ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-753/2016 от 29.04.2016 Новозыбковского городского суда (Брянская область)

№2а-753/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новозыбковский городской суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Поповой И.С., при секретаре судебного заседания Борисенко С.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Новозыбковской межрайонной

прокуратуры Ляшковой Т.М.,

главы города Новозыбкова Матвеенко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к главе города Новозыбков Брянской области Матвеенко А.С., Совету народных депутатов города Новозыбков о признании незаконными действий должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

Новозыбковский межрайонный прокурор, выступивший в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст.39 КАС РФ обратился в суд с административным иском к главе города Новозыбков Брянской области Матвеенко А.С., Совету народных депутатов города Новозыбков о признании незаконными действий должностных лиц.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки по обращению депутатов Совета народных депутатов <адрес> по вопросу несогласия с действиями главы муниципального образования при принятии и регистрации устава г.Новозыбкова было установлено, что главой города Новозыбкова Матвеенко А.С. в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области 03.08.2015 года направлен Устав муниципального образования город Новозыбков в новой редакции, утвержденный решением Совета народных депутатов г.Новозыбкова от 23.06.2015 №5-107, а также пакет документов для государственной регистрации Устава. По результатам рассмотрения документов Управлением Министерства юстиции РФ по Брянской области Устав муниципального образования город Новозыбков зарегистрирован, о чем главе г.Новозыбкова выдано свидетельство от 02.092015г. №. При этом, главой города Новозыбков Матвеенко А.С. самостоятельно с превышением компетенции внесены изменения в статьи 13,6, 42, 59, 60-66 Устава муниципального образования город Новозыбков, решение по которым депутатами муниципального представительного органа муниципального образования не принималось, что является нарушением ст.44, п. 1 ч.10 ст.35, п.2 ч.4 ст.36 Федерального закона от 6.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании старший помощник прокурора Новозыбковской межрайонной прокуратуры Ляшкова Т.М. поддержала заявленные требования и просила признать действия главы города Новозыбкова Матвеенко А.С., возглавляющего Совет народных депутатов города Новозыбкова, выразившиеся во внесении изменений в Устав муниципального образования город Новозыбков, утвержденный решением Совета народных депутатов г.Новозыбкова от 23.06.2015 №5-107, изготовлении текста Устава муниципального образования город Новозыбков в редакции, не принимавшейся Советом народных депутатов г. Новозыбкова, предоставлении его на государственную регистрацию в Управлении Министерства юстиции РФ по Брянской области, направлении зарегистрированного Устава муниципального образования город Новозыбков для опубликования, не соответствующими Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 6.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 21.07.2005 г. №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и нарушающими права муниципального образования город Новозыбков и муниципального образования город Новозыбков; аннулировать выданное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области свидетельство о государственной регистрации Устава муниципального образования город Новозыбков от 2 сентября 2015 года .

Административный ответчик, глава города Новозыбков Матвеенко А.С., возглавляющий Совет народных депутатов города Новозыбкова, не оспаривая факт внесения им поправок по тексту Устава без их обсуждения на заседании Совета народных депутатов г. Новозыбкова, с обоснованностью иска не согласился, пояснив, что между депутатами была достигнута устная договоренность о внесении им самостоятельно редакционных поправок по тексту Устава, не противоречащих законодательству. Кроме того, 27 апреля 2016 года Советом народных депутатов города Новозыбков принята новая редакция Устава муниципального образования город Новозыбков, в связи с чем редакция то

  1. г. утрачивает юридическую силу.

Представитель заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области в судебное заседание не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, которое было судом удовлетворено. Из содержания представленного отзыва на административное исковое заявление усматривается, что в 30.06.2015 г. в Управление главой города Новозыбков Матвеенко А.С. было направлено обращение о государственной регистрации Устава города Новозыбков, принятого решением Совета народных депутатов от 23.06.2015 г. №5-107 «О принятии Устава муниципального образования город Новозыбков в новой редакции», со всем необходимым пакетом документов, впоследствии на основании письма главы города Новозыбкова, в соответствии с ФЗ от 2.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Приказом Минюста России от 31.05.2012 г. №88 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований», представленные документы были возвращены. В дальнейшем, главой города Новозыбкова, 04.08.2015 г., на государственную регистрацию был вновь представлен Устав города Новозыбков, принятый решением Совета народных депутатов от 23.06.2015 г. №5-107 «О принятии Устава муниципального образования город Новозыбков в новой редакции», со всем необходимым пакетом документов. На основании того, что Устав города Новозыбков положений, противоречащих законодательству РФ не содержал, порядок принятия Устава нарушен не был, Управлением министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области Устав города Новозыбкова был зарегистрирован под номером от

  1. г.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Административное исковое заявление межрайонного прокурора подано в пределах его полномочий, предусмотренных ст.39 КАС РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-Ф3) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131 -ФЗ проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

На основании п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-Ф3, проект устава муниципального образования должен выноситься на публичные слушания.

В соответствии с ч. 5 ст. 44 Федерального закона № 131-Ф3 устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

В силу частей 6, 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЭ устав муниципальною образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнении в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации. Данные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования),

Решение о внесении изменений в устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия (ч.ч. 1, 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов

муниципальных образований").

После государственной регистрации, в соответствии с ч. 8 ст. 44 Федерального закона № 131- ФЗ устав муниципального образования

подлежит официальному опубликованию (обнародованию) и вступает в силу.

В судебном заседании установлено, что 18.05.2015 года состоялись публичные слушания по проекту Устава муниципального образования город Новозыбков.

Проект Устава муниципального образования город Новозыбков в новой редакции утвержден решением Совета народных депутатов г. Новозыбкова от 28.04.2015 №5-85.

Решением Совета народных депутатов г. Новозыбкова от 28.04.2015 № 5- 86 на 18.05.2015 назначены публичные слушания по проекту Устава, утвержден оргкомитет по проведению публичных слушаний, утверждены порядок учета предложений по проекту Устава и порядок участия граждан в обсуждении проекта (приложения №№ 1, 2 к решению).

Решения с приложениями опубликованы в информационном бюллетене Совета народных депутатов г. Новозыбкова «Официальный Новозыбков» (2015 год, спецвыпуск).

Публичные слушания по проекту Устава состоялись 18.05.2015 г.

Рассмотрение вопроса об утверждении Устава г.Новозыбкова в новой редакции проводилось на заседании Совета народных депутатов 23.06.2015 года, в ходе которого были приняты изменения и дополнения в проект Устава с учетом замечаний Минюста и прокуратуры и Устав г.Новозыбкова в целом в новой редакции.

В соответствии с ч. 6, 8 ст. 44 Федерального закона № 131 -ФЗ, ч.ч. 1, 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", 30.06.2015 года главой города Новозыбкова Матвиенко А.С. направлялось обращение о государственной регистрации Устава города Новозыбкова, принятого решением Совета народных депутатов от 23.06.2015 г. №5-107 «О принятии Устава муниципального образования город Новозыбков в новой редакции» (т.1 л.д.216).

На основании ФЗ от 2.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Приказа Минюста России от 31.05.2012 г. №88 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований», а также письма главы города Новозыбкова представленные документы были.возвращены.

Как усматривается из материалов дела и не оспорено сторонами, главой города Новозыбкова Матвеенко А.С., в нарушение ст.44, п. 1ч. 10 ст.35, п.2

  1. ст.36 Федерального закона от 6.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», самостоятельно внесены изменения в статьи 13,6, 42, 59, 60-66 Устава муниципального образования город Новозыбков, решение по которым депутатами муниципального представительного органа муниципального образования не принималось, после чего измененный главой города Новозыбкова Устав города Новозыбков, 04.08.2015 г. направлен на государственную регистрацию со всем необходимым пакетом документов (т.1 л.д. 217).

Управлением министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области Устав города Новозыбков был зарегистрирован под номером от 2.09.2015 г. (т.1 л.д. 221).

Согласно п.1 ч.Ю ст.35 Федерального закона № 131-Ф3, принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (ч.5 ст.44 Федерального закона № 131-Ф3).

К полномочиям главы муниципального образования, в соответствии с п.2

  1. ст.36 Федерального закона № 131-Ф3, относится подписание и

обнародование в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования.

  1. Принимая во внимание, что главой муниципального образования, не обладающего полномочиями на внесение изменений в Устав муниципального образования, внесены изменения в статьи 13,6, 42, 59, 60-66 Устава муниципального образования город Новозыбков, впоследствии зарегистрированного Управлением министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области под номером от г., суд полагает действия Главы <адрес>, связанные с внесением изменений и представлением на регистрацию уточненной им редакции устава, его опубликованием незаконными, ввиду чего подлежит аннулированию свидетельство о регистрации Устава г. Новозыбков, в редакции, утвержденной решением Совета народных депутатов г. Новозыбкова от 23.06.2015 г.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к главе города Новозыбков Брянской области Матвеенко А.С., Совету народных депутатов города Новозыбков о признании незаконными действий должностных лиц удовлетворить.

Признать действия главы города Новозыбков Матвеенко А.С., возглавляющего Совет народных депутатов города Новозыбкова, выразившиеся во внесении изменений в Устав муниципального образования город Новозыбков, утвержденный решением Совета народных депутатов г.Новозыбкова от 23.06.2015 №5-107, изготовлении текста Устава муниципального образования город Новозыбков в редакции, не принимавшейся Советом народных депутатов г.Новозыбкова, предоставлении его на государственную регистрацию в Управлении Министерства юстиции РФ по Брянской области, направлении зарегистрированного Устава муниципального образования город Новозыбков для опубликования, не соответствующими Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 6.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 21.07.2005 г. №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и нарушающими права муниципального образования город Новозыбков и муниципального образования город Новозыбков.

Аннулировать выданное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области свидетельство о государственной регистрации Устава муниципального образования город Новозыбков от 2 сентября 2015 года .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С. Попова