ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-755/2022 от 01.03.2022 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-755/2022

64RS0045-01-2022-000355-92

Решение

Именем Российской Федерации

01 марта 2022 года г. Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Пивченко Д.И.,

при помощнике судьи Кузнецовой А.А.,

с участием представителя административного истца ООО «ПЭСК» - ФИО1,

представителя административного ответчика – Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому общества с ограниченной ответственностью «Поволжская электро-сетевая компания» к комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области, заинтересованное лицо Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконными,

установил:

Административный истец – общество с ограниченной ответственностью «Поволжская электро-сетевая компания» (далее – ООО «ПЭСК») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области о признании незаконным действий (бездействия), требования мотивированы тем, что административный истец является территориальной сетевой организацией, для которой порядок расчета регулируемых цен (тарифов), предусматривается Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее – Постановление № 1178).

В отношении ООО «ПЭСК» применяется метод долгосрочной индексации на период с 2019-2023 гг. и на 2021 г. производилась индексация в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования. Индексация производится посредством перерасчета необходимой валовой выручки, которая п. 2 Постановления № 1178 определяется, как экономический обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течении расчетного периода регулирования.

При индексации на 2021 г. административный ответчик необоснованно не включил в необходимую валовую выручку в значительной мере расходы на амортизацию, в том числе объектов, электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию в 2020 г., а также не включил в необходимую валовую выручку лизинговые платеж.

Указывает на то, что в 2020 г. ООО «ПЭСК» ввело в эксплуатацию вновь построенные объекты электросетевого хозяйства. При этом заявленные ООО «ПЭСК» расходы на амортизацию по введенным в 2020 г. объектам определены в соответствии с ведомостью амортизации ОС за 2020 г., а по ведомости на январь 2021 г. были подтверждены прогнозируемые расходы.

Однако из разъяснений административного ответчика не ясно, в чем именно заключается расчета экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования требованиям п. 27 Постановления № 1178.

Полагает, что размер амортизации, утвержденный органом регулирования на 2019, 2020, 2021 гг. одинаков, вопреки тому, что количество основных средств – объектов электросетевого оборудования, введенного в эксплуатацию, в любом случае увеличилось.

Полагая свои права нарушенными ООО «ПЭСК» обратилось в ФАС России.

Решением ФАС России от 10 июня 2021 г. в удовлетворении жалобы ООО «ПЭСК» было отказано.

По изложенным основаниям просит суд признать незаконными действия (бездействие) Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, выражающиеся в том, что при индексации на 2021 г. в необходимую валовую выручку сетевой организации ООО «ПЭСК» не были включены расходы на амортизацию вновь введенных в эксплуатацию в 2020 г. объектов электросетевого хозяйства, а также лизинговые платежи.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 30 ноября 2021 г. дело по заявлению ООО «ПЭСК» о признании незаконным действий (бездействия) Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области передано на рассмотрение в суд общей юрисдикции.

В судебное заседание представитель ФАС России не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Руководствуясь ст.150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель административного истца ООО «ПЭСК» ФИО1 просил административные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО2 просила в иске отказать, дала объяснения аналогичные представленных возражений.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указывает на то, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, обязательными условиями для удовлетворения административного иска являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца и несоответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Государственное регулирование тарифов в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» («Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике») (далее – Постановление № 1178, Основы ценообразования), Приказом ФСТ России от 06 августа 2004 г. № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Из материалов дела усматривается, что в отношении административного истца ООО «ПЭСК» применяется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на период 2019-2023 гг.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25 декабря 2020 г. № 36/7 «О внесении изменений в постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 28 декабря 2018 года № 58/2 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.» для ООО «ПЭСК» установлена необходимая валовая выручка на 2021 год.

Вместе с тем, согласно пунктов 1,4 ст. 23 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию

Пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике установлено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством РФ.

Из Положения о комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области, утверждённого постановлением правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года 169-П, следует, что названный комитет является органом исполнительной власти Саратовской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов (цен) в том числе на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно Регламенту работы Правления государственного регулирования тарифов Саратовской области, утверждённому постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 03 августа 2012г. № 27/5, правление государственного регулирования тарифов является коллегиальным органом, образованным в целях определения основных направлений деятельности комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, принимающим решения об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней на основе принципов открытости, публичности, достижения баланса интересов потребителей и регулируемых организаций (пункт 1.1 Регламента).

Основной формой работы правления являются его заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца (пункт 1.3 Регламента).

Основанием для внесения вопросов на рассмотрение правления могут быть заявления регулируемых организаций, а также обращения органов исполнительной власти Саратовской области, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, общественных организаций, потребителей и граждан (пункт 1.4 Регламента).

В состав правления без права передачи полномочий иным лицам входят работники органа регулирования в количестве не более 7 человек и один представитель антимонопольного органа, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также один представитель от совета рынка (пункт 2.1).

Заседание правления считается правомочным, если в нем участвует не менее 4 членов правления, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики не менее 5 членов правления (пункт 5.2 Регламента).

Решение принимается путем открытого голосования простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим (пункт 5.5 Регламента).

По результатам заседания правления секретарь оформляет протокол, содержащий информацию, предусмотренную действующим законодательством. Протокол заседания правления оформляется в трехдневный срок со дня его проведения и является официальным документом (пункт 6.1 Регламента).

В протоколе заседания правления отражаются: дата и место проведения заседания; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении вопроса; суть рассматриваемого вопроса; устные заявления и ходатайства лиц, участвующих в рассмотрении; вопросы, которые были рассмотрены на заседании; принятое решение; информация о результатах голосования (пункт 6.2).

Решение правления может быть оформлено постановлением или распоряжением Комитета (пункт 6.4 Регламента).

Решения правления, имеющие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации (пункт 6.8 Регламента).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», установлен порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, предусмотрено, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов путём открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.

Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации (пункт 20 Основ ценообразования).

Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов (пункт 12 Основ ценообразования).

Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает её результаты в своем экспертном заключении (пункт 22 Основ ценообразования).

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, и включает: величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой (пункт 27 Основ ценообразования).

Орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 30 Основ ценообразования).

Согласно статье 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года № 64-ЗСО «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти области считается первая публикация их полного текста в газете «Саратовская областная газета «Регион 64», в «Собрании законодательства Саратовской области», первое размещение (опубликование) на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.G-64.RU), сайте сетевого издания «Регион 64» (www.RE64.RU), «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Из материалов дела усматривается, что на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг. постановлением Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области от 28 декабря 2018 года № 58/2 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования территориальных сетевых организаций при расчете и установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии» для ООО «ПЭСК» установлены долгосрочные параметры регулирования.

На рассмотрении экспертной группы комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области в соответствии с п. 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением №1178 предоставлено заявление ООО «ПЭСК» о корректировке размера необходимой валовой выручки, принимаемой к расчету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в течение долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг. на очередной период регулирования 2021 г.

Для проведения анализа расчетных материалов приказом комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 13 мая 2020 г. № 39-п открыто дело № 40.

Экспертной группой комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области проведена экспертиза предложений ООО «ПЭСК» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов, о чем составлено экспертное заключение.

25 декабря 2020 г. состоялось заседание правления государственного регулирования тарифов Саратовской области, на котором присутствовало 6 членов правления, представитель антимонопольного органа. Постановление № 36/7 от 25 декабря 2020 г. принято единогласно.

Постановление № 36/7 от 25 декабря 2020 г. опубликовано на официальном сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.g-64.ru) 28 декабря 2020 г.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что Федеральной антимонопольной службой России было рассмотрено заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ООО «ПЭСК» и Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области, по итогом которого ФАС России было принято решение, которым ООО «ПЭСК» было отказано в удовлетворении заявления.

При изложенных обстоятельствах, применительно к ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ суд приходит к выводу о том, что постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 28 декабря 2018 года № 58/2 в редакции постановления от 25 декабря 2020 года № 36/7 принято уполномоченным органом, в пределах предоставленной органу компетенции в соответствии с установленными нормами действующего законодательства, процедура принятия оспариваемого постановления не нарушена.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ООО «ПЭСК» не обоснованы, а, следовательно, не подлежат удовлетворению.

Суд полагает, что в данном случае административным истцом избран неправильный способ защиты нарушенных прав, осуществить защиту которых он может в ином установленном законом порядке.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 7 статьи 219 КАС РФ определено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

В судебном заседании от представителя административного истца ФИО1 поступило ходатайство о восстановлении процессуального срока.

Как следует из материалов дела, что постановление № 36/7 от 25 декабря 2020 г. было опубликовано на официальном сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.g-64.ru) 28 декабря 2020 г.

При этом, 26 марта 2021 г. административный истец обратился ФАС России с жалобой.

08 июня 2021 г. была оглашена резолютивная часть решения ФАС России, которым жалобы ООО «ПЭСК» была оставлена без удовлетворения.

При рассмотрении жалобы ФАС России присутствовал директор ООО «ПЭСК» ФИО3

Вместе с тем, из материалов дела следует, что ООО «ПЭСК» в суд с заявлением обратилось только 09 сентября 2021 г.

Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что каких-либо обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд административным истцом не представлено, суд приходит к выводу о том, что оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется, а, следовательно, в силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск процессуального срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Поволжская электро-сетевая компания» к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области, заинтересованное лицо Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконными отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Решение в окончательной форме принято 11 марта 2022 г.

Судья Д.И. Пивченко