ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-755/2023 от 18.10.2023 Бирского районного суда (Республика Башкортостан)

№2а-755/2023

УИД 03RS0032-01-2023-000693-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2023 г. г.Бирск

Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Коровиной О.А., при секретаре Исламовой А.Р.,

с участием административного истца помощника Бирского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Мартыновой И.Е., представителя администрации СП Сусловский сельсовет МР Бирский район Республики Башкортостан Асылгареева Н.М., представителя администрации МР Бирский район Республики Башкортостан Айметовой Е.Л., представителя МЗИО по РБ Титовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бирского межрайонного прокурора Республики Башкортостан к администрации СП Сусловский сельсовет МР Бирский район Республики Башкортостан, администрации МР Бирский район Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерству Природопользования и экологии Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, Управлению федерального казначейства по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Бирский межрайонный прокурор Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском, уточненным 12.07.2023 года, к Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, Администрации СП Сусловский сельский совет Муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан, указав, что Бирской межрайонной прокуратурой в соответствии с протоколом рабочего совещания по вопросам ликвидации мест несанкционированного размещения отходов от 20.12.2022 года проведена проверка соблюдения требований экологического законодательства в деятельности администрации сельского поселения Сусловский сельсовет МР Бирский район РБ и администрации МР Бирский район РБ. 31.03.2023 года прокуратурой установлено, что на территории сельского поселения имеются несанкционированные свалки, расположенные по адресу:

- Свалка ТКО <адрес> земельный участок не разграничен, находится в границах кадастрового квартала: , учетный номер в республиканском кадастре отходов производства и потребления- , год ввода в эксплуатацию 2007, площадью приблизительно около 0,875 га, объем накопления 15 000 куб м. твердых коммунальных отходов.

Прокурор, с учетом уточненного искового заявления, просит суд обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, администрацию МР Бирский район РБ, администрацию сельского поселения Сусловский сельсовет муниципального района Бирский район Республики Башкортостан в течении 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по обеспечению исполнения требований ч. 1 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 2 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные по адресу:

- Свалка ТКО <адрес> земельный участок не разграничен, находится в границах кадастрового квартала: , учетный номер в республиканском кадастре отходов производства и потребления- , год ввода в эксплуатацию 2007, площадью приблизительно около 0,875 га, объем накопления 15 000 куб м. твердых коммунальных отходов, с финансированием расходов на выполнение указанных мероприятий в равных долях.

Определением суда от 10.08.2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан.

Определением суда от 04.09.2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан, исключив их из числа заинтересованных лиц, а также в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Эко-Сити".

В судебном заседании представитель административного истца помощник Бирского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Мартынова И.Е. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации СП Сусловский сельсовет МР Бирский район РБ Асылгареев Н.М. не возражал против удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МР Бирский район РБ Айметова Е.Л. оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Башкортостан Титова Л.А. возражала против удовлетворения заявленных требований.

Остальные стороны в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу положений ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, закреплено, что, обнаружив место складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении такого места, а также уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации такого места в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пункт 16); если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию такого места самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует такое место; в этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17); собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию такого места или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (пункт 18).

По смыслу приведенного правового регулирования именно собственник земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка ТКО, обязан принять меры по ее ликвидации.

Судом установлено, что Бирской межрайонной прокуратурой в соответствии с протоколом рабочего совещания по вопросам ликвидации мест несанкционированного размещения отходов от 20.12.2022 года проведена проверка соблюдения требований экологического законодательства в деятельности администрации сельского поселения Сусловский сельсовет МР Бирский район РБ и администрации МР Бирский район РБ.

В ходе проверки, из сведений предоставленных Администрацией МР Бирский район РБ от 31.03.2023 , Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 29.03.2023 , от 31.03.2023 установлено, что на территории сельского поселения имеются несанкционированные свалки, расположенные по адресу:

- Свалка ТКО <адрес>), земельный участок не разграничен, находится в границах кадастрового квартала: учетный номер в республиканском кадастре отходов производства и потребления - , год ввода в эксплуатацию 2007, площадью приблизительно около 0,875 га, объем накопления 15 000 куб м. твердых коммунальных отходов.

Из схематического чертежа земельного участка, расположенного на земельном участке с кадастровым номером от 24.05.2023 года, выполненному государственным инспектором Республики Башкортостан по использованию и охране земель Галиахметовым И.Г., следует, что при проведении выездной проверки Бирской межрайонной прокуратурой проведенной при этом инструментальной съемки части земельного участка установлено следующие: точки №№н1У, н2У, н3У, н4У, н5У, н6У расположены на земельном участке с кадастровым номером квартала :, (далее- ЗУ Согласно федеральной государственной информационной системы ведения единого государственного реестра недвижимости ЗУ : категория земель не установлена. Обмер земельного участка произведен на земельном участке, где государственная собственность не разграничена. (л.д.66)

Из сообщения Министерства Природопользования и экологии Республики Башкортостан от 30.06.2023 № следует, что Министерством был сформирован перечень наиболее крупных несанкционированных свалок ТКО и направлен в Минприроды России для включения указанных объектов в федеральный проект «Генеральная уборка». В указанный перечень вошли несанкционированная свалки, расположенные на территории Бирского района РБ. В отношении объекта несанкционированного размещения отходов <адрес> площадью 0,875 га, затраты на выполнение работ по разработке проектной документации составят 1 750 000 руб., затраты на работы по ликвидации объекта – 21 875 000 руб. В адрес Министерства письма от администрации МР Бирский район РБ и сельских поселений о выделении финансовых средств на ликвидацию несанкционированных свалок ТКО не поступали. (л.д.96-98).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорная несанкционированная свалка в настоящее время не включена в федеральные и республиканские программы ликвидации несанкционированных свалок.

Судом достоверно установлено, что Свалка ТКО <адрес> земельный участок не разграничен, находится в границах кадастрового квартала: , учетный номер в республиканском кадастре отходов производства и потребления- , год ввода в эксплуатацию 2007, площадью приблизительно около 0,875 га, объем накопления 15 000 куб м. твердых коммунальных отходов, расположена в границах территории сельского поселения Сусловский сельсовет муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена; право собственности на земельные участки за кем-либо не зарегистрировано.

В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со статьей 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пунктом 1 которой предусмотрено, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Пунктом 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 10.1 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» с 01 января 2021 года органы государственной власти Республики Башкортостан осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов Республики Башкортостан, за исключением городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенные абзацами 2-4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

В силу пунктов 1.1, 3.8, 3.9, 3.22, 3.100, 3.102, 3.103 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года № 35, последнее осуществляет в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства; осуществляет предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; принимает решения об утверждении схемы расположения таких земельных участков; принимает решения об изменении вида их разрешенного использования; о предоставлении в аренду без торгов; устанавливает и прекращает публичные сервитуты в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласовывает соглашения об установлении в отношении них сервитутов.

В соответствии с пунктом 4.3 вышеуказанного Положения в пределах своей компетенции Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан организует и осуществляет проверки использования государственного имущества Республики Башкортостан, включая недвижимое имущество, в том числе земельные участки, составляет акты обследования принимает меры по устранению выявленных нарушений законодательства и привлечению виновных лиц к ответственности в установленном порядке.

Согласно пункту 1.5 Положения финансовое обеспечение деятельности Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года № 27-П по делу «О проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «об отходах производства и потребления», а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования «городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района красноярского края» и администрации Новосибирского района Новосибирской области» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 42, 130 (часть 1), 132 (части 1 и 3) и 133 положения вышеприведенных норм в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:

на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;

притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в указанном постановлении, система обращения с отходами в Российской Федерации - сообразно конституционным предписаниям о единстве системы публичной власти - построена на взаимодействии и участии в ней всех трех уровней этой власти (органов местного самоуправления городского поселения и муниципального района, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации). В то же время существующее правовое регулирование четко не определяет принадлежность и объем полномочий органов публичной власти по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных, в частности, на земельных участках, которые расположены в границах муниципальных образований, но при этом не находятся в их собственности. Соответственно, на органы местного самоуправления муниципальных образований прямо не возложена обязанность по ликвидации такого рода мест, обнаруженных на расположенных в границах этих муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.

Такой подход может быть в какой-то мере оправдан, в частности, в ситуациях, когда твердые коммунальные отходы размещены исключительно или преимущественно населением муниципального образования и при этом их размещение находится в прямой зависимости от ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления данного муниципального образования возложенных на него полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (прежде всего в части организации на территории муниципального образования удовлетворяющих потребностям жителей мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов) и муниципального земельного контроля. В то же время размещение отходов исключительно или преимущественно населением не может быть в каждом случае столь бесспорным, чтобы давать основание для презумпции, согласно которой если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст). Например, при наличии на территории муниципального образования садоводств или огородничеств свой вклад в создание места несанкционированного размещения отходов могут вносить и члены соответствующих некоммерческих товариществ, а при обнаружении такого места поблизости от автомобильной дороги, проходящей по территории нескольких муниципальных образований, нельзя исключать, что оно стихийно сформировано с участием владельцев транспортных средств, использующих транзит через территорию данного муниципального образования, и т.д. Во всяком случае, субъекты, осуществляющие муниципальный земельный контроль, даже если бы и наблюдали сам акт несанкционированного размещения отходов, фактически существенно ограничены в возможности установить виновное в таком размещении лицо.

В силу статей 2 и 42 Конституции Российской Федерации задача по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов имеет общегосударственное значение, а потому в ее решении должны участвовать органы всех уровней публичной власти - как действующие от лица государства. Решение данной задачи не может быть возложено лишь на органы местного самоуправления и осуществляться исключительно за счет средств местных бюджетов.

Между тем органы местного самоуправления не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, если такие места обнаружены на расположенных в границах соответствующих муниципальных образований земельных участках, находящихся в государственной собственности, и при этом не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования. Кроме того, наделение органов местного самоуправления полномочиями в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и тем самым возложение на них обязанности действовать от имени «государственного» собственника не могут рассматриваться как достаточное основание для возложения на эти органы всей полноты ответственности за ликвидацию обнаруженных на таких землях и земельных участках мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в постановлениях от 13 октября 2015 года № 26-П и от 26 апреля 2016 года № 13-П, возложение такой ответственности на органы местного самоуправления возможно только при наличии прямого указания в федеральном законодательстве на полномочия этих органов по ликвидации мест размещения отходов на таких землях и земельных участках, сопровождаемого одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или ее субъектов в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, либо при наличии закона субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов.

Приведенным постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года федеральному законодателю предписано исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем постановлении, внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.

Указано, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом резолютивной части настоящего постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):

из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;

из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Согласно приведенному правовому регулированию, принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на указанном выше земельном участке, не установлен, права на земельный участок не зарегистрированы, сведений о передаче земельного участка на ином праве третьим лицам не имеется, доказательств тому, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования, не представлено, суд приходит к выводу о том, что ликвидация несанкционированной свалки на земельном участке, собственность на который не разграничена, должна быть осуществлена Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан. В связи с чем, заявленные требования к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан, Администрации МР Бирский район Республики Башкортостан, Администрации СП Сусловский сельсовет МР Бирский район Республики Башкортостан удовлетворению не подлежат.

В свою очередь с учетом разъяснений указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан вправе претендовать на софинансирование расходов по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов из муниципального и федерального бюджетов.

Суд не может согласиться с требования административного истца об установлении срока в 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для ликвидации несанкционированных свалок, на основании следующего.

Согласно части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В силу требований статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение суда должно быть исполнимым. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Из разъяснений, приведенных в абзаце 3 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» также следует, что для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.

В соответствии с информацией, содержащейся в выписке из информационной системы «Кадастр отходов Республики Башкортостан», спорная несанкционированная свалка в <адрес>, имеет количество накопленных отходов 15000 куб.м., площадь 0,875 га. (л.д.11).

Основываясь на приведенных положениях закона и разъяснениях правоприменительной практики, принимая во внимание объем необходимых к ликвидации отходов и размеры земельных участков, подлежащих очистке, необходимость принятия административным ответчиком мер к получению софинансирования на выполнение возложенной решением суда обязанности, время, требующееся на проведение конкурсных процедур и заключение контракта по очистке земельных участков, а также затруднительность выполнения указанных работ в зимнее время, суд приходит к выводу о неисполнимости решения суда в заявленный административным истцом срок, в связи с чем, полагает, необходимым установить срок для исполнения обязанности по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.

При указанных обстоятельствах, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.187 КАС РФ суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в соответствии с характером заявленных административным истцом требований в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск Бирского межрайонного прокурора Республики Башкортостан к администрации СП Сусловский сельсовет МР Бирский район Республики Башкортостан, администрации МР Бирский район Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерству Природопользования и экологии Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, Управлению федерального казначейства по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления– удовлетворить частично.

Возложить на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов площадью около 0,875 га, объем накопления 15 000 куб.м., расположенную в <адрес>), земельный участок не разграничен, находится в границах кадастрового квартала . Указанные действия произвести в течение двух лет, со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований Бирского межрайонного прокурора Республики Башкортостан к Министерству Природопользования и экологии Республики Башкортостан, администрации СП Сусловский сельсовет МР Бирский район Республики Башкортостан, администрации МР Бирский район Республики Башкортостан - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца, со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Мотивированное решение составлено 30 октября 2023 года.

Председательствующий судья подпись. О.А. Коровина

Копия верна. Судья: О.А. Коровина

Подлинник решения находится в деле № 2а-755/2023 Бирского межрайонного суда РБ