Дело № 2а-7561/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2016 года город Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Т.А. Михайловой, при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости,
установил:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее- Управлению Росреестра по Приморскому краю) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, указав в обоснование заявленных требований, что является членом Гаражно-строительного кооператива по <адрес>, который создавался на основании решения Исполнительного комитета Владивостокского городского совета народных депутатов № от дата с целью строительства гаражей для индивидуального автотранспорта. Было получено разрешение на производство строительных работ № от дата. По окончании строительства дата утвержден и подписан приемочной комиссией акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта – 57 гаражей. Получен технический паспорт, адресная справка от дата, согласно которой строения ГСК по <адрес> расположены в районе объекта недвижимости с почтовым адресом: <адрес>. дата административный истец обратился в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на гаражный бокс № в ГСК по <адрес>, предоставив необходимые для регистрации права документы. Письмом от дата отказано в государственной регистрации права в связи с тем, что к акту приемки законченного строительством объекта не приложен технический паспорт, а также в связи с отсутствием в МКУ «Архив г. Владивостока» и ГУ «Государственный архив Приморского края» акта приемки законченного строительством объекта. Отказ в государственной регистрации административный истец считает незаконным, указывает, что на государственную регистрацию был представлен оригинал акта приемки законченного строительством объекта от дата, зарегистрированного Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора г. Владивостока дата, следовательно, основания для запроса указанного документа в соответствующих органах и государственного регистратора отсутствовали. Вывод государственного регистратора о том, что к акту приемки законченного строительством объекта не приложен технический паспорт, полагает ошибочным, поскольку не имеет значения, в каком году была произведена первичная инвентаризация объекта. Право на земельный участок, на котором расположены гаражи, подтверждается Государственным актом на право пользования землей от дата, выданным Исполнительным комитетом Владивостокского районного Совета народных депутатов. Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет. На основании изложенного просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю в государственной регистрации права собственности на объект: помещение – бокс № в ГСК по <адрес>, расположенное по адресу: ПК, <адрес>Д; обязать ФИО2 по Приморскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности ФИО3 на спорный объект.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
ФИО2 административного истца ФИО5 в судебном заседании доводы административного иска поддержала, представила дополнительные пояснения по административному иску, в которых указала, что административный ответчик в возражениях ссылается на п. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 196-ФЗ, действовавшей до дата. С учетом п. 1 ст. 25 Федерального закона № 122-ФЗ в действующей редакции и в связи с предоставлением оригинала акта приемки законченного строительством объекта от дата, запрос регистратором разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в архивах является несоответствующим норме права. Согласно выписки из ЕГРЮЛ ГСК создан дата. Архивная копия, представленная административным ответчиком, и архивная копия, представленная административным истцом, не является одним и тем же документом. ФИО3 в соответствии с законом вступил в члены кооператива и на сегодняшний день, является членом, что также в судебном заседании подтвердил председатель ГСК. Ссылка административного ответчика на ст. 55 Градостроительного кодекса РФ является необоснованной, поскольку строительство гаражей осуществлялось в 1990-1994 годы. Представленный акт приемки от 1994 года соответствует форме, утвержденной Постановлением Администрации Приморского края от дата№ «Об утверждении временного порядка приемки законченных строительством объектов на территории Приморского края и регистрации актов приемки». При государственной регистрации технический паспорт прилагался не как приложение к акту приемки, а как документ, подтверждающий существование объекта недвижимости.
Представитель Управления Росреестра по Приморскому краю ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям, указанным в письменных возражениях, в которых указала, что на дату принятия решения об отказе в государственной регистрации не представлен документ, свидетельствующий о законности ввода в эксплуатацию здания ГСК «По <адрес>», либо иной документ, свидетельствующий о возникновении права собственности на гаражный бокс №. (л.д. 118-122). В дополнительных пояснениях указала, что текст решения Исполнительного комитета Владивостокского городского совета народных депутатов № от дата, на который ссылается административный истец, не позволяет сделать однозначный вывод, что указанным решением был создан ГСК по ул. Русской. При сравнении архивной копии решения Исполнительного комитета Владивостокского городского совета народных депутатов, представленной по межведомственному запросу из Архивного отдела администрации Приморского края, выявлены противоречия в указании даты и номера, подписи лица, выдавшего документ. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ правоспособность ГСК по <адрес> возникла дата. Приемка объекта заказчиком от исполнителя не дает права на ввод его в действие без согласования с органами госархстройнадзора и другими органами надзора, которым это объект подконтролен, а также без разрешений на эксплуатацию объекта и оборудования тех органов, в положениях которых предусмотрена выдача таких разрешений. Технический и кадастровый паспорта не являются документами, подтверждающими соблюдение при строительстве объектов строительных норм. В соответствии с информацией, предоставленной Филиалом «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Приморскому краю, первичная техническая инвентаризация ГСК «По <адрес>» проведена в 2015 году, и выданный по ее результатам технический паспорт не мог быть приложен к акту от дата. В МКУ «Архив г. Владивостока» и ГУ «Государственный архив Приморского края» вышеуказанный акт на хранении отсутствует.
ФИО2 заинтересованного лица ГСК «по <адрес>» - председатель ГСК ФИО7 в судебном заседании поддержал заявленные требования, указал, что административным истцом представлен полный пакет документов дл государственной регистрации права собственности.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что датаФИО3 в лице ФИО2ФИО8 обратился в ФИО2 по Приморскому краю через КГАУ «МФЦ Приморского края» с заявлением о государственной регистрации перехода права и права собственности на объект недвижимости: кадастровый №, нежилое помещение, площадь 16,7 кв.м., этаж: 1; расположенное по адресу: <адрес> (помещение - бокс № в ГСК «По <адрес>», расположенное по адресу: <адрес>, в районе <адрес> Д).
Совместно с заявлением на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающих документов административным истцом были представлены: кадастровый паспорт помещения (выписка из ГКН) от дата№; справка от дата№; свидетельство о государственной регистрации юридического лица от дата№; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от дата; протокол общего собрания членов ГСК по <адрес> от дата№; протокол общего собрания членов ГСК по <адрес> от дата№; протокол общего собрания членов ГСК по <адрес> от дата№; протокол общего собрания членов ГСК по <адрес> от дата№; список членов ГК по <адрес> по состоянию на дата; решение о предварительном согласовании Советскому райсполкому места расположения ГСК от дата№; постановление о согласовании земельного участка под проектирование гаражей для стоянки индивидуальных машин от дата№; государственный акт на право пользования землей от дата№, серия А-I; кадастровый паспорт земельного участка; разрешение на производство работ от дата№; акт приемки законченного строительством объекта от дата; письмо об адресе от дата№у; выписка из ЕГРЮЛ от дата№ выписка из ЕГРЮЛ от дата, от дата: устав ГСК от дата.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно статье 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В силу с абз. 10 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Основаниями приобретения права собственности помимо прочего является полное внесение паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива (ст.218 ГК РФ).
Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В силу п. 1 ст. 19 указанного Федерального закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
В связи с сомнениями государственного регистратора в наличии оснований для государственной регистрации права, Управлением Росреестра по Приморскому краю принято решение о приостановлении государственной регистрации права, направлены межведомственные запросы, о чем была уведомлен заявитель.
дата Управлением Росреестра по Приморскому краю отказано в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество на основании п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как согласно ответам Государственного казенного учреждения "Государственный архив Приморского края" и МКУ «Архив Владивостока» акт приемки законченного строительством объекта от дата, зарегистрированный инспекцией ГАСН г. Владивостока дата, на хранении отсутствует. Согласно данным Филиала «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Приморскому краю первичная техническая инвентаризация ГСК «По <адрес>» проведена в дата году и выданный по ее результатам технический паспорт не мог быть приложен к акту от дата.
Данное решение принято Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий, предоставленных данному органу и прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.
На дату составления акта от дата приемки законченного строительством объекта, представленного административным истцом на государственную регистрацию, действовал Временный порядок приемки законченных строительством объектов на территории Приморского края и регистрации актов приемки, утвержденный постановлением администрации Приморского края от дата N 441 (далее по тексту - Временный порядок), который распространялся на объекты производственного и жилищно-гражданского назначения, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение.
Приемка законченного строительством объекта оформляется актом по форме 1 (прилагается). К акту приемки объекта исполнитель работ и заказчик прилагают документы, перечень которых приведен в приложении. Вся документация по приемке объекта передается заказчиком пользователю объекта. (пункт 10 Временного порядка).
В соответствии с пунктом 11 Временного порядка факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказчиком (пользователем объекта) в специальной пронумерованной и прошнурованной книге, находящейся в инспекции госархстройнадзора города, района (по месту возведенного объекта). Дата регистрации и регистрационный номер фиксируется также на титульной странице акта приемки, заверяется подписью руководителя и печатью инспекции госархстройнадзора соответствующего города, района.
В силу п. 12 Временного порядка приемка объекта заказчиком от исполнителя работ не дает права на ввод его в действие без согласования с органами госархстройнадзора и другими органами надзора, которым этот объект подконтролен, а также без разрешений на эксплуатацию объекта и оборудования тех органов, в положениях о которых предусмотрена выдача таких разрешений.
Ввод в действие объектов, не отвечающих требованиям законодательства, охраны труда и техники безопасности, строительных, санитарных, экологических и других норм не допускается.
В судебном заседании установлено, что в МКУ «Архив Владивостока» и ГУ «Государственный архив Приморского края» акт приемки законченного строительством объекта от дата отсутствует.
При этом, как следует из материалов дела, первичная техническая инвентаризация строений ГСК «По <адрес>» - гаражных боксов проведена лишь дата.
Ранее указанной даты инвентаризация объектов недвижимости - гаражей по <адрес>, в том числе, гаражного бокса №, не проводилась.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что в представленных административным истцом на государственную регистрацию документах имеются противоречия в части количества гаражных боксов, под строительство которых был предоставлен земельный участок. Так, в постановлении главы администрации <адрес> от дата№ предусмотрено согласование предоставления земельного участка в районе <адрес> в <адрес> по проектирование капитальных гаражей на 42 бокса (л.д. 175), в акте выбора площадки для строительства гаражей в <адрес> – 40 гаражных боксов (л.д. 177), в разрешении на производство работ № от дата - 57 гаражных боксов (л.д. 190).
Представленное административным истцом решение исполнительного комитета Владивостокского городского совета народных депутатов № от дата, которое, по утверждению стороны административного истца, явилось основанием для создания ГСК «По <адрес>», содержит сведения о предварительном согласовании места расположения гаражного кооператива по <адрес> райисполкому и из указанного решения не следует, что указанным решением был создан ГСК «По <адрес>».
Имеющиеся в предоставленных на государственную регистрацию документах противоречия, а также тот факт, что первичная техническая инвентаризация, которой подлежат все объекты учета, гаражного бокса № в ГСК «По <адрес>» была проведена спустя более, чем 20 лет после оформления акта приемки законченного строительством объекта от дата, при этом, как юридическое лицо ГСК «По <адрес>» было зарегистрировано лишь в дата году, вывод государственного регистратора о том, что представленные документы не свидетельствуют о законности ввода в эксплуатацию здания ГСК «По <адрес>», следует признать обоснованным.
Исходя из положений Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности носит исключительно правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер. Деятельность органов государственной регистрации связана с бесспорной юрисдикцией, которая носит правоподтверждающий (как доказательство существования права и признания этого государством), а не правоустанавливающий характер.
Поскольку в рамках настоящего дела судом не установлено наличия у административного истца документов, в бесспорном порядке подтверждающих законность ввода в эксплуатацию спорного объекта недвижимости, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 29.11.2016.
Судья Т.А. Михайлова