ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-753/2018 от 13.03.2018 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Административное дело № 2а-753/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 13 марта 2018 года)

13 марта 2018 года г. Тамбов

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе председательствующего судьи Толмачевой М.С., при секретаре Косухиной Е.В., с участием представителя административного истца Борисовой М.В. – Селезневой Е.В., представителя административного ответчика ИФНС России по г.Тамбову Везенкиной С.Н., представителя заинтересованного лица УФНС России по Тамбовской области Сидоренко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Борисовой Марии Васильевны о признании незаконными действий ИФНС России по г. Тамбову по доначислению земельного налога за 2014 год в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>Б» в размере 174406 руб.,

У С Т А Н О В И Л :

Борисова М.В. обратилась в Октябрьский районный суд г. Тамбова с административным исковым заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по г. Тамбову по доначислению земельного налога за 2014 год в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в размере 174406 руб.

В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 3994 кв.м., назначение – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под нежилое здание с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.08.2014 года кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года была установлена равной рыночной и составила 2895650 руб. Данные сведения в ГКН были внесены 18.09.2014 года. С учетом изменения кадастровой стоимости спорного земельного участка ИФНС России по г. Тамбову был осуществлен перерасчет земельного налога за 2014 год (уменьшен на 232147 руб.) и сумма налога составила 43435 руб., указанная сумма была оплачена 24.09.2015 года.

Постановлением администрации Тамбовской области № 1498 от 28.11.2014 года установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2014 года. Решением Тамбовского областного суда от 14.03.2016 г., по ее заявлению от11.12.2015 года, кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2014 года равной его рыночной стоимости и составила 2711527 руб. Сведения в ГКН внесены 29.04.2016 года.

22.08.2017 года в ее адрес поступило налоговое уведомление о пересчете земельного налога в отношении спорного участка за 2014 год, размер налога составил 275358 руб. Не согласившись с перерасчетом налога она обращалась с заявлениями в налоговые органы (ИФНС России по г.Тамбову и УФНС России по Тамбовской области), однако ей было разъяснено, что поскольку решение Арбитражного суда Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 г. исполнено путем внесения изменений в ГКН – 18.09.2014 года, то есть после 01.01.2014 года, соответственно установленная решением суда кадастровая стоимость не может быть использована при исчислении налога за 2014 год.

С указанными выводами налогового органа она не согласна, перерасчет земельного налога в отношении спорного земельного участка уже был осуществлен в 2015 году исходя из кадастровой стоимости участка, установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области. Своими действиями налоговый орган принимает решение ухудшающее положение налогоплательщика, что противоречит налоговому законодательству.

В судебном заседании представитель административного истца Борисовой М.В. – Селезнева Е.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, указав, что постановлением администрации Тамбовской области № 1276 от 11.11.2013 года, вступившим в законную силу с 01.01.2013 года, была утверждена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Борисовой М.А., которая в последующем была ее доверительней оспорена и решением Арбитражного суда Тамбовской области была утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка равная рыночной стоимости в размере 2895650 руб. Сведения в ГКН о кадастровой стоимости спорного земельного участка на основании постановления № 1276 были внесены в ГКН 10.01.2014 года, а на основании решения суда – 18.09.2014 года, в связи с чем в соответствии с требованиями ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», земельный налог в отношении спорного земельного участка за 2014 год должен быть исчислен за период с 01.01.2014 г. по 10.01.2014 г. исходя из сведений, содержащихся в ГКН по состоянию на 01.01.2014 г (то есть из стоимости участка, установленной постановлением администрации Тамбовской области № 1311), а с 10.01.2014 г. – исходя из стоимости, установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.08.2014 года.

В судебном заседании представитель административного ответчика ИФНС России по г. Тамбову – Везенкина С.Н. административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях и указала, что поскольку данные о кадастровой стоимости земельного участка по постановлению администрации Тамбовской области № 1276 от 11 ноября 2013 года были внесены в ГКН 10 января 2014 года, указанная кадастровая стоимость не может применяться для исчисления земельного налога за 2014 год, для доначисления земельного налога была использована кадастровая стоимость земельного участка, установленная постановлением администрации Тамбовской области № 1311 от 30 ноября 2007 года.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица УФСН России по Тамбовской области Сидоренко О.С. административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица директора ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела не прибыла, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без участия представителя, в разрешении требований положилась на усмотрение суда.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ, статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (ст.387 НК РФ).

На территории муниципального образования городской округ – город Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 года №74 «Об установлении земельного налога на территории города Тамбова», опубликованным в газете «Наш город Тамбов» №48 (219) от 14.11.2005 года.

Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).

Взыскание налога не на основе соответствующей действительности стоимости объекта налогообложения ведет либо к ущемлению прав владельца (при завышении стоимости имущества как налогооблагаемой базы), либо к нарушению публичных интересов (при занижении стоимости имущества как налогооблагаемой базы).

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) регламентировано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункты 1 и 5).

Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, определены Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Судом установлено, что Борисовой М.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 3994 кв.м., назначение – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под нежилое здание, расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от 24.11.2010 г.

Постановлением администрации Тамбовской области № 1276 от 11.11.2013 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 года» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была установлена в размере 18372160 руб. 36 коп.

Борисова М.В. обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с иском об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной рыночной стоимости. Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13 августа 2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> была установлена равной рыночной стоимости 2895650 руб. по состоянию на 01 января 2013 года.

Сведения в ГКН на основании вышеуказанного решения суда были внесены 18.09.2014 года. С учетом изменения кадастровой стоимости спорного земельного участка ИФНС России по г.Тамбову был осуществлен перерасчет земельного налога за 2014 год (уменьшен на 232147 руб.) и составил 43435 руб. Оплата налога с учетом перерасчета произведена Борисовой М.А. 24.09.2015 года.

В последующем, на основании сведений предоставленных ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, ИФНС России по г.Тамбову Борисовой М.А. был доначислен земельный налог за 2014 год в размере 174406 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером размере 14522703 руб., установленной постановлением администрации Тамбовской области № 1311 от 30.11.2007 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», которая была отображена в ГКН по состоянию на 01.01.2014 года.

Доводы Борисовой М.А. о том, что доначисление земельного налога за 2014 год осуществлено налоговым органом неправомерно, поскольку установленная постановлением администрации Тамбовской области № 1276 от 11.11.2013 года, вступившим в законную силу с 01.01.2014 года, кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года была оспорена в установленном законом порядке, и, соответственно, для исчисления земельного налога за 2014 год в отношении спорного земельного участка в качестве налоговой базы должна использоваться рыночная стоимость участка, установленная решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.08.2014 года, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Правовое регулирование земельного налога, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщика (Определение от 01.03.2011 г. № 275-О-О).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

При этом согласно пункту 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В силу пункта 5 статьи 5 НК РФ положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 г. № 165-О-О указал, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

Таким образом, в случае, когда нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований статьи 5 НК РФ такой акт подлежит применению налогоплательщиками только с начала следующего налогового периода.

Согласно статьям 24.11 и 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Однако принятие такого решения само по себе не свидетельствует о завершенности государственной кадастровой оценки.

В силу статьи 24.11 названного Федерального закона государственная кадастровая оценка – это совокупность действий, которая включает в себя не только принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, но и формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости, а также внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

При этом согласно ст. 24.20 ФЗ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» по общим правилам сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.

То есть органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению порядка применения результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности Борисовой М.А., утвержденные постановлением администрации Тамбовской области № 1276 от 11.11.2013 года, были внесены в государственный кадастр недвижимости только 10.01.2014 года (л.д. 73). Данное обстоятельство не оспаривалось и стороной административного истца.

Таким образом, судом установлено, что указанные юридические кадастровые процедуры произведены после 01.01.2014 года и с учетом вышеуказанных положений п.2 ст. 5 НК РФ их результаты не могут быть использованы в исчислении земельного налога в 2014 году.

Суд также принимает во внимание и положения п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в ст.24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 138-ФЗ, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости. По смыслу абзаца первого ст.24.17 Закона об оценочной деятельности дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в ст.24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.

Вышеуказанное обстоятельство также свидетельствует о неправомерности определения налоговым органом суммы земельного налога на основании данных постановления администрации Тамбовской области № 1276 от 11 ноября 2013 года, результаты оценки по которому внесены в государственный кадастр недвижимости только 10 января 2014 года.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что сведения в государственный кадастр о рассчитанной на основании постановления администрации Тамбовской области от 11.11.2013 года № 1276 кадастровой стоимости спорного земельного участка, которая в последующем была оспорена Борисовой М.А., были внесены кадастровым органом 10.01.2014 года, то налоговая база по земельному налогу за 2014 год подлежала расчету на основании ранее действующих показателей, так как нормативно-правовой акт, утвердивший результаты очередной кадастровой оценки, начинает действовать в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о правомерности доначисления налоговым органом суммы земельного налога за 2014 год в отношении спорного земельного участка, принадлежащего Борисовой М.А., на основании данных, содержащихся в государсвенном кадастре недвижимости по состоянию на 01 января 2014 года, то есть исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области № 1311 от 30.11.2007 года.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что то налоговым органом при определении земельного налога за 2014 год в отношении земельного участка, принадлежащего Борисовой М.А., обоснованно применила кадастровую стоимость данного участка на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2014 года, установленную постановлением администрации Тамбовской области № 1311 от 30 ноября 20107 года, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Борисовой М.А.

Оценивая доводы представителя административного истца о том, что противоречия двух нормативно-правовых актов – постановлений администрации области № 1311 от 30 ноября 2007 года и № 1276 от 11 ноября 2013 года нарушают права и законные интересы ее доверителя, не являются основанием для признания действий налогового органа незаконными. Возможность начисления и перерасчета налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления предусмотрена ч.4 ст. 397 НК РФ.

Так как исковое административное заявление не подлежит удовлетворению, судебные расходы в виде государственной пошлины по делу в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ следует отнести на счет административного истца Борисовой М.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Борисовой Марии Васильевны о признании незаконными действий ИФНС России по г. Тамбову по доначислению земельного налога за 2014 год в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» в размере 174406 руб. – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Тамбова.

Судья подпись М.С. Толмачева

Копия верна.

Судья М.С. Толмачева