ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7568/16 от 01.12.2016 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-7568/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Хабаровск 1 декабря 2016 года

Центральный районный суд г.Хабаровска Хабаровского края в составе:

председательствующего: судьи Губановой А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Заровнятных Г.А.,

с участием:

административного истца Прекиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прекиной Татьяны Александровны о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилые помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прекина Т.А. обратилась в суд с административным иском о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилые помещения. В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником нежилых помещений, расположенных в объекте капитального строительства: «Офисное здание, многоэтажный жилой дом, подземная автостоянка, наземная автопарковка», местоположение: Хабаровский край, город Хабаровск, Центральный район, участок площадью <данные изъяты> кв.м. находится примерно в 46 м по направлению на северо-запад от ориентира «жилое здание», расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, кадастровый номер ; местонахождение участка площадью <данные изъяты> кв.м. установлено относительно ориентира - нежилое здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: край Хабаровский, г. Хабаровск, <адрес>, имеющих по данным технических планов, подготовленных КГУП «Хабкрайинвентаризация», следующие характеристики: нежилое помещение, номер помещения , этаж 3, общая площадь <данные изъяты> кв.м.; нежилое помещение, номер помещения , этаж 3, общая площадь <данные изъяты> кв.м.; нежилое помещение, номер помещения , этаж 3, общая площадь <данные изъяты> кв.м. Право собственности на вышеуказанные объекты было признано за истцом решением Центрального района суда города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу .B процессе рассмотрения данного гражданского дела было установлено, что здание фактически построено. Административное здание соответствует требованиям экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных норм и обеспечивает безопасное нахождение людей данном объекте. Возведенный Блок № 2 - Административное здание переменной этажности поставлен на технический учет в ХКГУП «Хабкрайинвентаризация». На каждое помещение изготовлены технические планы. Решение Центрального района суда города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. В данном судебном акте дано описание каждого объекта недвижимости, указаны правообладатели и вид подлежащего государственной регистрации права. Однако при обращении в Управление Росреестра по Хабаровскому краю (далее - Управление) с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, , о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости Управлением приняты решения от ДД.ММ.ГГГГ, , об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. Считает, что оспариваемые отказы противоречат нормам ГК РФ, ГПК РФ и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившее в законную силу судебное постановление, является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Одним из оснований государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), является вступившие в законную силу судебные акты. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда подлежат государственной регистрации (ст. 28 ФЗ №122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом п. 1 ст. 20 ФЗ №122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Содержащийся в указанной статье перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав является исчерпывающим. При этом в своих отказах Управление ссылается на Федеральный закон от 24.07.2007 №221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», так как указанные нежилые помещения не учтены в государственном кадастре недвижимости и соответственно не имеют кадастровых номеров. Также ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что отсутствие кадастрового номера само по себе не может быть препятствием для государственной регистрации. Если нет кадастрового номера, то объекту может быть присвоен условный номер, который присваивается органом, осуществляющим государственную регистрацию, и служит для индивидуализации объекта. Таким образом, у ответчика не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости. Учитывая изложенное, согласно ст.ст. 218, 227 КАС РФ, нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", истец просит: признать незаконными решения Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в государственной регистрации; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности истца на нежилые помещения: нежилое помещение, номер помещения , этаж 3, общая площадь <данные изъяты> кв.м.;нежилое помещение, номер помещения ), этаж 3, общая площадь <данные изъяты> кв.м.; нежилое помещение, номер помещения , этаж 3, общая площадь <данные изъяты> кв.м.

Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержала, сославшись в обоснование на обстоятельства, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не прибыл, представил отзыв, из которого следует, что Управление не согласно с заявленными требованиями, поскольку отсутствие сведений о кадастровом учете нежилых объектов недвижимости не позволяют внести сведения о данном объекте в ЕГРП и является основанием для приостановления и отказа в государственной регистрации прав за Прекиной Т.А. В Управление ДД.ММ.ГГГГ обратилась Прекина Т.А., с заявлениями о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества. К заявлению о государственной регистрации были приложены чеки об оплате госпошлины и решение Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации права собственности, у государственного регистратора возникли сомнения в основаниях для ее проведения. В ходе рассмотрения обращений Истца регистрирующим органом в порядке межведомственного взаимодействия направлены запросы в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Хабаровскому краю») с целью получения кадастровых паспортов на спорные нежилые помещения. Уведомлениями от 11.03.2016 № 2700/301/16-57339, 2700/301/16-57666; 14.03.2016 № 2700/301/16-57995; 21.03.2016 № 2700/301/16-66270, 2700/301/16- 66284; 22.03.2016 № 2700/301/16-67626; 21.04.2016 № 2700/301/16-100626; 16.06.2016 № 2700/301/16-149771; 20.07.2016 № 2700/301/16-179603; 27.07.2016 № 2700/301/16-185469, 2700/301/16-185466 было отказано в выдаче кадастровых паспортов. Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Хабаровскому краю» сообщил об отсутствии в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) сведений о спорных объектах недвижимости. Учитывая полученную информацию, государственным регистратором в адрес Истца были направлены уведомления о приостановлении государственной регистрации. Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, устранены не были, ДД.ММ.ГГГГ регистратором приняты решения об отказах в государственной регистрации на основании абзаца 12 статьи 20, пункта 1.2 статьи 20 Закона. В силу требований пункта 1.2 статьи 20 Закона не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Для государственной регистрации права собственности в отношении недвижимого имущества, государственному регистратору необходимо располагать данными об учете указанного имущества, полученными в порядке межведомственного запроса. При этом заявитель при отсутствии сведений о кадастровом учете представляет государственному регистратору кадастровый паспорт помещения, в отношении которого им заявлен требование о государственной регистрации права собственности. При этом, исходя из смысла статьи 12 Закона, разночтения в описании характеристик объектов недвижимого имущества, содержащихся в ЕГРП и ГКН не допустимы. В уведомлениях о приостановлении государственной регистрации от 18.03.2016 Истец был извещен о направлении запросов в компетентный орган, а также о том, что сведения в ГКН на указанные нежилые помещения отсутствуют. Государственная регистрация прав, в том числе права собственности, возникшего на основании решения Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, может осуществляться только с индивидуально определенным объектом, сведения о котором внесены в ГКН с присвоением государственного учетного номера или с ранее учтенным объектом недвижимости. Отсутствие сведений о кадастровом учете нежилых объектов недвижимости не позволяют внести сведения о данном объекте в ЕГРП и является основанием для приостановления и отказа в государственной регистрации прав за Прекиной Т.А. Ссылка Истца на статью 12 Закона, которая предусматривает, что отсутствие кадастрового номера само по себе не может быть препятствием для государственной регистрации, и если нет кадастрового номера, то объекту может быть присвоен условный номер, необоснованная. Согласно пункту 5 Приказа Минэкономразвития России от 23.12.2013 №765 каждый раздел ЕГРП, содержащий записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируется государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Законом о кадастре его государственного учета, а в случае его отсутствия, в том числе когда федеральный закон допускает осуществление государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, подлежащий государственному кадастровому учету в ГКН, без предварительного включения сведений о таком объекте в ГКН, - условным номером. Государственная регистрация прав на заявленные нежилые помещения не является исключением из общего правила и в данном случае федеральный закон не допускает осуществление государственной регистрации прав без включения сведений о таких объектах в ГКН. Судебный акт является одним из документов, являющихся обязательным, и не может подменять собой весь пакет документов, необходимых для осуществления регистрационных действий в силу Закона.

Выслушав административного истца, изучив и оценив письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Порядок и основания государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определены Законом о регистрации, приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 г. N 789 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Административный регламент).

В судебном заседании установлено, что решением Центрального района суда города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за Прекиной Т.А. признано право собственности на объекты недвижимого имущества: нежилые помещения, расположенные в объекте капитального строительства: «Офисное здание, многоэтажный жилой дом, подземная автостоянка, наземная автопарковка», местоположение: Хабаровский край, город Хабаровск, Центральный район, участок площадью <данные изъяты> кв.м. находится примерно в 46 м по направлению на северо-запад от ориентира «жилое здание», расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, кадастровый номер ; местонахождение участка площадью <данные изъяты> кв.м. установлено относительно ориентира - нежилое здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: край Хабаровский, г. Хабаровск, <адрес>, имеющие следующие характеристики: нежилое помещение, номер помещения , этаж 3, общая площадь <данные изъяты> кв.м.; нежилое помещение, номер помещения , этаж 3, общая площадь <данные изъяты> кв.м.; нежилое помещение, номер помещения , этаж 3, общая площадь <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Прекина Т.А. обратилась в Управление Росреестра по Хабаровскому краю с заявлениями о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества - пом. , , , расположенные по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, р-н Центральный, Участок находится примерно в 46 м. по направлению на северо-запад от ориентира "жилое здание", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> (I этап строительства); местонахождение участка установлено относительно ориентира "нежилое здание", расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> (II этап строительства). <адрес>.

К заявлению о государственной регистрации Прекиной Т.А. были приложены чеки об оплате госпошлины и решение Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ.

Управлением приняты решения от ДД.ММ.ГГГГ, , об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Оспаривая данные отказы, истец ссылается на то, что они противоречат нормам ГК РФ, ГПК РФ и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с чем должны быть признаны незаконными.

С данными доводами административного истца суд согласиться не может по следующим основаниям:

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьями 17,28 Закона, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

В силу требований пункта 1.2 статьи 20 Закона не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.

На основании статьи 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости; постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании предоставляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов.

На территории Хабаровского края полномочия по ведению ГКН, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений внесенных в ГКН осуществляет филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Хабаровскому краю», согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № п/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета».

Пунктом 6 статьи 12 Закона, пунктом 7 Правил ведения ЕГРП, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765 предусмотрено, что в подразделе I ЕГРП содержится описание каждого объекта недвижимого имущества, при этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в ГКН, считаются сведениями подраздела I ЕГРП.

Таким образом, для государственной регистрации права собственности в отношении недвижимого имущества, государственному регистратору необходимо располагать данными об учете указанного имущества, полученными в порядке межведомственного запроса. При этом заявитель при отсутствии сведений о кадастровом учете представляет государственному регистратору кадастровый паспорт помещения, в отношении которого им заявлено требование о государственной регистрации права собственности.

При этом, исходя из смысла статьи 12 Закона, разночтения в описании характеристик объектов недвижимого имущества, содержащихся в ЕГРП и ГКН не допустимы.

Как следует из представленных административным ответчиком документов, в ходе рассмотрения обращений Истца регистрирующим органом в порядке межведомственного взаимодействия направлены запросы в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Хабаровскому краю») с целью получения кадастровых паспортов на спорные нежилые помещения.

Уведомлениями от 11.03.2016 № 2700/301/16-57339, 2700/301/16-57666; 14.03.2016 № 2700/301/16-57995; 21.03.2016 № 2700/301/16-66270, 2700/301/16- 66284; 22.03.2016 № 2700/301/16-67626; 21.04.2016 № 2700/301/16-100626; 16.06.2016 № 2700/301/16-149771; 20.07.2016 № 2700/301/16-179603; 27.07.2016 № 2700/301/16-185469, 2700/301/16-185466 было отказано в выдаче кадастровых паспортов. Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Хабаровскому краю» сообщил об отсутствии в государственном кадастре недвижимости (ГКН) сведений о спорных объектах недвижимости.

Учитывая полученную информацию, государственным регистратором в адрес Прекиной Т.А. были направлены уведомления о приостановлении государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.

Заявитель вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель уведомляется о его праве представить такие документы по собственной инициативе.

ДД.ММ.ГГГГ регистратором приняты решения об отказах в государственной регистрации на основании абзаца 12 пункта 1 статьи 20, пункта 1.2 статьи 20 Закона в связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации устранены не были.

Отказывая в государственной регистрации, регистратор правильно исходил из того, что постановка на государственный кадастровый учет ранее не учтенного объекта недвижимости является необходимым условием для регистрации права собственности на него по решению суда.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

В силу абз. 12 п. 1 ст. 20 указанного Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;

Пунктом 1.2 статьи 20 того же Закона установлен запрет на осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 1, ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 1 ст. 1).

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 16).

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включают адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное).

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 2 ст. 16).

Административным истом не оспаривается, что в нарушение названных норм материального права объекты недвижимого имущества, право собственности административного истца на которые признано решением Центрального районного суда города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, не прошли государственный кадастровый учет и не являются ранее учтенными объектами.

При этом ссылка административного истца на положения статьи 12 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, которая предусматривает, что отсутствие кадастрового номера само по себе не может быть препятствием для государственной регистрации, и если нет кадастрового номера, то объекту может быть присвоен условный номер, является несостоятельной, так как данная норма права не регулирует те исключения, о которых идет речь в упомянутой выше норме права - п. 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно пункту 5 Приказа Минэкономразвития России от 23.12.2013 №765 каждый раздел ЕГРП, содержащий записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируется государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Законом о кадастре его государственного учета, а в случае его отсутствия, в том числе когда федеральный закон допускает осуществление государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, подлежащий государственному кадастровому учету в ГКН, без предварительного включения сведений о таком объекте в ГКН, - условным номером.

Государственная регистрация прав на заявленные нежилые помещения не является исключением из общего правила и в данном случае федеральный закон не допускает осуществление государственной регистрации прав без включения сведений о таких объектах в ГКН.

На основании изложенного суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые решения приняты в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок их принятия соблюден, основания для принятия оспариваемых решений имелись, и их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Напротив, Прекиной Т.А. не доказан факт нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями Управления Росреестра по Хабаровскому краю об отказе в государственной регистрации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Требования Прекиной Татьяны Александровны о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилые помещения, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на нежилые помещения, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – 06.12.2016 г.

Председательствующий А.Ю. Губанова