ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-754/19УИД от 07.05.2019 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-754/2019 УИД:

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 07 мая 2019 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Бочко И.А.,

при секретаре Переверзевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России) к Сельскохозяйственному потребительскому кредитно-сберегательному кооперативу «СоюзКредит», Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Лотос», Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Кубань-Юлия», Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Арена» о ликвидации некоммерческой организации

установил:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России) обратился в суд с административным иском к Сельскохозяйственному потребительскому кредитно-сберегательному кооперативу «СоюзКредит», Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Лотос», Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Кубань-Юлия», Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Арена» и просит ликвидировать СПКСК «СоюзКредит», ИНН , ОГРН возложить на его учредителей КФХ «Лотос», КФХ «Кубань-Юлия», КФХ «Арена» завершить процедуру ликвидации в шестимесячный срок со дня вступления в силу решения суда.

В обосновании исковых требований Банк России указал, что Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры. В силу абзаца 3 статьи 1, частей 1, 2, 5 статьи 4 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями, созданными сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный потребительский кредитно-сберегательный кооператив «СоюзКредит» зарегистрирован 22 июля 2006 года. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27 марта 2014 года СПКСК «СоюзКредит» признан банкротом, в отношении кооператива было открыто конкурсное производство, утвержден конкурсный управляющий. Исходя из определения Арбитражного суда Краснодарского края от 17 января 2017 года в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе на выплату вознаграждения арбитражному управляющему и наличием большой дебиторской задолженности, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) СПКСК «СоюзКредит» прекращено. Сведения о добровольной ликвидации либо исключении кооператива из ЕГРЮЛ отсутствуют. Учредителями СПКСК «СоюзКредит» являются: КФХ «Лотос», КФХ «Кубань-Юлия», КФХ «Арена», Б.А., Л.Н., М.С., Ч.А.. Частью 3 статьи 40.2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» кредитный кооператив обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о персональном составе своих руководящих органов, отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Формы и сроки предоставления указанной информации установлены Указанием Банка России от 9 октября 2015 года № 3816-У, согласно которому отчеты предоставляются в форме электронных документов. В соответствии с Указанием 3816-У кооперативы обязаны направлять отчет о деятельности за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода; за календарный год в два этапа - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года; отчет о персональном составе представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе, не позднее 15 календарных дней после окончания отчетного года или даты изменения сведений. В соответствии с Указанием № 4263-У кооператив обязан предоставлять ежемесячно отчет об операциях с денежными средствами. Ответчик с момента регистрации не предоставил в Банк России ни одного отчета, не обеспечил электронное взаимодействие посредством регистрации личного кабинета. Истцом направлялось ответчику предписание об устранении нарушений, которое возвращено в связи с истечением срока хранения. Допущенные нарушения ответчиком не устранены.

В судебное заседание представитель истца не явился, в своем заявлении дело просил рассмотреть в его отсутствие.

Представители административных ответчиков СПКСК «СоюзКредит», КФХ «Лотос», КФХ «Арена», КФХ «Кубань-Юлия» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещались по месту регистрации.

КФХ «Юлия» почтовое извещение вручено, в отношении СПКСК «СоюзКредит», КФХ «Лотос», КФХ «Арена» судебные извещения не получены, возвращены в связи с истечением срока хранения.

В силу положений ч. 5 ст. 96 КАС РФ судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения. Судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по месту нахождения ее представительства или филиала, если они указаны в учредительных документах.

Применительно к положениям п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 года № 234, и ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.

Учитывая, что бремя негативных последствий вследствие неполучения судебной корреспонденции лежит на лице, ее не получившем, реализация процессуальных прав осуществляется лицами по собственному усмотрению, отсутствуют доказательства уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, суд считает уведомление ответчика надлежащим и в связи с неявкой ответчика счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица МИ ФНС России № 16 по Краснодарскому краю, надлежаще уведомленный о месте и времени разбирательства, в суд не явился.

Суд, изучив материалы дела, находит, что административный иск подлежит удовлетворению.

В силу п. 9.1 ст. 4, ст. 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» относит потребительские кооперативы к некоммерческим организациям.

В силу п. 3 ст. 40.2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» кредитный кооператив ежеквартально самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Кредитный кооператив ежегодно самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о персональном составе своих руководящих органов, а в случае изменения в составе своих руководящих органов обязан представлять указанный отчет не позднее чем в течение пятнадцати дней после таких изменений. Формы, сроки и порядок составления и представления кредитным кооперативом указанных документов устанавливаются Банком России.

Порядок составления и предоставления отчетности установлен Указанием Банка России от 9 октября 2015 года № 3816-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива».

Пунктами 3, 4 Указания № 3816-У определено представление отчета о деятельности за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода; за календарный год в два этапа - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года; отчет о персональном составе представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе, не позднее 15 календарных дней после окончания отчетного года или даты изменения сведений.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», п. п. 11 п. 1 ст. 40.2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации кредитного кооператива, в том числе в случае неоднократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.

В соответствии с п. п. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

При этом в силу п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица (п. 5 ст. 62 ГК РФ). При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

В п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами» разъяснено о том, что судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, предприняло ли такое объединение граждан все возможные действия для устранения названных нарушений, имели ли место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, устранены ли выявленные нарушения до принятия судебного решения.

В судебном заседании установлено, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю в качестве юридического лица был зарегистрирован Сельскохозяйственный потребительский кредитно-сберегательный кооператив «СоюзКредит».

Запись о создании организации внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, основной государственный регистрационный .

Учредителями кооператива являются КФХ «Лотос» (ИНН , ОГРН ), КФХ «Кубань-Юлия» (ИНН , ОГРН ), КФХ «Арена» (ИНН , ОГРН ), Б.А., Л.Н., М.С., Ч.А.

Кооператив является некоммерческой организацией, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 28 января 2019 года.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25 марта 2014 года по делу № А32-496/2014 Сельскохозяйственный потребительский кредитно-сберегательный кооператив «СоюзКредит» (ИНН ОГРН ) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 17 января 2017 года по делу № А32-496/2014 производство по делу о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственного потребительского кредитно-сберегательного кооператива «СоюзКредит» (ИНН ОГРН ) прекращено.

В соответствии со ст.ст. 56, 57 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» прекращение производства по делу в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющем, является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.

Таким образом, правовое положение СПКСК «СоюзКредит» определяется общими нормами законодательства, без учета положений закона о банкротстве.

Со стороны административного ответчика СПКСК «СоюзКредит» имели место факты неоднократного нарушения в течение одного года требований Федерального закона от 8 декабря 1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», нормативных актов Банка России, а также факты неоднократного неисполнения в течение одного года предписаний Банка России об устранении выявленных нарушений в установленный срок.

Так, СПКСК «СюзКредит» не предоставлены отчеты о деятельности за 2015 год (предоставляемого не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года), отчет о персональном составе руководящих органов за 2015 год.

Подпунктом 9 пункта 1 ст. 40.2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» предусмотрено право Банка России выдавать кредитному кооперативу в порядке, установленном нормативными актами Банка России, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

01 марта 2016 года Банком России СПКСК «СоюзКредит» было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, согласно которому надлежало в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения предписания устранить выявленные нарушения законодательства, представив в Банк России отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за 2015 год и отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за 2105 год.

Предписание направлено Банком в адрес СПКСК «СоюзКредит» заказным письмом с уведомлением по месту его государственной регистрации в качестве юридического лица и было возвращено за истечением срока хранения.

При этом меры, направленные на устранение нарушений действующего законодательства, кооперативом не приняты.

Поскольку факт неоднократного нарушения СПКСК «СоюзКредит» вышеназванных положений Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» подтверждается представленными доказательствами, суд приходит к выводу о наличии оснований для применения к СПКСК «СоюзКредит» меры публично-правовой ответственности в виде его ликвидации, с возложением на учредителей кооператива обязанности по ликвидации СПКСК «СоюзКредит», поскольку не представлено доказательств надлежащего исполнения СПКСК «СоюзКредит» обязанностей, установленных Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», нормативными актами Банка России.

Срок для ликвидации СПКСК «СоюзКедит» - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - является разумным и достаточным для исполнения возложенной обязанности.

Руководствуясь ст. ст.175-179 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России) к Сельскохозяйственному потребительскому кредитно-сберегательному кооперативу «СоюзКредит», Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Лотос», Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Кубань-Юлия», Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Арена» о ликвидации некоммерческой организации - удовлетворить.

Ликвидировать Сельскохозяйственный потребительский кредитно-сберегательный кооператив «СоюзКредит» (ИНН , ОГРН ).

Обязать Сельскохозяйственный потребительский кредитно-сберегательный кооператив «СоюзКредит» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанности по осуществлению ликвидации Сельскохозяйственного потребительского кредитно-сберегательного кооператива «СоюзКредит» на учредителей: КФХ «Лотос» (ИНН , ОГРН ), КФХ «Кубань-Юлия» (ИНН , ОГРН ), КФХ «Арена» (ИНН , ОГРН ).

Взыскать с Сельскохозяйственного потребительского кредитно-сберегательного кооператива «СоюзКредит» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 6000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Гулькевичского районного суда И.А.Бочко