ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-753/17 от 13.11.2017 Благовещенского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело №2а-753/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 ноября 2017 года г.Благовещенск

Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Паньшина А.В., при секретаре Григорьевой И.В., с участием представителя административного истца заместителя Благовещенского межрайонного прокурора Чураева И.И., представителя административного ответчика Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Тумаковой С.Т. (доверенность №1240/2082 от 03.08.2017), заинтересованных лиц Д.И.Г., С.О.В., рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление и.о. Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан к Администрации Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан обратился в суд к Администрации Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия, выразившееся в неорганизации на территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан исполнения Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы, утвержденного распоряжением Президента Республики Башкортостан от 26.07.2013 № РП-190, непринятии дополнительных предупредительно-профилактических мер, направленных на совершенствование антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, мест массового пребывания людей, а также объектов топливно-энергетического комплекса, мер по недопущению совершения террористических актов в их отношении, в неразработке и неутверждении планов повышения защищенности критически важных объектов территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, в неопределении перечня мест массового пребывания людей в пределах территории муниципального образования по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В последующем административный истец уточнял исковые требования, окончательно 07.11.2017 просил признать незаконным бездействие администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, выразившееся в неорганизации на территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан исполнения Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013, с изменениями от 05.10.2016 № Пр-1060, Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы, утвержденного распоряжением Президента Республики Башкортостан от 26.07.2013 № РП-190, с изменениями, внесенными распоряжением главы Республики Башкортостан от 03.03.2017 № РГ-43дсп, непринятии дополнительных предупредительно-профилактических мер, направленных на совершенствование антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, мест массового пребывания людей, а также объектов топливно-энергетического комплекса, мер по недопущению совершения террористических актов в их отношении, в неразработке и неутверждении планов повышения защищенности критически важных объектов территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, в неопределении перечня мест массового пребывания людей в пределах территории муниципального образования по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Обязать администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013, с изменениями от 05.10.2016 № Пр-1060, Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы, утвержденного распоряжением Президента Республики Башкортостан от 26.07.2013 № РП-190, с изменениями, внесенными распоряжением главы Республики Башкортостан от 03.03.2017 № РГ-43дсп, и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления. Вынести частное определение в отношении администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, обратив внимание главы Республики Башкортостан Х.Р.З. на факты неисполнения должностных обязанностей работниками районной администрации, выраженные в неорганизации на территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан исполнения Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013, с изменениями от 05.10.2016 № Пр-1060, Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы, утвержденного распоряжением Президента Республики Башкортостан от 26.07.2013 № РП-190, с изменениями, внесенными распоряжением главы Республики Башкортостан от 03.03.2017 № РГ-43дсп, непринятии дополнительных предупредительно-профилактических мер, направленных на совершенствование антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, мест массового пребывания людей, а также объектов топливно-энергетического комплекса, мер по недопущению совершения террористических актов в их отношении, в неразработке и неутверждении планов повышения защищенности критически важных объектов территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, в неопределении перечня мест массового пребывания людей в пределах территории муниципального образования по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В обоснование иска указано, что Благовещенской межрайонной прокуратурой в апреле 2017 года во исполнение поручения прокуратуры республики в рамках поступившего поручения Генерального прокурора Российской Федерации Чайки Ю.Я. от 04.04.2017 в связи с активизацией террористических организаций, совершением 03.04.2017 взрыва в г.Санкт-Петербурге, повлекшего человеческие жертвы, проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере противодействия террористической деятельности должностными лицами администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, в том числе проанализирована эффективность работы Антитеррористической комиссии (далее по тексту - АТК).

С октября 2016 года по момент проверки муниципалитетом фактически в полном объеме не реализованы ранее предусмотренные п. 1.13. плана мероприятий АТК на 2016 год мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013, с изменениями от 05.10.2016 № Пр-1060, Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы, утвержденного распоряжением Президента Республики Башкортостан от 26.07.2013 № РП-190, с изменениями, внесенными распоряжением главы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № РГ-43дсп.

В марте 2017 года АТК планировалось заседание по реализации анализируемого документа, утвержденного распоряжением Президента республики (п. 1.4. плана работы АТК на 2017 год), между тем какие-либо меры по данному вопросу должностными лицами муниципалитета также не предпринимались.

В мае 2016 года (п. 2.5.) АТК планировалось выработать и реализовать дополнительные предупредительно-профилактические меры, направленные на совершенствование антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, мест массового пребывания людей (исполнитель – Отдел МВД России по Благовещенскому району).

Осуществление данного пункта плана АТК в августе 2016 году было организовано только после вмешательства межрайонной прокуратуры.

Из ответа территориального отдела полиции от 20.09.2016 об исполнении названного пункта плана следует, что на территории Благовещенского района Республики Башкортостан объекты транспортной инфраструктуры отсутствуют, в связи с чем ОГИБДД Отдела МВД России по Благовещенскому району проводятся общепрофилактические мероприятия, направленные на профилактику преступлений и административных правонарушений.

Данный пункт плана не исполнен по причине констатации факта выполнения ежедневных обязанностей сотрудниками органа внутренних дел, а АТК ход и результаты такой работы не проконтролированы.

В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры - технологическим комплексам отнесены, в том числе распространенные на территории района технические сооружения - мосты, эстакады (п. «в» ч. 5 ст. 1), а на территории Благовещенского района республики в истекшем году располагалось 59 объектов с массовым пребыванием людей как выполняющих муниципальный заказ, так осуществляющих коммерческую деятельность.

Вопреки значительному количеству имеющихся и возникающих проблем в сфере антитеррористической защищенности перечисленных объектов, их существенной удаленности от районного центра территориальным отделом полиции явно не осуществлена предупредительно-профилактическая функция по совершенствованию их антитеррористической защищенности.

Аналогичным образом в марте 2017 года в Благовещенском районе не организовано исполнение п.1.3. плана работы АТК на 2017 год по антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса и принимаемых заинтересованными хозяйствующими структурами и правоохранительными органами мерах по недопущению совершения террористических актов в их отношении.

Поскольку вышеуказанные обстоятельства влекут снижение эффективности межведомственного взаимодействия деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в вопросах профилактики терроризма и экстремизма, ослабление информационно-пропагандистской деятельности, направленной против терроризма и экстремизма, воспитательной работы с населением, направленной на предупреждение террористической и экстремистской деятельности, формирование нетерпимости к подобным проявлениям, снижение бдительности, уровня правовой осведомленности и правовой культуры граждан, межнационального согласия в Республике Башкортостан в адрес районной администрации 19.04.2017 внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения федерального законодательства.

22.05.2017 вышеуказанное представление рассмотрено, но меры к фактическому устранению нарушений до настоящего времени административным ответчиком не предприняты.

В целях снижения уровня радикализации различных групп населения (прежде всего молодежи), и недопущения их вовлечения в террористическую деятельность Президентом Российской Федерации 26.04.2013 утвержден Комплексный план.

С учетом новых вызовов и угроз террористического характера 05.10.2016 в Комплексный план внесены изменения, аналогичные изменения внесены в соответствующий Комплексный план Республики Башкортостан.

В частности, главам органов местного самоуправления в целях предупреждения рецидивов террористической и религиозно-экстремисткой деятельности надлежало в срок до 01.03.2017 внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексного плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.

Кроме того, мероприятия Комплексного плана подлежали учету в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления.

Между тем, в ходе проверки деятельности муниципалитета в данном направлении деятельности выявлены существенные недостатки и упущения, влияющие на реализацию полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», иными подзаконными нормативными актами в рассматриваемой сфере деятельности.

Несмотря на актуальность и значимость противодействия идеологии терроризма органом местного самоуправления до настоящего времени не организовано фактическое исполнение названных требований Комплексного плана, должные меры к профилактике проявлений терроризма на собственной территории не принимаются, что требует принципиального пересмотра работы в данном направлении.

Сотрудниками муниципалитета возможность распространения идеологии терроризма в молодежной среде как фактор, один из главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности на долгосрочную перспективу грубым образом игнорируется и пренебрегается, что создает условия для расцвета преступности.

Вышеуказанные обстоятельства влекут снижение эффективности межведомственного взаимодействия деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в вопросах профилактики терроризма и экстремизма, ослабление информационно-пропагандистской деятельности, направленной против терроризма и экстремизма, воспитательной работы с населением, направленной на предупреждение террористической и экстремистской деятельности, формирование нетерпимости к подобным проявлениям, снижение бдительности, уровня правовой осведомленности и правовой культуры граждан, межнационального согласия, что не может быть терпимым.

К участию в деле определением суда от 20.10.2017 привлечены заинтересованные лица Д.И.Г., С.О.В.

В судебном заседании представитель административного истца прокурор Чураев И.И. уточненные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Тумакова С.Т., заинтересованные лица Д.И.Г., С.О.В. возражали, просили отказать в удовлетворении требований.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как указано в ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму.

Согласно Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 (далее по тексту - Концепция), она определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в РФ цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ.

Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, Концепция внешней политики РФ, Военная доктрина РФ, настоящая Концепция, а также нормативные правовые акты РФ, направленные на совершенствование деятельности в данной области (п. 9 Концепции).

Пунктом 7 Концепции предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму.

Это вытекает из п.п. 6.1, 6.2, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», где указано, что к вопросам местного значения относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Таким образом, обязанность районных администраций участвовать в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения предусмотрена действующим законодательством, вытекает из смысла вышеобозначенных норм.

Пунктом 13 Концепции предусмотрено, что предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется путем осуществления мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В соответствии с подп. «е» п. 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Актуальной задачей является определение при формировании проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов целевых статей финансирования антитеррористических мероприятий, в связи с чем необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы (п. 42 Концепции).

При таких обстоятельствах наличие соответствующего целевого документа, регламентирующего вопросы участия органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования, предполагается.

Органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, уставами муниципальных образований.

Администрация муниципалитета является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

Исполнение органом местного самоуправления требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории поселения, регламентированы нормами федерального законодательства.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ "О противодействии терроризму" принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму.

Как указано в ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

Судом установлено, что Благовещенской межрайонной прокуратурой в апреле 2017 года во исполнение поручения прокуратуры республики в рамках поступившего поручения Генерального прокурора Российской Федерации Чайки Ю.Я. от 04.04.2017 в связи с активизацией террористических организаций, совершением 03.04.2017 взрыва в г. Санкт-Петербурге, повлекшего человеческие жертвы, проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере противодействия террористической деятельности должностными лицами администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, в том числе проанализирована эффективность работы Антитеррористической комиссии (далее по тексту - АТК).

В соответствии с распоряжением Президента Республики Башкортостан от 26.07.2013 № РП-190 утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы (далее по тексту Комплексный план).

Как усматривается из представленных административным истцом документов, с октября 2016 года по момент проверки апрель 2017 года администрацией муниципального района Благовещенский район РБ фактически в полном объеме не реализованы предусмотренные п.1.13. плана мероприятий АТК на 2016 год мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013, с изменениями от 05.10.2016 № Пр-1060, Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы, утвержденного распоряжением Президента Республики Башкортостан от 26.07.2013 № РП-190, с изменениями, внесенными распоряжением главы Республики Башкортостан от 03.03.2017 № РГ-43дсп.

В марте 2017 года АТК планировалось заседание по реализации анализируемого документа, утвержденного распоряжением Президента республики (п. 1.4. плана работы АТК на 2017 год), между тем какие-либо меры по данному вопросу должностными лицами администрации муниципального района Благовещенский район РБ также не предпринимались.

В мае 2016 года (п. 2.5.) АТК планировалось выработать и реализовать дополнительные предупредительно-профилактические меры, направленные на совершенствование антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, мест массового пребывания людей.

Осуществление данного пункта плана АТК в августе 2016 году было организовано только после вмешательства межрайонной прокуратуры.

Из ответа территориального отдела полиции от 20.09.2016 (л.д.16) об исполнении названного пункта плана следует, что на территории Благовещенского района Республики Башкортостан объекты транспортной инфраструктуры отсутствуют, в связи с чем ОГИБДД Отдела МВД России по Благовещенскому району проводятся общепрофилактические мероприятия, направленные на профилактику преступлений и административных правонарушений.

Таким образом, названный пункт плана работы не исполнен по причине констатации факта выполнения ежедневных обязанностей сотрудниками органа внутренних дел, а АТК ход и результаты такой работы не проконтролированы.

Между тем, Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры - технологическим комплексам отнесены, в том числе распространенные на территории района технические сооружения - мосты, эстакады (п. «в» ч. 5 ст. 1), а на территории Благовещенского района РБ, в истекшем году располагалось не менее 67 объектов с массовым пребыванием людей как выполняющих муниципальный заказ, так осуществляющих коммерческую деятельность (л.д. 74-76).

В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Плана работы антитеррористической комиссии муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан на 2017 года основными вопросами заседаний деятельности антитеррористической комиссии муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан в 2017 году указаны: 1.3) о состоянии антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся на территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, и принимаемых заинтересованными хозяйствующими структурами и правоохранительными органами мерах по недопущению совершения террористических актов в их отношении; 1.4) о реализации положений Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы (распоряжение Президента Республики Башкортостан от 26.07.2013).

Вопреки значительному количеству имеющихся и возникающих проблем в сфере антитеррористической защищенности перечисленных объектов, их существенной удаленности от районного центра территориальным отделом полиции явно не осуществлена предупредительно-профилактическая функция по совершенствованию их антитеррористической защищенности.

На момент проверки установлено, что в деятельности АТК также, как и ранее отсутствует системный контроль за исполнением принятых решений, работа в данном направлении надлежащим образом не налажена, доказательств об обратном суду не представлено.

Поскольку вышеуказанные обстоятельства влекут снижение эффективности межведомственного взаимодействия деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в вопросах профилактики терроризма и экстремизма, ослабление информационно-пропагандистской деятельности, направленной против терроризма и экстремизма, воспитательной работы с населением, направленной на предупреждение террористической и экстремистской деятельности, формирование нетерпимости к подобным проявлениям, снижение бдительности, уровня правовой осведомленности и правовой культуры граждан, межнационального согласия в Республике Башкортостан в адрес районной администрации 19.04.2017 Благовещенской межрайонной прокуратурой внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения федерального законодательства.

22.05.2017 вышеуказанное представление рассмотрено, но меры к фактическому устранению нарушений до настоящего времени административным ответчиком не предприняты.

В целях снижения уровня радикализации различных групп населения (прежде всего молодежи), и недопущения их вовлечения в террористическую деятельность Президентом Российской Федерации 26.04.2013 утвержден Комплексный план.

С учетом новых вызовов и угроз террористического характера 05.10.2016 в Комплексный план внесены изменения, аналогичные изменения внесены в соответствующий Комплексный план Республики Башкортостан.

В частности, главам органов местного самоуправления в целях предупреждения рецидивов террористической и религиозно-экстремисткой деятельности надлежало в срок до 01.03.2017 внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексного плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.

Кроме того, мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РБ подлежали учету в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления.

Между тем, в ходе проверки Благовещенской межрайонной прокуратурой деятельности муниципалитета в данном направлении деятельности выявлены существенные недостатки и упущения, влияющие на реализацию полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», иными подзаконными нормативными актами в рассматриваемой сфере деятельности.

Несмотря на актуальность и значимость противодействия идеологии терроризма органом местного самоуправления до настоящего времени не организовано фактическое исполнение названных требований Комплексного плана, должные меры к профилактике проявлений терроризма на собственной территории не принимаются.

Как установлено в судебном заседании, то внесенные Президентом РФ 05.10.2016 № Пр-1060 изменения в Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, а также указания в единой форме предоставления отчетных материалов о результатах реализации мероприятий Комплексного плана в РБ, приложенной к поручению секретаря межведомственного Совета общественной безопасности РБ Р.И. от 16.06.2016 № 3-51-сб/ДСП и примерной схеме отчета о реализации мероприятий Комплексного плана в первом полугодии 2017, приложенной к поручению секретаря межведомственного Совета общественной безопасности РБ А.К. от 28.06.2017 № 3-381-сб, администрацией муниципального района Благовещенский район РБ в части возложения функций по организации и реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РБ исполнены фактически в соответствии с действующим законодательством лишь в конце октября 2017 года (л.д. 104-131).

Представленные представителем Администрации муниципального района Благовещенский район РБ постановления на л.д. 133-138 не свидетельствуют о том, что на заместителя главы Администрации по социальным вопросам Д.И.Г. были возложены функции именно по организации и реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РБ в Благовещенском районе РБ, а из данных постановлений прямо следует, что на него был возложен лишь контроль за исполнение этих постановлений. Изменения в его должностную инструкцию, о том, что заместитель главы Администрации по социальным вопросам Д.И.Г. обеспечивает непосредственное руководство работой по исполнению мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РБ в Благовещенском районе РБ были внесены лишь 23.10.2017, о чем он был ознакомлен в тот же день.

Список объектов с массовым пребыванием людей, расположенных на территории муниципального района Благовещенский район РБ на 2017 год утвержден главой администрации муниципального района Благовещенский район РБ лишь 18.09.2017 (л.д. 74-76), хотя должен быть уже утвержден до 01.01.2017, а ранее утверждался в нарушении действующего законодательства, о чем пояснил в суде заинтересованное лицо С.О.В.

Кроме этого, План повышения защищенности критически важных объектов территории муниципального района Благовещенский район РБ на 2017 год до сих пор не утвержден, хотя должен быть уже утвержден еще до 01.01.2017. Между тем, как следует из отчета о реализации мероприятий в муниципальном районе Благовещенский район РБ Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы в первом полугодии 2017 года (приложение № 1 к письму администрации муниципального района Благовещенский район РБ от 07.07.2017 № 830/1837), то проблем при реализации мероприятий Комплексного плана не выявлено.

В муниципальную программу по профилактике терроризма, экстремизма и правонарушений, противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, а также злоупотреблению спиртными напитками, борьбе с преступностью в муниципальном районе Благовещенский район РБ на 2015-2017 годы (л.д. 139-195), после внесенных Президентом РФ 05.10.2016 № Пр-1060 изменений в Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы и главой Республики Башкортостан от 03.03.2017 № РГ-43дсп в Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы, изменения внесены не были.

Вышеуказанные обстоятельства влекут снижение эффективности межведомственного взаимодействия деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в вопросах профилактики терроризма и экстремизма, ослабление информационно-пропагандистской деятельности, направленной против терроризма и экстремизма, воспитательной работы с населением, направленной на предупреждение террористической и экстремистской деятельности, формирование нетерпимости к подобным проявлениям, снижение бдительности, уровня правовой осведомленности и правовой культуры граждан, межнационального согласия и прямо свидетельствуют о том, что администрацией муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан в недостаточной мере организовано на территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан исполнение Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013, с изменениями от 05.10.2016 №Пр-1060, Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы, утвержденного распоряжением Президента Республики Башкортостан от 26.07.2013 № РП-190, с изменениями, внесенными распоряжением главы Республики Башкортостан от 03.03.2017 № РГ-43дсп и не приняты дополнительные предупредительно-профилактические меры, направленные на совершенствование антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, мест массового пребывания людей, а также объектов топливно-энергетического комплекса, мер по недопущению совершения террористических актов в их отношении, до 01.01.2017 не разработаны и не утверждены планы повышения защищенности критически важных объектов территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан на 2017 год, до 01.01.2017 не определены на 2017 год перечни мест массового пребывания людей в пределах территории муниципального образования по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, так как представленные в суд документы не свидетельствуют о том, что на территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан неорганизованно исполнение Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013, с изменениями от 05.10.2016 №Пр-1060, Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы, утвержденного распоряжением Президента Республики Башкортостан от 26.07.2013 № РП-190, с изменениями, внесенными распоряжением главы Республики Башкортостан от 03.03.2017 № РГ-43дсп, а свидетельствуют на основании вышеизложенного о том, что их исполнение недостаточно организованно.

Что касается требований о вынесении частного определения в отношении администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, то в соответствии с нормами КАС РФ вынесение частного определения не может являться требованием стороны, поскольку не образует предмета спора.

Руководствуясь ст.227, ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, выразившееся в недостаточной организации на территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан исполнения Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013, с изменениями от 05.10.2016 №Пр-1060, Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы, утвержденного распоряжением Президента Республики Башкортостан от 26.07.2013 № РП-190, с изменениями, внесенными распоряжением главы Республики Башкортостан от 03.03.2017 № РГ-43дсп, непринятии дополнительных предупредительно-профилактических мер, направленных на совершенствование антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, мест массового пребывания людей, а также объектов топливно-энергетического комплекса, мер по недопущению совершения террористических актов в их отношении, в неразработке и неутверждении планов повышения защищенности критически важных объектов территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, в неопределении перечня мест массового пребывания людей в пределах территории муниципального образования по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Обязать администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013, с изменениями от 05.10.2016 № Пр-1060, Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы, утвержденного распоряжением Президента Республики Башкортостан от 26.07.2013 № РП-190, с изменениями, внесенными распоряжением главы Республики Башкортостан от 03.03.2017 № РГ-43дсп, и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий: А.В.Паньшин