор был поставлен на учет государственной инспекцией гостехнадзора Камышловского УАПКиП. Для регистрации экскаватора ООО «ЭКО-М» были предъявлены договор купли-продажи №35 от 26.05.2015, акт приема-передачи экскаватора, свидетельство о регистрации самоходной машины СВ 549440 от 27.05.2015 с отметками РЭО УГТН Челябинской области о снятии экскаватора с регистрационного учета 27.05.2015,паспорт самоходной машины (ПСМ) СА 097743 от 10.10.2012, выданный РЭО УГТН Челябинской области, графа «новый владелец» заполнена - в качестве нового собственника (владельца) указано «ЭКО М», адрес: г.Камышлов, дата продажи 26.05.2015, подпись прежнего собственника (владельца) и печать госинспекции гостехнадзора по месту регистрации машины за прежним собственником отсутствует (л.д. 55, 171-173, 192, 196).
15.06.2015 ФИО1 и ООО «ЭКО М» подписали соглашение о расторжении договора купли-продажи № 35. После расторжения договора купли-продажи акт приема-передачи экскаватора <данные изъяты> сторонами не составлялся. Заявления о снятии экскаватора с регистрационного учета от «ЭКО М» в инспекцию гостехнадзора не поступало.
В соответствии с п. 3.22.1 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утв. Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995) (ред. от 27.09.2001) (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.07.1995 № 898), действовавшего на период оспариваемой регистрации экскаватора (далее - Положение), при перепродаже, продаже (передаче) машины строки "Наименование (Ф.И.О.) нового собственника","Адрес","Дата продажи (передачи)", "Подпись прежнего собственника или владельца", "Место печати" заполняются прежним собственником. При совершении аналогичных действий владельцем от лица собственника, дополнительно заполняются строки "Наименование (Ф.И.О.) владельца машины" и "Адрес".
Согласно п. 3.22.2. Положения отчуждение машины физическим лицом заверяется печатью организации, оформившей сделку или совершившей иное действие, связанное с изменением собственности на машину, либо Государственной инспекции гостехнадзора по месту регистрации машины за прежним собственником.
Согласно п. 2.21. Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), (утв. Минсельхозпродом РФ от 16 января 1995), при изменении регистрационных данных машин, выдаче дубликатов регистрационных документов, паспортов машин, а также государственных регистрационных знаков взамен утраченных или непригодных для использования владельцы обязаны предъявить машины для осмотра с целью сверки соответствия номерных агрегатов учетным данным. Место и время осмотра устанавливается государственным инженером-инспектором гостехнадзора по согласованию с владельцем машины, но не позднее истечения обязательного срока ее регистрации.
Как следует из п. 2.22. вышеуказанных Правил, регистрируемые бывшие в эксплуатации машины подвергаются государственному техническому осмотру, а указанные в п.2.8.1.регистрируются без осмотра на основании представленных документов.
В соответствии с п.п. 6 п. 2.6.1 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, для оказания государственной услуги при проведении процедуры государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним предоставляется, в том числе акт технического осмотра.
Из представленных административным истцом материалов уголовного дела №, возбужденного ОП «Советский» СУ УМВД РФ по г. Челябинску, а именно протокола допроса свидетеля ФИО2 от 19.11.2018 следует, что на момент постановки на учет в Гостехнадзоре г.Камышлова за ООО «ЭКО М» экскаватор фактически находился в г.Еткуль Челябинской области, он лично ставил экскаватор на учет, техосмотр не проводился, так как не было технической возможности перевезти экскаватор из г. Еткуль в г.Камышлов и обратно. После завершения работ в г.Еткуль осенью 2015 года экскаватор направлен в г.Муравленко ЯМАО.
Как следует из справки ИЦ ГУ МВД России по Челябинской области от 18.07.2019, экскаватор марки <данные изъяты>-<данные изъяты>,регистрационный №, двигатель №, шасси № проходит по материалам уголовного дела №, возбужденного 21.07.2017, поставлен на розыскной учет 22.07.2017 сотрудниками ОП «Советский» УМВД России по г. Челябинску. Сведения об обнаружении транспортного средства в ИЦ ГУ МВД России по Челябинской области не поступали.
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение довод административного истца о ненадлежащей регистрации транспортного средства.Как следует из представленной в материалы дела копии паспорта самоходной машины, графы "подпись прежнего собственника или владельца", "место печати" не заполнены. Акт осмотра самоходной машины был составлен государственным инспектором без предъявления экскаватора в инспекцию Камышловского Ростехнадзора.
Доводы административного ответчика о пропуске срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском суд находит несостоятельными, поскольку как следует из представленных административным истцом материалов уголовного дела по факту незаконного завладения экскаватором, о выявленных нарушениях при регистрации экскаватора истцу стало известно в ходе расследования уголовного дела от следователя отдела по расследованию преступлений на территории, обслуживаемой ОП «Советский» СУ УМВД РФ по г.Челябинску не ранее 01 марта 2019 года, поскольку ходатайства об ознакомлении с материалами уголовного дела следователем отклонялись, после чего ФИО1 обратился с жалобой в Министерство агропромышленного комплекса Свердловской области, и только после отказа в удовлетворении жалобы ТОИОГВСО Камышловское управление агропромышленного комплекса и продовольствия ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, вх.№ 590-9 от 14.03.2019 л.д. 45. Таким образом, срок обращения в суд с настоящим иском не пропущен.
В соответствии с п. 1.14.Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), (утв. Минсельхозпродом РФ от 16 января 1995), регистрационные действия, совершенные с нарушением законодательства и настоящих Правил, являются недействительными.
С учетом вышеустановленных обстоятельств, суд приходит к выводуо том, что государственная регистрация транспортного средства проведена с нарушением требований законодательства и подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 ФИО7 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Камышловское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области о признании незаконной государственной регистрации транспортного средства и отмене государственной регистрации транспортного средства, удовлетворить.
Признать незаконной государственную регистрацию экскаватора <данные изъяты> год регистрации ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> номер двигателя №№ за ООО «ЭКО М», проведеннуюТерриториальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области Камышловское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.
Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Камышловское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области устранить допущенное устранить нарушение прав административного истца ФИО1 ФИО8
Об исполнении решения известить административного истца ФИО1 ФИО9 и в суд в течении месяца со дня вынесения решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья Л.А. Афанасьева