КОПИЯ Дело № 2а-7562/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Челябинск 28 сентября 2017 года Центральный районный суд г.Челябинска в составе: Председательствующего судьи Л.Н. Мокроусовой, при секретаре А.М. Викулине, с участием представителя административного истца – ФИО1, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление АО «Челябинскгоргаз» к Государственной инспекции труда в <адрес> и заместителю главного государственного инспектора труда в <адрес> о признании незаконным и отмене решения, У С Т А Н О В И Л: Административный истец АО «Челябинскгоргаз» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в <адрес> и заместителю главного государственного инспектора труда в <адрес> о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в части не исключения из акта проверки пунктов 6,17,18, отмены предписания №, пунктов 15,16 предписания № признать незаконным и отменить пункты 6,17,18 акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, предписания №, пункты 15, 16 предписания №. В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> вынесено предписание № об отстранении от работы 127 лиц, не прошедших в установленном порядке обучения и проверку знаний требований в области охраны труда в объеме должностных обязанностей до устранения указанных нарушений. Так же было вынесено предписание № об устранении нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: не представлены сертификаты соответствия на оборудование подьемно-транспортное, краны грузоподъемные, согласно п. 15 Перечня объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме сертификации, оформленные в соответствии с Решением комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования». Не представлены декларации соответствия на оборудование, согласно Перечня объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия, оформленные в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин оборудования», в том числе на п. 5 «Приспособления для грузоподъемных операций»; п. 8 «Транспорт производственный напольный безрельсовый»; п. 21 «Станки металлообрабатывающие (токарно-винторезный) станок марки 1К62»; п. 27 «Автопогрузчики». Основанием для вынесения предписания послужил акт проверки органом юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что у АО «Челябинскгоргаз». Считает предписание незаконным, поскольку действующее законодательство не содержит императивного требования о том, что на руководителей и специалистов возлагается обязанность по прохождению обучения только в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах, в учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при наличии в самой организации комиссии по проверке знаний требований охраны труда. На основании приказа в АО «Челябинскгоргаз» № от ДД.ММ.ГГГГ создана и работает комиссия по проверке знаний требований охраны труда. Что касается требования о поименновании машин и оборудования, то они приобретены до введения в действие указанного Технического регламента и соответствуют действовавшим на момент их приобретения требованиям законодательства о техническом регулировании, а именно имеют сертификаты соответствия, требуемые законодательством на момент их выпуска. Продление действия сертификатов законодательством не предусмотрено. В судебном заседании представитель административного истца АО «Челябинскгоргаз» - ФИО1, действующая по доверенности, на удовлетворении административного искового заявления настаивала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске. Административный ответчик Государственная инспекция труда в <адрес> и заместитель главного государственного инспектора труда в <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Выслушав представителя административного истца, участвующего в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Пунктом 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с планом проведения плановых проверок соблюдения требований трудового законодательства РФ в хозяйствующих субъектах <адрес> на 2017 год, опубликованным на официальном сайте Генпрокуратруры и Роструда в сети Интернет и утвержденным ДД.ММ.ГГГГ приказом руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> в АО «Челябинскгоргаз» проведена плановая выездная проверка. По результатам проверки был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому проверкой были выявлены нарушения обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми акта. Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ на АО «Челябинскгоргаз» была возложена обязанность об отстрани от работы 127 работников, как не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний требований в области охраны труда в объеме должностных обязанностей до устранения указанных нарушений. Пунктом 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Статьей 212 Трудового кодекса РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Согласно ст. 225 Трудового кодекса РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение ст. ст. 212, 225 Трудового кодекса РФ и п. 2.3.1, 2.3.2 "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации", утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, не прошли в установленном законодательством порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда 127 работников предприятия (перечень работников указан в Предписании №). ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> вынесено предписание №, которым на генерального директора акционерного общества "Челябинскгоргаз" возложена обязанность отстранить от работы с ДД.ММ.ГГГГ как не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда 127 работников, а именно: А.Т.Г., А.О.М., А.Н.В., А.И.И., А.Н.П., Б.А.И., Б.Г.В,, В.К.А., В.И.А., В.О.Н., В.И.С,, В.Е.В., В.И.Е., В.Н.А., В.Е.А., Г.Э.Э, Г.О.П., Г.С.А., Г.Н.Б., Г.Д.П., Д.С.Ф., Д.Н.И., Д.Т.Ф., Д.О.В., Д.М.Н., Е.Д.П., Е.Е.К., Е.С.А., Е.А.П., Ж.А.Ф., Ж.А.Б., З.Т.Б., З.З.Н., З.Д.Г., З.Н.М., З.Л.Р., И.Т.В., И.А,А,, К.А.Ю., К.Т.П., К.А.Р., К.Н.А., К.Л.Я., К.М.А., К.Л.Н., К.Е.А., К.А.С., К.Е,В,, К,М,В, К.М,А,, К.С.А., К.Г.Т., К.Н.Н., К.Л.Н., К.Л.В., К.Н.Н., К.Е.С., К.Ю.А., К.К.Д., К.О.И., Л.М.Г., Л.Л.А., Л.Н.С., Л.Т.А., Л.Т.Е., Л.А.С., Л.О.Н., М.Б.Н., М.Е.Ю., ФИО2, М.В.Г., Н.Н.И., Н.А.А., Н.Н.М., Н.А.В., О.М.А., П.В.В., П.Г.Р., П.Л.Ю., П.Д,С., П.С.И,, П.Н.Ю., П.Н.Н., П.Е.П., П.Е.С., П.Л.А,, П.В.М., П.М.В., П.Н.Н., П.В.С., П.Л.И., П.О.Е., П.Д.Д., П.Т.В., П.Т.В., П.Т.Ю., Р.Н,В,, Р.О.Л., Р.А.А., С.А.А., С.И.В., С.Н.А., С.Л.А., С.Р.Ж., С.Н,В,, С.Л.Ю., С.П.И., С.А.А., С.Е.В., С.С.В,, С.С,В., С.М.И., С.И,Г, Т,А.А., Ц.Д.И., Ф.Т.В., Ф.Т.В., Ч.Е.В., Ч.М.С,, Ч.А.А., Ш.Д.Р., Ш.Л.А., Ш.З.М., Ш.Ж.С., Щ.Т.А., Ю.Т.Л., Я.Э.Л. Однако, в АО «Челябинскгоргаз» создана постоянно действующая аттестационная комиссия, согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, по проверке знаний требований охраны труда у работников. В ее состав входят Ф.В.А., К.И.Ю., Л.Н.М., Д.А.В., С.А.Т., Е.Д.П., они прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда в АНОДО «Учебный центр Перспектива», что подтверждается протоколом №-ОТ-15 от ДД.ММ.ГГГГ, и в АНОДОПО «Уральский институт непрерывного образования Общества «Знание», выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. В силу абз. 1 пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ№) обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы. Абзацами 3 - 9 пункта 2.3.2 указанного Порядка (утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ№) определен перечень руководителей и специалистов, которые должны проходить обучение по охране труда в обучающих организациях, оказывающих услуги в области охраны труда. Исключительно в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда должны проходить обучение руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ (абзац 3); также специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (абзац 4), члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций (абзац 8). В силу абзаца 10 данного Порядка руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда. Таким образом, по смыслу пункта 2.3.2 Порядка проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссии по проверке знаний требований охраны труда, могут только руководители и специалисты, по своим функциональным обязанностям не входящие в круг лиц, указанных в абзацах 3 - 9 п. 2.3.2 Порядка. Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования о признании незаконным предписания в части отстранения от работы с ДД.ММ.ГГГГ следующих работников АО "Челябинскгоргаз": А.Т.Г., А.О.М., А.Н.В., А.И.И., А.Н.П., Б.А.И., Б.Г.В,, В.К.А., В.И.А., В.О.Н., В.И.С,, В.Е.В., В.И.Е., В.Н.А., В.Е.А., Г.Э.Э, Г.О.П., Г.С.А., Г.Н.Б., Г.Д.П., Д.С.Ф., Д.Н.И., Д.Т.Ф., Д.О.В., Д.М.Н., Е.Д.П., Е.Е.К., Е.С.А., Е.А.П., Ж.А.Ф., Ж.А.Б., З.Т.Б., З.З.Н., З.Д.Г., З.Н.М., З.Л.Р., И.Т.В., И.А,А,, К.А.Ю., К.Т.П., К.А.Р., К.Н.А., К.Л.Я., К.М.А., К.Л.Н., К.Е.А., К.А.С., К.Е,В,, К,М,В, К.М,А,, К.С.А., К.Г.Т., К.Н.Н., К.Л.Н., К.Л.В., К.Н.Н., К.Е.С., К.Ю.А., К.К.Д., К.О.И., Л.М.Г., Л.Л.А., Л.Н.С., Л.Т.А., Л.Т.Е., Л.А.С., Л.О.Н., М.Б.Н., М.Е.Ю., ФИО2, М.В.Г., Н.Н.И., Н.А.А., Н.Н.М., Н.А.В., О.М.А., П.В.В., П.Г.Р., П.Л.Ю., П.Д,С., П.С.И,, П.Н.Ю., П.Н.Н., П.Е.П., П.Е.С., П.Л.А,, П.В.М., П.М.В., П.Н.Н., П.В.С., П.Л.И., П.О.Е., П.Д.Д., П.Т.В., П.Т.В., П.Т.Ю., Р.Н,В,, Р.О.Л., Р.А.А., С.А.А., С.И.В., С.Н.А., С.Л.А., С.Р.Ж., С.Н,В,, С.Л.Ю., С.П.И., С.А.А., С.Е.В., С.С.В,, С.С,В., С.М.И., С.И,Г, Т,А.А., Ц.Д.И., Ф.Т.В., Ф.Т.В., Ч.Е.В., Ч.М.С,, Ч.А.А., Ш.Д.Р., Ш.Л.А., Ш.З.М., Ш.Ж.С., Щ.Т.А., Ю.Т.Л., Я.Э.Л. исходит из того, что данные лица не относятся к категории лиц, указанных в абзацах 3-9 п. 2.3.2 Порядка, соответственно, могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний охраны труда в самой организации АО «Челябинскгоргаз». С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в части признания незаконным Решения заместителя главного государственного инспектора труда в <адрес>№АА05-6-2331-17-ПВ в части отказа в отмене предписания № об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку на рабочем месте и проверку знаний охраны труда от ДД.ММ.ГГГГ. Разрешая требования о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходил из следующего. Согласно акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: не представлены сертификаты соответствия на оборудование подъемно-транспортное, краны грузоподъемные, согласно п. 15 Перечня объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме сертификации, оформленные в соответствии с Решением комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования». Не представлены декларации соответствия на оборудование, согласно Перечня объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия, оформленные в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин оборудования», в том числе на п. 5 «Приспособления для грузоподъемных операций»; п. 8 «Транспорт производственный напольный безрельсовый»; п. 21 «Станки металлообрабатывающие (токарно-винторезный) станок марки 1К62»; п. 27 «Автопогрузчики». Отсутствуют документы, подтверждающие проведение статистических испытаний, оформленные в соответствии с требованиями Приложения В, п.п. 8.1,8.2,8.3,8.4,8.5 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55525-2013 «Складское оборудование. Стеллажи сборно-разборные. Общие технические условия» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013г. №-ст). В силу ст. 215 ТК РФ проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия. Сертификация машин и оборудования на соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда проводится в соответствии с Правилами сертификации производственного оборудования (утв. Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№). Согласно п.3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», Документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия. Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждение) соответствия продукции обязательным требованием, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства – члена Таможенного союза, не допускается. Принимая во внимание, изложенное выше, требования абзаца 2 части 2 ст. 212 ТК РФ, в соответствии с которым обязанность по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов возложена на работодателя, а также то, что в ходе проведения проверки действующие сертификаты соответствия на имеющие машины и оборудования стороной истца не представлены, требования о предоставлении сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» является законным и обоснованным. В соответствии со статьей 211 ТК РФ, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. В связи с чем, в указанной части требования административного истца не подлежат удовлетворению, поскольку устранение указанных нарушений необходимо для обеспечения безопасности труда сотрудников АО «Челябинскгоргаз», гарантированных Конституцией РФ. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования АО «Челябинскгоргаз» к Государственной инспекции труда в <адрес> и заместителю главного государственного инспектора труда в <адрес> о признании незаконным и отмене решения, удовлетворить в части. Признать незаконным Решение заместителя главного государственного инспектора труда в <адрес>№АА05-6-2331-17-ПВ в части отказа в отмене предписания № об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку на рабочем месте и проверку знаний охраны труда от ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части исковых требований административного истца АО «Челябинскгоргаз» к Государственной инспекции труда в <адрес> и заместителю главного государственного инспектора труда в <адрес>, - отказать. Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения в Челябинский областной суд через Центральный районный суд <адрес>. Председательствующий п/п Л.Н. Мокроусова Копия верна. Председательствующий Л.Н. Мокроусова |