ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-755/2017 от 11.05.2017 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело №2а-755/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2017 г. г. Уфа

Уфимский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Кузнецова А.В., при секретаре Ишбаевой Н.Х.,

с участием административного истца - помощника прокурора <адрес> РБ ФИО3, представителя административного ответчика - <данные изъяты>» ФИО6, заинтересованных лиц - ФИО4 и ФИО13,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора <адрес> РБ к администрации сельского поселения <данные изъяты><адрес> РБ, <данные изъяты> о признании недействительным постановления администрации СП, об обязании принять муниципальный правовой акт, о признании незаконным изменения вида разрешенного использования земельных участков, обязании снять с кадастрового учета земельные участки, о восстановлении в ГКУ земельные участки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с административным иском по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> РБ с заявлением об изменении вида разрешенного использования с «для ведения крестьянского хозяйства» на «для ведения дачного хозяйства» обратились собственники земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>- ФИО7 и ФИО5

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - «земли населенных пунктов».

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч. ч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

На основании указанного заявления в нарушение перечисленных требований законодательства постановлением администрации сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования данных земельных участков с «для организации ведения крестьянского хозяйства» на «для ведения садоводства и дачного хозяйства».

Данное постановление обнародовано на информационном стенде.

На основании указанного постановления филиалом <данные изъяты>» по <адрес> в нарушение ст. ст. 16, 27Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» принято решение об учёте изменений объекта недвижимости (изменении разрешенного использования земельных участков).

В силу ст. 22 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ-з «О регулировании земельных отношений в <адрес>» минимальные размеры образуемых новых земельных участков, формируемых из земель сельскохозяйственного назначения и необходимых для осуществления эффективного и высокотехнологичного сельскохозяйственного производства с учетом целей их предполагаемого (разрешенного) использования составляют для получения сельскохозяйственной продукции на открытых грунтах - 50 га.

В нарушение указанных требований филиалом <данные изъяты>» по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> сняты с учета, им присвоен статус «архивный» в связи с образованием из них земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> снят с учета, ему присвоен статус «архивный» в связи с образованием из него земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>

Учитывая, что перечисленные земельные участки образованы путем раздела земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> видом разрешенного использования которых является «для организации ведения крестьянского хозяйства», то видом разрешенного использования вновь образованных участков в соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ является «для организации ведения крестьянского хозяйства».

На основании изложенного прокурор просил:

Признать недействительным постановление администрации сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет от 25.10.2013г. «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с «организации ведения крестьянского хозяйства» на «для ведения садоводства и дачного хозяйства».

Обязать администрацию сельского поселения Таптыковский сельсовет MP <адрес> Республики Башкортостан принять муниципальный правовой акт, на основании которого в государственный кадастр недвижимости будут внесены сведения о разрешенном использовании земельных участков «для организации ведения крестьянского хозяйства».

Признать незаконным (недействительным) изменение <данные изъяты>» по <адрес> вида разрешенного использования земельных участков с «для организации ведения крестьянского хозяйства» на «для ведения садоводства и дачного хозяйства».

Обязать филиал <данные изъяты> снять с кадастрового учета земельные участки <данные изъяты>.

Обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» восстановить на государственном кадастровом учете земельные участки с кадастровыми номерами 02<данные изъяты> с видом разрешенного использования «для организации ведения крестьянского хозяйства».

Помощник прокурора <адрес> РБ ФИО3 в судебном заседании требования прокурора просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации <данные изъяты><адрес> РБ в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. В возражениях на исковое заявление представитель административного ответчика просил суд применить последствия нарушения срока обращения в суд.

Представитель административного ответчика - <данные изъяты>» ФИО6 иск прокурора просила отклонить за необоснованностью, основания, указанные в отзыве подтвердила.

В судебном заседании заинтересованное лицо - ФИО4 в удовлетворении иска прокурора просил отказать, поддержал свои возражения, просил применить последствия нарушения срока обращения в суд.

Заинтересованное лицо ФИО13 в судебном заседании в удовлетворении иска прокурора просила отказать, поддержал свои возражения, изложенные в коллективном отзыве, просила применить последствия нарушения срока обращения в суд.

Заинтересованные лица ФИО7, ФИО14, ФИО11, ФИО12, ФИО16, ФИО8, ФИО17, ФИО15, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах не явки не сообщили, об отложении слушания не просили. В коллективном отзыве административный иск прокурора просили отклонить.

С учетом нения сторон судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав доводы сторон, изучив и оценив материалы дела, суд находит необходимым требования прокурора отклонить, по следующим основаниям.

Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ (далее -Закон о кадастре). В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, то есть проведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер. То есть в государственный кадастр недвижимости, а ранее в земельный кадастр, вносятся только те сведения, которые представлены в орган учета заинтересованным лицом.

Филиал учреждения является государственной некоммерческой организацией, созданной для осуществления функций, возложенных на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по оказанию государственных услуг в сфере ведения ГКН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, т.е. Филиал учреждения является учетным органом.

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о кадастре в ГКН вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а именно земельного участка : 1) вид объекта недвижимости 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Орган кадастрового учета не проверяет соблюдение иными организациями действующего законодательства.

По сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в настоящий момент имеет следующие характеристики:

-поставлен на ГКУ - 15.11.2007г.;

-снят с ГКУ-09.11.2010г.;

-категория земель - Земли сельскохозяйственного назначения;

-вид разрешенного использования - Для организации ведения крестьянского хозяйства;

-адрес - <адрес>, <данные изъяты>,;

-права и обременения - правообладатель ФИО1;

-уточненная площадь - <данные изъяты>.м.;

-статус- «архивный».

На основании Заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Межевого плана (исполнитель кадастровых работ - ООО «<данные изъяты>») земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>

На основании Заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Межевого плана (исполнитель кадастровых работ - ФИО9 ООО <данные изъяты> земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> (в настоящий момент статус «архивный») был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>

На основании Заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Межевого плана земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> (в настоящий момент статус «архивный») был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>.

На основании Заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>.

На основании Заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Межевого плана земельные участки с кадастровыми номерами 02:<данные изъяты> были перераспределены и образованы земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>

На основании Заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Межевого плана земельные участки с кадастровым номером <данные изъяты> был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района <адрес> РБ с заявлением об изменении вида разрешенного использования с «для ведения крестьянского хозяйства» на «для ведения дачного хозяйства» обратились собственники земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>- ФИО7 и ФИО5

На основании указанного заявления постановлением администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования данных земельных участков с «для организации ведения крестьянского хозяйства» на «для ведения садоводства и дачного хозяйства».

Данное постановление обнародовано на информационном стенде.

Согласно ст. 77 ЗК РФ всоставе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.

Частью 9 ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

-зоны сельскохозяйственных угодий -пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

- зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, указанные земельные участки находятся в границах территориальной зоны «С-1» (разрешенное использование: коллективные огороды, территории вне границ сельхозугодий; территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства от 0,05 до 0, 20 га; дворовые постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.) постройки для содержания мелких животных.)

С сельскохозяйственные угодья в соответствии указанными Правилами расположены в границах другой территориальной зоны - «С-2», «С-3».

Указанные Правила землепользования и застройки утверждены Постановлением <адрес> от 15.09.2010г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденные ПЗЗ в новой редакции, по которым ДД.ММ.ГГГГ проведена прокурорская проверка и вынесено положительное заключение <адрес> о том, что данный правовой акт соответствует нормам закона.

Таким образом, указанные в оспариваемом постановлении земельные участки не являются сельскохозяйственными угодьями.

Указанное также подтверждается Градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, вступившим в силу решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ Администрации MP <адрес> РБ в выдаче градостроительного плана земельного участка ФИО5, в котором также было установлено, что на земельные участки заявителей установлены градостроительные регламенты в соответствии с градостроительным кодексом «Для ведения садоводства и дачного хозяйства».

Кадастровая стоимость земельных участков на момент принятия постановления от октября 2013 года являлась ниже среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в <адрес>.

Таким образом, оспариваемое постановление вынесено в полном соответствии с действующими правилами землепользования и застройки и нормами действующего законодательства.

В силу п.6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются именно для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Поскольку спорные земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям, разрешенные виды их использования, предусмотренные правилами землепользования и застройки и спорное постановление не нарушают требования п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.

Постановлением Администрации <данные изъяты> сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> не изменялся; вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> соответствует виду исходных земельных участков, и конкретных учетных действий по изменению вида именно этих участков органом кадастрового учета не производилось;

-орган кадастрового учета производит государственный кадастровый учет в соответствии с представленными документами в рамках ст.21 и 22 Закона о кадастре;

-нормами действующего законодательства, а именно нормами Закона о кадастре (ст. 1,3, 26, 27), не предусмотрен отказ в проведении кадастрового учета на основании правовой экспертизы представленных документов, а также не предусмотрено принятие Решения об отмене кадастрового учета;

-согласно ст. 1,3 Закона о кадастре установление фактов фальсификации и кадастровая деятельность в полномочия органа кадастрового учета не входит;

-именно изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером позволило его дальнейшее преобразование, а именно раздел в соответствии со ст. 11.4. ЗК РФ.

В случае раздела земельного участка в соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 11.4 ЗК РФ образуются несколько земельных участков и у его собственника исходного земельного участка возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Согласно ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер (пять лет), до тех пор пока не будет произведена государственная регистрация права на вновь образованные земельные участки.

В соответствии с ч. 9 ст. 4 Закона о кадастре в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

Постановка земельного участка на учет, то есть конкретные учетные действия, не нарушают права и свободы гражданина, не создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, не возлагают на гражданина незаконно какую-либо обязанность. Указанные последствия возникают только после государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, которая в свою очередь к компетенции ФГБУ «ФКП Росреестра» не относится.

В соответствии со ст. 24 Закона о кадастре, п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42 недопустимо снятие земельных участков со статусом «учтенный» без соответствующего преобразования. Тем более недопустимо снятие земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:130801:1209 - 02:47:130801:1212, 02:47:130801:993, 02:47:130801:994 с зарегистрированным правом собственности в установленном порядке.

В соответствии с ч. 4 ст.1, ст. 29 Закона о кадастре кадастровой
деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с
требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в
результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих
необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком
недвижимом имуществе (кадастровые работы).

Таким образом, требования прокурора о запрете межевания земельных участков не обосновано, так как орган кадастрового учета не производит кадастровых работ.

В соответствии со ст. 24 Закона о кадастре, п. 53 Порядка ведения
государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом
Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42 восстановление архивных земельных участков не предусмотрено действующим законодательством.

В случае восстановления земельных участков с кадастровыми номерами произойдет пересечение границ с последующими земельными участками, что в соответствии с ч. 2 ст. 26 является основанием для приостановления ГКУ, в соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - основанием для приостановления государственной регистрации права.

Пропуск срока в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Прокуратурой пропущен 3 месячный срок обжалования не нормативного акта, данная позиция основана на следующем:

По изменению вида разрешенного использования земельных участков были объявлены публичные слушания, о чем ДД.ММ.ГГГГ была сделана публикация в газете «Уфимские нивы» назначении и проведении публичных слушаний в соответствии с п.7 ст. 36, ст. 37, 39 ГрК РФ ст. 11 устава Сельского поселения Русско-Юрмашский сельский совет ст. 8 Положения о порядке проведения публичных слушаний.

Слушания были проведены, по результатам которых комиссией было принято положительное заключение, опубликованное в газете «Уфимские нивы» от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Федеральным законом-от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ст. 3 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного. законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Таким образом, все нормативно - правовые акты администрации СП Русско-Юрмашский сельсовет подлежали проверке на соответствие законодательству и антикоррупционной экспертизе, проводимых Прокуратурой.

Сведения о принятых нормативно - правовых актах по состоянию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по сельскому поселению <данные изъяты> сельсовет муниципального района <адрес> РБ также были направлены на проверку в прокуратуру <адрес> РБ (исх. № адм. 630 от ДД.ММ.ГГГГ; вх. № прокуратуры 9574 от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ст. 4 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупционные факторы отражаются:

1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной
экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 указанного
Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из содержания части 1 статьи 14, части 5 статьи 138, статьи 219 КАС РФ усматривается, что правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске административным истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено административным ответчиком.

Установление в законе срока исковой давности, то есть срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено, обусловлено необходимостью обеспечить стабильные и определенные отношения, сложившиеся между участниками гражданского оборота. Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, само по себе является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В этом случае принудительная (судебная) защита прав истца, независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна.

Прокурор обратился с данным иском в Уфимский районный суд РБ ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Суд считает подлежащим отклонению довод административного истца о том, что административное исковое заявление подано в суд на сновании ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а в силу ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта, по следующим основаниям:

Так, правом обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части при соблюдении условий, предусмотренных ч. ч. 1 - 4 статьи 208 КАС РФ, обладает в том числе прокурор в пределах своей компетенции.

Статьей 208 КАС РФ установлены общий и специальные сроки обращения в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим.

Общий срок, в течение которого может быть подано административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, равен сроку действия этого нормативного правового акта.

Между тем согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 58 (пункт 1.1), акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими, нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемое постановление является ненормативным правовым актом, поскольку устанавливает права и обязанности определенного круга лиц - собственников земельных участков. Оспариваемый акт не предполагает неоднократного его применения, не регулирует каких-либо типичных общественных отношений. Довод прокурора о том, что 3-х месячный срок следует исчислять с момента проверки ФГБУ «Земельно-кадастровая палата» (когда якобы стало известно о переводе земельных участков из одной категории в другую категорию) является необоснованным, поскольку целью обращения в суд является признание незаконным оспариваемого постановления и восстановление прежнего вида разрешенного использования земельных участков.

Процессуальные сроки следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ с момента поступления указанного постановления администрации сельского поселения <данные изъяты><адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> РБ. <данные изъяты> « осуществляет только учетные функции, в связи с чем филиалом были осуществлены оспариваемые учетные действия.

Таким образом, иск прокурора удовлетворению не подлежит в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 174 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора <адрес> РБ к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет МР <адрес> РБ, <данные изъяты>» о признании недействительным постановления администрации <данные изъяты>, об обязании принять муниципальный правовой акт, о признании незаконным изменения вида разрешенного использования земельных участков, обязании снять с кадастрового учета земельные участки, о восстановлении в ГКУ земельные участки, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение одного месяца.

Судья А.В. Кузнецов