ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-753/18 от 23.07.2018 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-753/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2018 года город Корсаков

Сахалинской области

Судья Корсаковского городского суда Мурынчик Е.В., рассмотрев административное исковое заявление Сахалинской таможни к Янковецкому В. Н. о взыскании утилизационного сбора в отношении ввезенной самоходной машины (снегохода),

УСТАНОВИЛ:

23 марта 2018 года Сахалинская таможня обратилась в суд с иском к Янковецкому В. Н. о взыскании утилизационного сбора в отношении ввезенной самоходной машины (снегохода) в размере 195 000 рублей.

В обоснование требований указано, что в 15 февраля 2016 года Янковецким В.Н. на Корсаковский таможенный пост Сахалинской таможни подана пассажирская таможенная декларация /П000261. При выпуске товара - снегоход Yamaha VT480Е, 01.07.1997 года выпуска, объем двигателя – 485 куб.см., мощность двигателя – 60 л.с/44,13 кВт. VIN –отсутствует, модель двигателя – 8М8, цвет - оранжевый, номер рамы -8М8-002289, был оформлен ТПО /. На момент выпуска товара информация об уплате утилизационного сбора в отношении указанного товара отсутствовала, действия, направленные на уплату утилизационного сбора Янковецким В.Н. не осуществлялись. Письмом от 28.03.2017 года Сахалинская таможня уведомила административного ответчика о необходимости уплаты утилизационного сбора в сумме 195 000 рублей. Несмотря на наличие обязанности по уплате утилизационного сбора, Янковецким В.Н. утилизационный сбор до настоящего времени не уплачен. В ответ на уведомление таможенного органа от 15.02.2016 года Янковецким В.Н. были даны письменные объяснения в которых он отказался платить утилизационный сбор.

В судебном заседании представитель административного истца Швец М.В., действующая на основании доверенности от 21.12.2017 года требования административного искового заявления поддержала. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 года «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и прицепов к ним и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» которым закреплен 3 годичный срок для обращения в суд с указанными требованиями, в связи с чем таможенным органом не пропущен процессуальный срок для обращения в суд с данным административным исковым заявлением. Также, указала, что положения ст. 48 НК РФ, регулирующие процедуру взыскания не подлежат применению при взыскании утилизационного сбора.

Ответчик Янковецкий В.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом по месте жительства, регистрации. Принимая во внимание, что судом были предприняты предусмотренные законом меры для обеспечения возможности ответчикам реализовать предоставленные им законом процессуальные права, суд, учитывая разъяснения, содержащиеся в пунктах 63 - 68 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которым по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также, применительно к правилам части 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, признает административного ответчика Янковецкого В.Н. извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд, в соответствии со ст.150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело без участия административного ответчика, выслушав представителя административного истца Швец М.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 года №81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и прицепов к ним и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее Правила).

Настоящие Правила устанавливают порядок взимания, исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора за самоходные машины и (или) прицепы к ним (далее - прицеп), которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора.

Согласно ч.17 Правил в случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Процедура и сроки взыскания задолженности по уплате обязательных платежей, сборов в судебном порядке регламентированы ст.48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

В силу ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, 15 февраля 2016 года Янковецким В.Н. на Корсаковский таможенный пост Сахалинской таможни подана пассажирская таможенная декларация /П000261. При выпуске товара - снегоход Yamaha VT480Е, 01.07.1997 года выпуска, объем двигателя – 485 куб.см., мощность двигателя – 60 л.с/44,13 кВт. VIN –отсутствует, модель двигателя – 8М8, цвет - оранжевый, номер рамы -8М8-002289, был оформлен ТПО / (л.д.9,10).

15.02.2016 года административным истцом в адрес Янковецкого В.Н. было направлено уведомление в котором было разъяснено о необходимости уплаты утилизационного сбора в размере 195 000 рублей (л.д.30).

Как следует из письменного объяснения Янковецкого В.Н. от 15.02.2016 года, снегоход Yamaha VT480Е был ввезен на территорию РФ в неисправном состоянии, на запчасти, эксплуатироваться на территории РФ не будет, в связи с чем, он отказывается производить уплату утилизационного сбора (л.д.31).

28 марта 2017 года административным истцом в адрес Янковецкого В.Н. было направлено требование о необходимости уплаты утилизационного сбора в размере 195 000 рублей в срок не более 20 календарных дней со дня получения данного письма (л.д.32).

Указанное требование было получено Янковецким В.Н. 07.04.2017 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (л.д.33).

С учетом установленных обстоятельств, с 28 апреля 2018 года начинает течь срок установленный законом для обращения таможенного органа в суд с указанным административным исковым заявлением.

С заявлением о выдаче судебного приказа таможенный орган не обращался в связи с чем, течение срока обращения для взыскания не прекращалось.

С административным иском в суд административный истец обратился 23 марта 2018 года, то есть за пределами установленного законом полугодичного срока.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, административным истцом не представлено. Ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с указанным административным исковым заявлением, представителем административного истца заявлено не было.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, суд приходит к выводу о пропуске без уважительных причин таможенным органом шестимесячного срока обращения в суд для взыскания с Янковецкого В.Н. обязательного сбора, поскольку своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Довод представителя административного истца о том, что Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 года «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и прицепов к ним и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» закреплен 3 годичный срок для обращения в суд с указанными требованиями, основан на неверном толковании норм права.

Указанным Постановлением не установлены процессуальные сроки для обращения в суд с требованием о взыскании суммы утилизационного сбора. Пункт 17 Правил лишь закрепляет 3 годичный срок для обращения таможенного органа к лицу, на которое возложена обязанность по уплате утилизационного сбора с требованием.

Учитывая, что факт пропуска административным истцом процессуального срока для обращения в суд с указанным административным исковым заявлением нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175- 180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Сахалинской таможни к Янковецкому В. Н. о взыскании утилизационного сбора в отношении ввезенной самоходной машины (снегохода), оставить без удовлетворения, в связи с пропуском срока обращения в суд.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25.07.2018 года.

Судья

Корсаковского городского суда Е.В. Мурынчик