ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-755/20 от 01.06.2020 Новоуральского городского суда (Свердловская область)

Мотивированное решение

составлено 11 июня 2020 года

66RS0043-01-2020-000664-62

дело № 2а-755/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2020 года г. Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Медведевой О.В.,

при секретаре Бочарниковой О.И.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Уральскому Федеральному округу о признании незаконным уведомления о наличии обстоятельств, позволяющих признать запрос неполученным,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Федеральное казенное учреждение «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - ФГКУ «Специальное управление ФПС № 5 МСЧ России») обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным уведомление филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому Федеральному округу о наличии обстоятельств, позволяющих признать запрос неполученным от Х № Х, обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» предоставить запрашиваемые сведения из ЕГРН в отношении объекта защиты - здание по адресу: г. Х.

В обосновании иска административным истцом указано, что отделом федерального государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 5 МСЧ России» Х был направлен запрос № Х в орган регистрации прав о предоставлении сведений Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта защиты - здание по адресу: г. Х. Указанные сведения запрашивались для организации и проведения проверки на основании Распоряжения № Х от Х. В адрес истца Х поступило уведомление о наличии обстоятельств, позволяющих признать запрос неполученным от Х № Х за подписью заместителя директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому Федеральному округу ФИО3, которым фактически выражен отказ в предоставлении запрашиваемых сведений бесплатно. Указанную позицию административный ответчик мотивировал тем, что запрос федеральной противопожарной службы не заверен подписью Министра или заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и оттиском печати МЧС России, либо подписью начальника или заместителя начальника ГУ МЧС России и оттиском печати ГУ МЧС России, уполномоченного действовать на территории соответствующего субъекта Российской Федерации: заявитель не входит в перечень лиц, имеющих право на получение сведений из ЕГРН на бесплатной основе, предусмотренный ч. 1 ст. 63 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Такие действия административный истец считает незаконными.

В судебном заседании представитель административного истца - ФИО1, действующая на основании доверенности от Х, предоставившая документ о высшем образовании, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Просила суд иск удовлетворить. Дополнительно пояснила суду, что действия административного ответчика считает незаконными по следующим основаниям. Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит, в том числе и федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы, а также среди прочих формирований и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Само Министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Истец находится в ведении МЧС РФ, одной из целей создания учреждения является организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории ЗАТО г.Новоуральск и в особо важных и режимных организациях. Подпункт 3 пункта 3 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 года № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы», в качестве органов управления, подразделений и организаций, через которые Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность, называет в том числе органы государственного пожарного надзора. При этом само Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является в силу указанной нормы пункта 3 вышеуказанного Приказа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. В то же время ФГКУ «Специальное управление ФПС № 5 МЧС России» в лице руководителя и структурного подразделения, в сферу деятельности которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, является органом государственного пожарного надзора, на основании ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», подп. «г» п. 2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре». Начальник ФГКУ «Специальное управление ФПС № 5 МЧС России» является руководителем органа государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 5 МЧС России» по должности, одновременно является главным государственным инспектором ФГКУ «Специальное управление ФПС № 5 МЧС России» по пожарному надзору. Начальник отдела ФГПН ФГКУ «Специальное управление ФПС № 5 МЧС России» и его заместители являются заместителями руководителя органа государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 5 МЧС России» по должности и одновременно являются заместителями главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 5 МЧС России» по пожарному надзору. Распоряжение Правительства РФ от 19 апреля 2016 года № 724-р утвержден Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в п.88 которого названа выписка из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости). Запрос на предоставление сведений из ЕГРН направлен главным государственным инспектором ФГКУ «Специальное управление ФПС № 5 МЧС России» по пожарному надзору ФИО4 в целях проведения проверки на основании п. 8 ст. 7 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля», в силу которого органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок запрашивают и получают на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке которые установлены Правительством Российской Федерации. В связи с чем, полагала, что ФГКУ «Специальное управление ФПС № 5 МЧС России» относится к прочим учреждениям, находящимся в ведении МЧС России, не является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, а относится к федеральному органу исполнительной власти, поскольку входит в его систему, в связи с чем является лицом, по чьим запросам сведения ЕГРН предоставляются бесплатно. Кроме того, представитель административного истца пояснила, что при направлении запроса на нем была проставлена гербовая печать ФГКУ «Специальное управление ФПС № 5 МЧС России», к запросу были приложены копия распоряжения о проведении проверки и копия приказа.

Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела путем направления судебного извещения, а также размещения информации о времени и месте проведения судебного заседания на официальном интернет-сайте суда (novouralsky.svd.sudrf.ru), в судебное заседание не явился, представителя не направил, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не заявлял.

Представитель административного ответчика - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Уральскому Федеральному округу ФИО2, действующая на основании доверенности от Х № Х, предоставившая документ о высшем образовании, в судебном заседании исковые требования не признала. В обоснование своей позиции суду пояснила, что приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 № П/0515 ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав, в том числе по предоставлению сведений Единого государственного реестра недвижимости. В соответствии с ч. 5 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядок предоставления сведений ЕГРН, включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов, устанавливается органом нормативно-правового регулирования. Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов, утвержден приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 «Об утверждении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости». Формы запросов приведены в приложениях №№ 1-4 к Порядку. Согласно ч. 2 ст. 63 Закона № 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитическая и иная информация по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1 настоящей статьи, предоставляются за плату. Размер такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (а именно - в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.05.2016 № 291; Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.12.2015 № 967). В ч. 1 ст. 63 Закона № 218-ФЗ указан исчерпывающий перечень лиц, которым сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются бесплатно по запросам о предоставлении сведений, и расширенному толкованию не подлежит. Согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 №868 территориальными органами МЧС России являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 63 Закона № 218-ФЗ получать сведения ЕГРН для реализации своих полномочий могут бесплатно федеральные органы исполнительной власти, к коим относится МЧС России, и его территориальные органы. В соответствии с п. 2 раздела Приложения 1 приказа МЧС России от 06.08.2004 № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации», территориальным органом МЧС России является Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации. При этом, п. 42 Порядка предусмотрено, что запрос представляемый на бумажном носителе, в том числе посредством почтового отправления, федеральным органом исполнительной власти, его территориальным органом заверяется подписью руководителя или заместителя руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти и оттиском печати этого органа. В пункте 3 Постановления Правительства РФ от 20.06.2005 № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» установлен перечень органов управления, подразделения и организации, через которые Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы осуществляет свою деятельность. В соответствии с позицией Росреестра, выраженной в письме от 20.08.2018 № 01-08506-ГЕ/18 подготовленными в связи с обращениями МЧС России по вопросу предоставления сведений, если запрос федеральной противопожарной службы о предоставлении сведений ЕГРН об объекте недвижимости представляется в целях осуществления государственного пожарного надзора в виде бумажного документа, то он заверяется: подписью Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или заместителем Министра и оттиском печати МЧС России; подписью начальника или заместителя начальника ГУ МЧС России и оттиском печати ГУ МЧС России, уполномоченного действовать на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Однако, в ч. 1 ст. 63 Закона № 218-ФЗ не содержится положений, относящих органы Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к числу лиц, имеющих право на бесплатное получение сведений ЕГРН для осуществления надзорных функций. В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казенное учреждение является некоммерческой организацией. В силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации на казенное учреждение возлагается оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной системы. С учетом изложенного полагала, что административный истец не обладает правом на бесплатное получение сведений ЕГРН. Пунктом 52 Порядка установлено, что запрос, представленный с нарушениями настоящего Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом регистрации права. Иного порядка предоставления сведений ЕГРН законодательством Российской Федерации не предусмотрено. В связи с изложенным, представитель административного ответчика просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.

Рассмотрев доводы, приведённые сторонами в обоснование своих требований и возражений, заслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 8, 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются с 01.01.2017 года Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Как следует из материалов дела, 14.01.2020 на бумажном носителе посредством почтового отправления начальником ФГКУ «Специальное управление ФПС № 5 МЧС России» ФИО4, в целях организации и проведения внеплановой выездной проверки в отношении объекта защиты, расположенного по адресу: Х, был направлен запрос о предоставлении сведений содержащихся в ЕГРН об объектах недвижимости и (или) их правообладателях, с приложением копии распоряжения от Х № Х о проведении внеплановой выездной проверки и копии выписки из приказа МЧС России от Х № Х. Запрос получен филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» Х вх.№ Х (л.д. 11-15).

Х заместителем директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу ФИО3 было вынесено уведомление № Х о наличии обстоятельств, позволяющих признать запрос неполученным, в связи с тем, что с запросом о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН обратилось лицо, которому такие сведения не могут быть предоставлены на безвозмездной основе. В нарушение частей 1, 2 ст. 63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости, а также пунктов 42, 44 Порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 и Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН», в органе регистрации прав отсутствует информация о внесении платы за предоставление сведений, содержащихся в ГРЕН, документа, подтверждающего внесение платы, либо документа, подтверждающего право заявителя на безвозмездное получение сведений. Также указано, что в соответствии с пунктом 52 Порядка запрос, представленный с нарушением настоящего Порядка, в том числе не соответствующий по форме и содержанию требованиям, установленным настоящим Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом, уполномоченным на предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. Кроме того, сообщено, что согласно письму Росреестра от 20.08.2018 № 01-ОВ506-ГЕ/18 если запрос федеральной противопожарной службы о предоставлении сведений ЕГРН об объекте недвижимости представляется в целях осуществления государственного пожарного надзора в виде бумажного документа, то он заверяется: для запросов от имени структурных подразделений центрального аппарата МЧС России подписью и оттиском печати Министра или заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или заместителя Министра и оттиском печати МЧС России; для запросов предоставленных от имени структурных подразделений территориальных органов МЧС России -начальника подписью начальника или заместителя начальника Главного управления МЧС России и оттиском печати ГУ МЧС России, уполномоченного действовать на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В целях устранения указанных недостатков, было предложено представить запрос, соответствующий по форме и заполнению требованиям действующего Порядка, одним из способов, приведенных в п.30 Порядка.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 года № 385, Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В соответствии с пп. «г» п. 2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 №290 Органами государственного пожарного надзора являются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора

В соответствии с п.п. е (1)) п. 8 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 №290, осуществлять полномочия в установленной сфере деятельности вправе следующие государственные инспекторы по пожарному надзору: заместители главных государственных инспекторов объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору - начальники структурных подразделений объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их заместители;

Согласно п. 9. Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 Государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации, территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

а) проводить проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора в части соблюдения требований пожарной безопасности;

д) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки.

Из статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» следует, что, настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно п. 8 ст. ст. 7 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок запрашивают и получают на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В перечне документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 724-р, в пункте 88 предусмотрена возможность получения от Росреестра Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.

Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 323, определяют порядок и сроки направления запроса и получения на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации, приведенных в перечне документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация.

Частью 1 статьи 63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на бесплатное получение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, по запросам о предоставлении сведений.

В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» правом на бесплатное предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, наделены федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы.

В соответствии с ч. 5 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов, утвержден приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 «Об утверждении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

В соответствии с пунктом 42 Приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 запрос, представляемый на бумажном носителе, в том числе посредством почтового отправления, федеральным органом исполнительной власти, его территориальным органом, федеральным государственным органом, Банком России, государственным внебюджетным фондом, его территориальным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, судом, правоохранительным органом, судебным приставом-исполнителем, органом прокуратуры Российской Федерации, органом, осуществляющим в установленном федеральным законом порядке оперативно-розыскную деятельность по основаниям, установленным статьей 7 Закона N 144-ФЗ, руководителями (должностными лицами) федеральных государственных органов, указанных в пункте 10 части 13 статьи 62 Закона и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в целях исполнения ими обязанностей по противодействию коррупции, Председателем Счетной палаты Российской Федерации, его заместителем, аудитором Счетной палаты Российской Федерации, руководителем, заместителями руководителя Агентства, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, многофункциональным центром, акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - Корпорация) о предоставлении сведений ограниченного доступа заверяется: подписью руководителя или заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти и оттиском печати этого органа; подписью руководителя или заместителя руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти и оттиском печати этого органа.

В силу п.42.1 Приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 запрос, представляемый на бумажном носителе, в том числе посредством почтового отправления, о предоставлении сведений, в отношении которых заявитель в соответствии с частью 1 статьи 63 Закона обладает правом на их безвозмездное предоставление, за исключением запроса, указанного в пункте 42 настоящего Порядка, заверяется: подписью руководителя или заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, территориального органа федерального органа исполнительной власти либо подписью иного должностного лица федерального органа исполнительной власти, территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного решениями руководителей данных органов, и оттиском печати этих органов.

В соответствии с пунктом 44 Приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 к запросу о предоставлении сведений, в отношении которых заявитель в соответствии с частью 1 статьи 63 Закона обладает правом на их безвозмездное предоставление, за исключением запроса о предоставлении сведений ограниченного доступа, а также запросов, представляемых Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, прилагаются следующие документы: документ, подтверждающий право заявителя на безвозмездное получение сведений, либо копия такого документа, заверенная в установленном порядке; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если запрос представляется представителем заявителя).

В соответствии с п.4 ч.13 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только: руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителям, заместителям руководителей их территориальных органов, руководителям, заместителям руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителям, заместителям руководителей органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий указанных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для оказания государственных или муниципальных услуг.

Согласно п.1.4. Устава ФГКУ «Специальное управление ФПС № 5» учреждение является некоммерческой организацией в форме федерального государственного казенного учреждения. Учреждение находится в ведении МЧС России.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868 МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в том числе и руководство деятельностью Государственной противопожарной службы, координацию деятельности всех видов пожарной охраны.

Пунктом 8 Приказа МЧС России от 06.08.2004 N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации" установлено, что Главное управление МЧС России осуществляет в установленном порядке руководство подчиненными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС), Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС), пожарно-спасательными, поисково-спасательными, аварийно-спасательными формированиями, центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и иными учреждениями и организациями МЧС России, дислоцированными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением учреждений центрального подчинения.

В соответствии с частью 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

С учетом системного толкования вышеуказанных положений, суд приходит к выводу, что ФГКУ «Специальное управление ФПС № 5 МЧС России» не является территориальным органом федеральных органов исполнительной власти Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а является структурным подразделением территориального органа федерального органа исполнительной власти.

Вместе с тем уполномоченное лицо при наличии доверенности, вправе направлять в регистрирующий орган запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, которые в свою очередь должны быть заверены подписью руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти или заместителя руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти органа и оттиском печати этого органа.

При обращении с запросом о предоставлении сведений из ЕГРН, ФГКУ «Специальное управление ФПС № 5 МЧС России» к запросу не был приложен документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, что свидетельствует о нарушении п.44 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968.

В соответствии с п. 52 Приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 №968 «Об утверждении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», запрос, представленный с нарушениями настоящего Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом регистрации прав.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик обоснованно посчитал запрос административного истца неполученным и не подлежащим рассмотрению, поскольку он был предоставлен с нарушением пунктов 42, 44 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968. В связи с чем, уведомление филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому Федеральному округу о наличии обстоятельств, позволяющих признать запрос неполученным от 22.01.2020 № 3.20-1537-ТБ/20 является законным и обоснованным.

Таким образом, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Уральскому Федеральному округу о признании незаконным уведомления о наличии обстоятельств, позволяющих признать запрос неполученным – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Новоуральский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Медведева