ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-754/18 от 18.07.2018 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-754/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2018 года город Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи Мурынчик Е.В.,

при секретаре судебного заседания Кравченко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бобровской Н. В. к администрации Корсаковского городского округа о признании незаконным решение руководителя управления сельскими территориями администрации Корсаковского городского округа от 03.05.2018 года № ч-50

УСТАНОВИЛ:

8 июня 2018 года представитель административного истца Бобровской Н.В.Аксенов А.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Корсаковского городского округа о признании решения руководителя управления сельскими территориями администрации Корсаковского городского округа от 03.05.2018 года № ч-50, выразившееся в отказе Бобровской Н.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, незаконным.

В обоснование заявленных требований указано, что Бобровская Н.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Совместно с ней в указанном жилом помещении зарегистрирован Бобровский Ю.Н. (внук истца), который в настоящее время проходит службу в рядах ВС РФ. В январе 2018 года Бобровская Н.В. обратилась в Управление сельскими территориями администрации Корсаковского городского округа <адрес> (далее Управление), а также в комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа (далее Комитет) с просьбой дать разъяснение по вопросу предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда». Специалисты Управления и Комитета предоставили истцу перечень документов, которые необходимы для предоставления указанной муниципальной услуги в том числе с указанием на документы, которые необходимо предоставить в отношении внука, в связи с тем, что он является членом семьи нанимателя.

31 января 2018 года Бобровская Н.В. обратилась в Управление с запросом о предоставлении муниципальной услуги к которому приложила документы, предусмотренные административным регламентом. Письменным ответом Управления №ч-28 от 09.02.2018 года истцу было отказано в предоставлении услуги по основаниям, предусмотренным ч.3 ст.2.8 регламента. В разъяснении Комитета также содержится ссылка на ч.9 ст.3 Закона Сахалинской области от 16.12.2005 года №97-ЗО указав на то, что поскольку внук не входит в перечень членов семьи нанимателя при определении дохода семьи за учетный период, то в запросе на предоставление услуги Бобровской Н.В. внука указывать не нужно, и документы должны быть подан без его учета.

12.02.2018 года представитель истца Аксенов А.Н. повторно подал документы в Управление с запросом о предоставлении муниципальной услуги. К запросу были приложены все необходимые документы, предусмотренные регламентом (без указания в качестве члена семьи внука Бобровского Ю.Н.).

Распоряжением руководителя Управления от 02.02.2018 года №18 истец была признана малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда (в составе семьи 1 человек).

25 апреля 2018 года представителем истца подан запрос о предоставлении муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Согласно ответу Управления от 03.05.2018 года № ч-50, в предоставлении указанной услуги было отказано по основаниям, предусмотренным ч.2 п.п.2.8.2 п.2.8 регламента , то есть указано на то, что запрос не содержит сведения о членах семьи – внуке истца. При этом, понятие члена семьи по смыслу жилищного законодательства не соответствует понятию члена семьи, предусмотренному семейным законодательством, поскольку в жилищном законодательстве правовое значение имеет не только родство, но и совместное проживание. В данном случае, до призыва в ВС РФ внук истца – Бобровский Ю.Н. в виду своего несовершеннолетнего возраста фактически проживал с родителями в ином жилом помещении.

Полагая, что решение руководителя управления сельскими территориями администрации Корсаковского городского округа от 03.05.2018 года №ч-50, выразившееся в отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма нарушает ее право воспользоваться муниципальной услугой, просила признать его незаконным.

В судебном заседании административный истец Бобровская Н.В. участия не принимала. О времени и месте рассмотрения административного дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца – Аксенов А.Н., действующий на основании доверенности <адрес>7 от 27.01.2018 года, административное исковое заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным. Суду пояснил, что понятие члена семьи по смыслу жилищного законодательства не соответствует понятию члена семьи, предусмотренному семейным законодательством, поскольку в жилищном законодательстве правовое значение имеет не только родство, но и совместное проживание. В данном случае, до призыва в ВС РФ внук истца – Бобровский Ю.Н. в виду своего несовершеннолетнего возраста фактически проживал с родителями в ином жилом помещении. Бобровский Ю.Н. фактически не является членом семьи административного истца, он только зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Представитель административного ответчика Администрации Корсаковского городского округа Кротова О.А., действующая на основании доверенности № 5.02-4955/18 от 22.05.2018 года, в судебном заседании административные исковые требования не признала. Суду пояснила, что 25 апреля 2018 года представителем истца подан запрос о предоставлении муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». При этом, предоставленное заявление и документы имеют расхождения, заявление содержит недостоверные сведения о членах семьи, в частности, в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения не указан внук Бобровской Н.В.Бобровский Ю.Н. Учитывая изложенное, на основании п.п.1 п.2 ст.<адрес> от 16.12.2005 года -ЗО и ч.2 п.п.2.8.2 п.2.8 Регламента административному истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги.

Суд, выслушав представителя административного истца Аксенова А.Н., представителя административного ответчика Администрации Корсаковского городского округа – Кротову О.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу ч.1 ст.69 ЖК РФ К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В силу ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

В соответствии со статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе в случае, если не представлены предусмотренные 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 1 части 1).

Нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, в соответствии с п. 4 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», является административный регламент.

Постановление Администрации Корсаковского городского округа от 27.09.2017 № 2522 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (далее Регламент), в силу подпункта 2.6.1. для получения муниципальной услуги заявитель предоставляет в Администрацию, Комитет, Управление документы, в том числе: заявление о предоставлении муниципальной услуги по форме согласно приложению № 2 к настоящему Регламенту; документы о составе семьи, справка с места жительства с указанием совместно зарегистрированных и постоянно проживающих лиц (всех членов семьи заявителя), паспорт (паспорта всех членов семьи заявителя); выписку из домовой книги; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения).

Согласно подпункта 2.8.2. Регламента основаниями для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются, в том числе, предоставление заявителем неполных или недостоверных сведений в запросе о предоставлении муниципальной услуги; непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в подпункте 2.6.1 настоящего Регламента.

Из договора найма жилого помещения №1813 от 27.09.2010 года следует, что Бобровская Н.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

При этом по условию п.3 договора найма жилого помещения совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Б (дочь), С. (сын), Бобровский Ю.Н. (внук).

Как следует из соглашения № 1 от 26.01.2018 года о внесении изменений и дополнений в договор социального найма жилого помещения от 27.09.2010 года, из пункта 3 указанного договора исключены члены семьи нанимателя Б., С.

Согласно выписке из домовой книги 3/1442, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы и проживают Бобровская Н.В., которая является нанимателем жилого помещения и ее внук Бобровский Ю.Н.

Из копии лицевого счета (лицевой счет ), выданной МУП РКЦ <адрес> следует, что стоимость коммунальных услуг по адресу: <адрес> исчисляется исходя из количества проживающих – 2 человека. При этом, в указанном жилом помещении зарегистрирован в том числе внук нанимателя – Бобровский Ю.Н.

Распоряжением руководителя Управления от 02.02.2018 года -р истец была признана малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

25 апреля 2018 года представителем истца подан запрос о предоставлении муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в котором, внук Бобровской Н.В.Бобровский Ю.Н. в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения не указан.

Согласно ответу Управления от 03.05.2018 года № ч-50, в предоставлении указанной услуги было отказано по основаниям, предусмотренным п.п.2.8.2 п.2.8 регламента , п.п.1 п.2 ст.<адрес> от 16.12.2005 года -ЗО, в связи с тем, что представленное заявление и документы имеют расхождения, заявление содержит недостоверные сведения о членах семьи.

Проверяя порядок принятия оспариваемого решения, проанализировав все установленные по делу обстоятельства в совокупности с имеющимися доказательствами, принимая во внимание, что из представленных в материалах дела документов (в том числе указанные документы были приложены к заявлению о предоставлении муниципальной услуги) подтверждают то обстоятельство, что в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> качестве члена семьи нанимателя был вселен внук - Бобровский Ю.Н., который как следует из представленных в материалах дела документов зарегистрирован и проживает в указанном жилом помещении.

При этом, в нарушение вышеуказанных положений Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» административным истцом при подаче заявления на предоставлении муниципальной услуги не были указаны сведения о членах своей семьи, зарегистрированных и проживающих в жилом помещении, нанимателем которого она является.

Учитывая, что административным ответчиком были соблюдены нормы действующего законодательства, регулирующие данные правоотношения, правовые основания для удовлетворения требования административного истца о признании решение руководителя управления сельскими территориями администрации Корсаковского городского округа от 03.05.2018 года № ч-50, выразившееся в отказе Бобровской Н.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, незаконным, у суда отсутствуют.

Довод представителя административного истца о том, что ранее имелось обращение Бобровской Н.В. заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, в котором в качестве члена семьи был указан её внук Бобровский Ю.Н. и по данному факту, также, было принято решение об отказе в постановке на учет (от 09.02.2018 года № ч-28) не может являться основанием для отмены оспариваемого решения.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Бобровской Н. В. к администрации Корсаковского городского округа о признании решение руководителя управления сельскими территориями администрации Корсаковского городского округа от 03.05.2018 года № ч-50, незаконным - отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 23.07.2018 года.

Судья

Корсаковского городского суда Е.В. Мурынчик