ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-754/2022 от 10.06.2022 Кетовского районного суда (Курганская область)

№ 2а-754/2022

УИД 45RS0008-01-2022-000370-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Закировой Ю.Б.,

при секретаре судебного заседания Мининой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 10 июня 2022 года административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Курганской области о признании решения налогового органа незаконным,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области о признании решения налогового органа незаконным. В обоснование требований указано, что решением МИФНС России № 7 по Курганской области от 24.11.2021 привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения. С указанным решением не согласна. МИФНС России № 7 по Курганской области проведена камеральная проверка по расчету НДФЛ в отношении доходов, полученных ей от продажи доли земельного участка с кадастровым номером . В ходе проведения налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу, что срок владения истцом 1/20 долей земельного участка с кадастровым номером на момент продажи составил менее минимального предельного срока, установленного ст. 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Так, земельный участок в границах ТОО Прорывинское предоставлен ей на праве общей долевой собственности 25.04.1994 постановлением администрации от 22.03.1996 право собственности истца зарегистрировано в предусмотренном законом порядке Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Звериноголовского района, регистрационная запись , что подтверждается свидетельством на право собственности на землю. Впоследствии, собственниками земельных долей участка в границах ТОО Прорывинское , в том числе и ею, сформирован земельный участок с кадастровым номером (соглашение собственников о выделе земельных долей от 16.04.2017). Право собственности зарегистрировано истцом в предусмотренном законам порядке. В результате выдела земельных долей путем заключения собственниками соглашения объем имущественных прав ее не изменился. Полагает, что срок владения ФИО1 земельным участком на праве общей долевой собственности для целей исчисления НДФЛ необходимо исчислять с момента представления земли в собственность, т.е. с момента издания постановления администрации Звериноголовского района № 124 от 25.04.1994. Кроме того, при вынесении оспариваемого решения не учтено, что согласно абзац 2 части 1 статьи 12 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предоставляет участнику долевой собственности вправо распорядиться земельной долей по своему усмотрению, в том числе продать стороннему покупателю, только после выделения земельного участка в счет земельной доли. С учетом названных ограничений закона, она не могла распорядиться имуществом принадлежащим им на праве собственности. К ней должны быть применены положения ст. 217.1 НК РФ, т.к. земельная доля принадлежала заявителю с 1994 года и закон не предусматривает иной возможности ее продажи кроме как через выделение земельного участка. Согласно доводам, изложенным в обжалуемом решении, в действиях налогоплательщика выявлены составы налоговых правонарушений, предусмотренных п.1 ст.119 НК РФ и п.1 ст.122 НК РФ. С выводами, изложенными в решении, не согласна, однако, в случае принятия решения о привлечении к ответственности считает необходимым указать следующее. Согласно п.4 ст.112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций. В соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации. Проданным в 2020 году имуществом она владела с 1994 года, а решение о выделе нового участка принято для реализации доли с учетом ограничений действующего законодательства. В связи с чем, она не имела умысла на совершение правонарушения. Ранее налоговые правонарушения не совершала, находится в тяжелом материальном положении. Просит при вынесении решения снизить штрафные санкции, ранее налоговые правонарушения не совершала. Заявитель обращалась в Управление федеральной налоговой службы по Курганской области с апелляционной жалобой на указанное решение, результат ее рассмотрения не известен, вместе с тем ей получено требование об уплате штрафа. Оспариваемое решение нарушает ее права. Просит признать незаконным решение МИФНС России № 7 по Курганской области № 1598 от 24.11.2021.

На основании определения Кетовского районного суда Курганской области от 15.04.2022 произведена замена стороны административного истца в деле, с Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области на Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области (далее - УФНС по Курганской области).

Административный истец в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени его проведения извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности исковые требования поддержала.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в удовлетворении заявленных требований полагала необходимым отказать, представила письменные возражения.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Суд с учетом мнения представителей сторон, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п.4 ст.89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В соответствии с п.8 ст.101 НК РФ по итогам налоговой проверки налоговым органом выносится решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, в котором в обязательном порядке излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Согласно п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Установлено, что в период с 16.07.2021 по 28.09.2021 в отношении ФИО1 как физического лица налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка по вопросу расчета НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи объекта недвижимости за 2020 год – 1/20 доли земельного участка с кадастровым номером в связи с непредоставлением налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ: на момент продажи срок владения на момент продажи составил менее минимального предельного срока, установленного ст. 217.1 НК РФ.

По итогам налоговой проверки составлен акт от 01.10.2021.

Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области вынесено обжалуемое решение от 24.11.2021 № 1598 о привлечении административного истца к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением в отношении ФИО1 применено наказание в виде штрафа в общем размере 4762 руб. на сумму недоимки в размере 38 090,06 руб., а также в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 1 129,37 руб.

Не согласившись с данным решением, ФИО1 в порядке, установленном главой 19 НК РФ, обратилась с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Курганской области.

Решением УФНС России по Курганской области № 7 от 14.02.2022 решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области от 24.11.2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.

ФИО1 обжаловала решение налогового органа в суд, полагая, что срок владения истцом земельным участком на праве общей долевой собственности для целей исчисления НДФЛ необходимо исчислять с момента предоставления земли в собственность, т.е. с момента издания постановления администрации Звериноголовского района № 124 от 25.04.1994, что согласуется с разъяснениями Минфина России, письмо от 5 апреля 2019 г. № 03-04-05/24246, согласно которому по общему принципу моментом возникновения права собственности на земельный участок является не дата повторного получения свидетельства о праве собственности на имущество в связи с изменением размера доли в праве, а момент первоначальной государственной регистрации права собственности (долевой собственности) на данный объект недвижимого имущества.

Предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок обращения административного истца с настоящим административным иском в суд не нарушен.

Оценив доводы сторон, возражения административного ответчика, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что земельная доля в границах ТОО Прорывинское предоставлена административному истцу на праве общей долевой собственности 22.03.1996, что подтверждается свидетельством Звериноголовского комитета по земельным ресурсам, регистрационная запись от 22.03.1996.

03.11.2006 право собственности ФИО1 зарегистрировано в предусмотренном законом порядке, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права.

Собственниками земельных долей участка в границах ТОО Прорывинское , в том числе и административным истцом, сформирован земельный участок с кадастровым номером , составлено соглашение собственников о выделе земельных долей от 18.05.2017.

29.10.2019 доля спорного земельного участка ФИО1 была продана ФИО5 за 15 000 руб. на основании договора купли-продажи.

В Едином государственном реестре недвижимости имеется погашенная запись 21.01.2020 от 16.09.2019 о регистрации права общей долевой собственности (1/20 доля) ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Курганская область, Звериноголовский район, , пашня: бригада поле ,2,3; бригада поле ,2,3,4,5 и сад; бригада поле ,2,3,4,5,6; бригада поле ,3,4,5; сенокосы и пастбища включены в пахотный массив и расположены в пойме р.Тобол на основании протокола общего собрания собственников земельных долей СПК от 30.03.2004; соглашение собственников о выделе земельных долей от 18.05.2017. Запись погашена на основании договора купли-продажи долей земельного участка в общей долевой собственности от 29.10.2019.

В обжалуемом решении налоговый орган пришел к выводу, что поскольку 0,05 доли земельного участка с кадастровым номером по адресу: , находилась в собственности административного истца менее 5 лет (с 16.09.2019 по 21.01.2020), то налогоплательщиком не исполнена обязанность по предоставлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год - в срок не позднее 15.07.2021.

Таким образом, ФИО1 был получен доход от продажи 0,05 доли земельного участка с кадастровым номером , что не оспаривалось в судебном заседании.

Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц».

В силу ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 208 ПК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся, в том числе доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;

В силу п. 5 ст. 226 НК РФ в случае невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

На основании ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме.

В соответствии со ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день: 1) выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме; 2) передачи доходов в натуральной форме - при получении доходов в натуральной форме; 3) приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды. 4) зачета встречных однородных требований; 5) списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику; 6) последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки; 7) последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства, при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств.

Согласно ч. 3 ст. 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий: 1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации; 2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации; 3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением; 4) в собственности налогоплательщика (включая совместную собственность супругов) на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданный объект недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (далее в настоящем подпункте - жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение не находится иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение).

В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (п. 4 ст. 217.1 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 228 НК РФ и ч. 1 ст. 229 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию с учетом положений статьи 229 настоящего Кодекса не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1.2 ст. 88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.

Размер дохода административного истца определен налоговым органом в целях налогообложения как 343 000,46 руб. (на основании кадастровой стоимости участка в соответствии с размером доли в праве 6 860 009,13 руб. (9 800 013,04 руб. х 70%) х 0,05 доли).

Согласно пп.3 п.2 ст. 220 НК РФ при реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).

При этом размер налогового вычета определен налоговым органом самостоятельно и составил 50 000 руб.

Сумма налога на доходы физических лиц (недоимки) к уплате за 2020 год составила 38 090,06 руб. с учетом налоговых вычетов ((343 000,46 руб. – 50 руб.) х 13%).

Регистрирующим органом в адрес инспекции предоставлена информация, что на имя административного истца на основании соглашения собственников о выделе земельных долей от 18.05.2017 было зарегистрировано имущество: 0,05 доли с кадастровым номером находившаяся в собственности менее 5 лет (дата возникновения 16.09.2019, дата отчуждения 21.01.2021).

При проведении выездной налоговой проверки инспекцией были установлены обстоятельства получения ФИО1 дохода.

Обязанность по предоставлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год налогоплательщиком выполнена в установленный законом срок не была и 16.07.2021 в отношении налогоплательщика сформирован и произведен расчет НДФЛ в отношении полученных от продажи доли земельного участка доходов за 2020 год.

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, указанных в пунктах 2.3 и 6 настоящей статьи), с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

В силу п. 2 ст. 214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Установленная в обжалуемом решении сумма штрафов с учетом смягчающих обстоятельств снижена до следующих размеров: 38 090,06 руб. х 5% х 6 мес. = 11 427 руб./4 = 2 857 руб. по п. 1 ст. 119 НК РФ, и 38 090,06 руб. х 20% = 7 618 руб./4 = 1905 руб. по п. 1 ст. 122 НК РФ, а всего 4 762 руб.

Налоговый орган при вынесении оспариваемого решения исходил из следующего.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии ст. 1 ст. 1.3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей.

Согласно ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет измененных земельных участков в результате выдела доли в натуре в счет доли в праве общей собственности или раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, в результате которых такие земельные участки сохраняются в измененных границах, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на земельные участки, образованные из указанных земельных участков.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

18.05.2017 на основании соглашения собственников о выделе земельных долей был образован земельный участок с кадастровым номером , адрес объекта: 641493, , право собственности на который зарегистрировано 16.09.2019.

Таким образом, при разделе земельного участка возникают новые объекты права собственности, которым присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок в силу прямого указания на то в законе прекращает свое существование. Срок нахождения в собственности вновь образованных земельных участков, в том числе для целей исчисления и уплаты налога определяется с даты их регистрации.

Учитывая изложенное, доводы налогоплательщика признаны налоговом органом несостоятельными, так как проданная доля, земельного участка находилась в собственности менее минимального предельною срока владения объектом недвижимого имущества, доход от его продажи подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

На основании п. 17.1 ст. 217 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений) не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период продажи земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более

В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 данного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (п. 2).

В соответствии со статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (п. 1).

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые результате раздела земельные участки (п. 2).

Таким образом, при разделе земельного участка возникают новые объекты недвижимого имущества, срок нахождения которых в собственности налогоплательщика определяется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органам осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 1 Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости являете единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5).

Сходное правовое регулирование ранее было установлено Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшим на момент возникновения рассматриваемых правоотношений.

В данном случае право собственности налогоплательщика на земельные участки, образованные в результате раздела исходного земельного участка, было зарегистрировано в 2017 году, доходы с их продажи получены налогоплательщиком в 2019 году и эти земельные участки находились в собственности налогоплательщика менее пяти лет, что исключает освобождение полученных доходов с налогообложения.

Поскольку срок нахождения в собственности налогоплательщика объекта недвижимого имущества исчисляется с даты регистрации права на него в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а не с момента государственной регистрации права собственности налогоплательщика на первоначальный земельный участок, прекративший свое существование в результате раздела, и на момент продажи объекты недвижимости находились в собственности административного истца менее трех лет, поэтому доходы налогоплательщика от продажи доли земельного участка не подлежали освобождению от налогообложения в порядке п. 17.1 ст. 217 НК РФ, суд не находит оснований для признания решения налогового органа незаконным.

Административный истец обратился в суд с иском, указав доводы, аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе, адресованной в УФНС по Курганской области на оспариваемое решение. При рассмотрении административного дела судом не нашли подтверждения доводы ФИО1 об отсутствии вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. Данные доводы рассмотрены, им дана надлежащая оценка, суд с указанными выводами соглашается и не находит их противоречащими закону. Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что налоговым органом были предприняты исчерпывающие меры по соблюдению законных прав истца. Факт совершения административным истцом налогового правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 122 НК РФ, суд считает доказанным. Судом проверен порядок привлечения административного истца к налоговой ответственности, соблюдение его прав при проведении проверки, соблюдены налоговыми органами.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Курганской области о признании решения налогового органа незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 23.06.2022.

Судья Ю.Б. Закирова