ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7550/18 от 28.08.2018 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2018г. г.Краснодар

Судья Ленинский районный суд г.Краснодара Устинов О.О., с участием административного истца, представителя административного ответчика, при секретаре Свиридовой Д.А., рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар об обжаловании решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар, в котором просит признать незаконным отказ в предоставлении государственной услуги на изменение фамилии ребенка и обязать выдать разрешение на изменение фамилии несовершеннолетним ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и несовершеннолетнему ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на фамилию ФИО10.

В обоснование заявленных требований указывает, что имеет двоих несовершеннолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и несовершеннолетнему ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Их отец ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. установил отцовство в отношении детей, у которых ранее была фамилия ФИО10.

Учитывая, что с отцом ФИО5 дети не общаются более двух лет, он не принимает участия в их содержании и воспитании, административный истец обратилась в Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар с заявлениями о выдаче разрешения на изменение фамилии детей с ФИО11 на ФИО10, однако ДД.ММ.ГГГГ получила отказ в предоставлении такой муниципальной услуги.

ФИО2 полагает решения административного ответчика незаконными, нарушающими права и интересы несовершеннолетних детей, в связи с чем, обратилась в суд с настоящим иском.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО9 просила в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что истцом не выполнены требования, предусмотренные действующим законодательством.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

По смыслу части 1 статьи 1 КАС РФ защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающих из административных и иных публичных правоотношений связанна с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 4 ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" перемена имени лицу, не достигшему возраста 14 лет, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя, производится на основании решения органа опеки и попечительства в порядке, установленном ст. 59 Семейного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Семейного кодекса Российской Федерации по совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

Согласно ч. 2 ст. 59 Семейного кодекса Российской Федерации если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Таким образом, орган опеки и попечительства вправе разрешить изменить фамилию ребенка только в случае, если это отвечает интересам ребенка.

Из материалов дела видно, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. признан отцом ребенка ФИО6, родившегося ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в связи с чем, ребенку присвоена фамилия ФИО11, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство 1-АГ об установлении отцовства, а в отношении несовершеннолетнего ФИО4, 4.06.2008г.р., выдано свидетельство о рождении серии 11-АГ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7).

ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. признан отцом ребенка ФИО7, родившегося ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в связи с чем, ребенку присвоена фамилия ФИО11 (л.д.4-5).

Порядок приёма документов, подготовки, согласования и издания приказа начальника Управления о разрешении на изменение имени и (или) фамилии ребёнка (письменного отказа в предоставлении Государственной услуги), определён Административным регламентом предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребёнка», утверждённым приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Административный регламент).

Подраздел 2.6 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.

Для получения государственной услуги заявителем предоставляются в органы опеки и попечительства следующие документы:

заявление законных представителей (родители, усыновители) несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет, желающих изменить его имя и (или) фамилию (приложения , 3 к Административному регламенту);

заявление о согласии несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, на изменение имени и (или) фамилии (приложение к Административному регламенту);

заявление (согласие) второго родителя при раздельном проживании (за исключением случаев, когда невозможно установить его место нахождения, лишения родительских прав, признании недееспособным, уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка);

копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность законного представителя несовершеннолетнего;

документ, подтверждающий права законного представителя;

копия свидетельства о рождении ребенка, выданное компетентными органами иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык;

копия решения суда о лишении одного из родителей родительских прав;

копия решения суда о признании одного из родителей безвестно отсутствующим (при наличии указанного обстоятельства);

копия решения суда о признании одного из родителей недееспособным (при наличии указанного обстоятельства);

документ, подтверждающий отсутствие второго родителя (справка органа внутренних дел об объявлении в розыск);

один из следующих документов, подтверждающих уклонение родителя без уважительной причины от воспитания и содержания ребенка;

справка из службы судебных приставов о задолженности по алиментам;

справка из службы судебных приставов об объявлении должника (алиментоплательщика) в исполнительный розыск;

справка из органа внутренних дел о возбуждении уголовного дела о злостном уклонении родителя от уплаты алиментов;

приговор суда в отношении родителя за уклонение от уплаты алиментов.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступили заявления ФИО2 на предоставление Государственной услуги и документы, принятые ДД.ММ.ГГГГ в филиале ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Краснодар, офис на <адрес>.

При рассмотрении специалистами Управления предоставленного гражданкой ФИО2 пакета документов было установлено, что в представленных документах отсутствуют заявления ФИО5 о согласии на изменение фамилии несовершеннолетним детям: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также копия его паспорта.

Документы подтверждающие, факт уклонения ФИО5 от воспитания и содержания несовершеннолетних детей, ФИО2 представлены не были. Данный факт подтверждается расписками в получении документов per. , , выданными филиалом ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Краснодар, офис на <адрес>.

Согласно пункту 2.10.2 подраздела 2.10 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является непредоставление заявителем документов, которые он обязан предоставить самостоятельно, предусмотренных подразделом 2.6 Административного регламента.

Таким образом, отказы Управления в предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребёнка», полученные ФИО2 являются законными и обоснованными.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что, обращаясь с заявлением в Управление о выдаче разрешения на изменение фамилии ребенка ФИО2 действовала не в интересах детей, а исходила из своих собственных интересов, поскольку какие-либо доказательства, подтверждающие наличие у истца либо детей трудностей правового, организационного и иного характера, связанных с наличием у детей фамилии, отличной от фамилии матери, в материалах дела отсутствуют.

Учитывая, что выдача органом опеки и попечительства разрешения на изменение фамилии ребенка на фамилию другого родителя является правом, а не обязанностью этого органа, учитывая, что оспариваемое решение органа местного самоуправления принято в интересах несовершеннолетних детей, не противоречит требованиям действующего законодательства, права и законные интересы истца не нарушает, суд полает обоснованным в удовлетворении требований ФИО2 о признании незаконным отказа в изменении фамилии несовершеннолетним, возложении обязанности выдать разрешение о смене фамилии, следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к Управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар об обжаловании решения - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Председательствующий

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года