ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-753/19 от 05.06.2019 Камышинского городского суда (Волгоградская область)

34RS0№ ....-32

дело № ....а-753/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июня 2019 г. г. Камышин

Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Раптановой М.А.,

при секретаре ФИО7,

представителя административного истца ФИО2ФИО11, представителя административных ответчиков администрации городского округа – .... и Комитета по образованию администрации городского округа – ....ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации городского округа - ...., Комитету по образованию администрации городского округа – .... о признании бездействия при рассмотрении обращения незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа - ...., Комитету по образованию администрации городского округа – ...., в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ она подала в администрацию городского округа – .... письменное заявление, в котором просила разъяснить ей о возможных вариантах отчуждения принадлежащей её дочери <данные изъяты> доли квартиры, расположенной в ...., и ответить на вопрос, возможен ли вариант отчуждения принадлежащей дочери доли с учётом оформления на неё доли в жилом доме бабушки ребёнка - ФИО5 в д. ФИО3..... В заявлении указала, что все возникшие вопросы может пояснить её представитель, который также может представить все необходимые документы. Указала его фамилию, имя, отчество, домашний адрес и сотовый телефон, а также приложила копию доверенности.

В полученном на обращение ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ .... административный ответчик на поставленные вопросы по существу не ответил, ограничившись общим перечнем документов и указанием режима приёма по вопросам отчуждения имущества несовершеннолетних.

Ссылаясь на положения ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ФИО2, уточнив требования административного иска, просит суд признать незаконным и необоснованным ответ на её обращение от ДД.ММ.ГГГГ, то есть не по существу поставленных вопросов. Обязать дать ответ по существу поставленных вопросов.

Признать незаконным и необоснованным бездействие административного ответчика по не предоставлению вариантов перераспределения права собственности её дочери, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с <данные изъяты> доли в квартире, расположенной по адресу: ...., ...., ...., под номером ...., на не ухудшающий её положение доли в домовладении, принадлежащем ФИО5, расположенном в д. ФИО3...., в связи с продажей первой, в том числе не истребование необходимых документов и не выяснения обстоятельств у представителя административного истца.

Признать незаконным и необоснованным утверждение в письме от 20 марта 2019 года № 03-16/935 «О выдаче предварительного разрешения на совершении сделки», а также истребование лишних документов, в том числе предварительный договор купли-продажи с указанием сроков заключения основного договора, стоимости жилого помещения (в случае последующего приобретения жилья).

Административный истец ФИО2, извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просив в тексте административного иска о рассмотрении дела в её отсутствие. Обеспечила явку в суд своего представителя ФИО11, который требования административного иска поддержал. Просил суд возложить на ответчиков обязанность повторно рассмотреть поданное ФИО2 обращение.

Представитель административных ответчиков: администрации городского округа – .... и Комитета по образованию администрации городского округа – ....ФИО8 просила в удовлетворении иска отказать, отметив, что срок и порядок рассмотрения обращения соблюдены. Несогласие с содержанием ответа не может служить основанием для признания его незаконным. Считает, что истцом не доказан факт нарушения его прав, свобод и законных интересов.

Заинтересованное лицо председатель Комитета по образованию администрации городского округа – ....ФИО10, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

При изложенном суд, руководствуясь положениями статей 150, 226 КАС РФ, не признав явку вышеуказанных лиц обязательной, определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца и заинтересованного лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Предусмотренный названным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1).

Согласно названному Закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10); письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12); письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 8).

Согласно п. 3.1.4 Положения о Комитете по образованию администрации городского округа - город Камышин, утвержденного Решением Камышинской городской Думы от 31 марта 2016 г. № 112, Комитет по образованию осуществляет полномочия в сфере опеки и попечительства в установленном законодательством порядке. Возглавляет Комитет по образованию председатель, который ведёт приём граждан по личным вопросам, рассмотрение их обращений в соответствии с законодательством (п. 7.3, п.п. 7.7.6 Положения).

Структурным подразделением Комитета по образованию является, в том числе отдел опеки и попечительства, который образован во исполнение Закона Волгоградской области от 15 ноября 2007 года № 1557-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Законом Волгоградской области от 15 ноября 2007 года № 1558-ОД «Об органах опеки и попечительства».

В соответствии с задачами, определенными в ст. 5 Закона Волгоградской области от 15 ноября 2007 года № 1558-ОД «Об органах опеки и попечительства», органы опеки и попечительства дают разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену, дарению имущества лиц, находящихся под опекой (попечительством), и несовершеннолетних, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным и несовершеннолетним прав, раздел их имущества, выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных и несовершеннолетних.

В развитие положений указанного Закона постановлением администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области от 30 июня 2016 г. № 993-п утвержден административный регламент по осуществлению администрацией городского округа - город Камышин переданных государственных полномочий по предоставлению государственной услуги «Выдача предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних подопечных», в соответствии с п. 1.3.1. которого орган, предоставляющий государственную услугу, - администрация городского округа - город Камышин в лице отдела опеки и попечительства (далее - Отдел) Комитета по образованию администрации городского округа - город Камышин (далее - Комитет). Отдел, обеспечивающий организацию предоставления государственной услуги, - отдел опеки и попечительства Комитета по образованию администрации городского округа - город Камышин. Информирование о порядке предоставления государственной услуги осуществляется автономным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» городского округа - город Камышин (далее - МФЦ).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, и порядок их подачи установлены п. 2.6 административного регламента.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в администрацию городского округа – .... с заявлением, в котором указала, что имеет намерение продать имеющиеся у неё в собственности квартиры и переехать на постоянное место жительства в ..... В этой связи просила разъяснить возможные варианты продажи двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ...., ...., <данные изъяты> доля в которой принадлежит её несовершеннолетней дочери ФИО4. Также в заявлении ФИО2 указала, что её мать ФИО5 согласна передать ФИО4 любую часть своего жилого дома, расположенного в д. ФИО3...., приложив свидетельства о регистрации права собственности на перечисленные выше объекты недвижимости.

Указанное заявление зарегистрировано в этот же день и передано на рассмотрение должностным лицам Комитета по образованию администрации городского округа – .... с указанием срока рассмотрения заявления до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение председателем Комитета по образованию администрации городского округа – ....ФИО10 был дан ответ, содержащий разъяснения относительно порядка принятия решения о выдаче предварительного разрешения на совершение сделки с имуществом несовершеннолетней ФИО4 с указанием перечня необходимых документов и графика приёма граждан в администрации городского округа – .... по вопросам отчуждения имущества несовершеннолетних.

Факт получения ответа представителем административного истца не оспаривается.

Проанализировав ответ, суд приходит к выводу о том, что обращение ФИО2 рассмотрено в соответствии с требованиями, предусмотренными ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в установленный срок уполномоченным лицом.

Применительно к положениям указанного Закона, административный ответчик обоснованно, не предрешая вопросы права, направил в адрес заявителя мотивированный ответ с разъяснением предусмотренного законом порядка принятия органом опеки и попечительства решения о выдаче предварительного разрешения на совершение сделки с имуществом несовершеннолетнего ребёнка и перечислил документы, необходимые для принятия такого решения. Учитывая, что выдача указанных разрешений относится к переданным администрации городского округа – .... государственным полномочиям и осуществляется в рамках действующего Административного регламента предоставления государственной услуги (что применительно к ч. 1 ст. 64 КАС РФ является общедоступной информацией и не нуждается в доказывании), то в компетенцию ответчика не входит обязанность давать консультации, касающиеся обстоятельств совершения конкретной сделки с имуществом ребёнка, в рамках рассмотрения обращений граждан по нормам ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В этой связи довод представителя административного истца о том, что ответ на обращение представлен не по существу поставленного в нём вопроса суд находит несостоятельным, поскольку до административного истца доведена вся необходимая информация о порядке совершения сделок с имуществом несовершеннолетнего ребёнка.

Каких-либо нарушений закона, повлекших нарушения прав и свобод административного истца, административным ответчиком при рассмотрении заявления допущено не было. На истца не возложены обязанности, не созданы препятствия в осуществлении его прав.

Вопреки позиции представителя административного истца обращение считается рассмотренным не только в случае удовлетворения содержащейся в нём просьбы, но и в случае приведения в нём нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения. Несогласие с содержанием ответа не свидетельствует о бездействии административного ответчика при рассмотрении обращения.

Суд отмечает, что согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации РФ, данным в п. 62 постановления Пленума от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Статьёй 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданину предоставлено право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в силу положений ст. ст. 218, 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Отсутствие хотя бы одного из названных условий исключает признание судом решения, действия (бездействие) незаконными.

В рассматриваемом административном споре судом не установлено бездействие административных ответчиков, сопряженное с нарушением прав и законных интересов административного истца, в связи с чем требования административного иска удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к администрации городского округа - ...., Комитету по образованию администрации городского округа – .... о признании незаконным бездействия при рассмотрении её обращения от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности повторно рассмотреть её обращение по существу поставленных в нём вопросов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись М.А. Раптанова