Дело № 2а-756/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров 27 марта 2019 года
Октябрьский районный суд города Кирова в составе: судьи Нобель Н.А., при секретаре Шалагиновой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соложенникова С.И. к Государственной жилищной инспекции Кировской области о признании решения незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Соложенников С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее ГЖИ Кировской области или Инспекция) о признании действий об аннулировании квалификационного аттестата незаконными. В обоснование предъявленных требований указал, что является генеральным директором ООО УК «Флагман» и ООО «Жилсервис-плюс», имеет квалификационный аттестат <данные изъяты>, выданный на пять лет до 25.03.2021. ООО «Жилсервис-плюс» выдана лицензия <данные изъяты> от 22.04.2016, однако указанное лицо прекратило деятельность по управлению многоквартирными домами (далее МКД). 19.07.2018 лицензионной комиссией Кировской области принято решение об обращении в Арбитражный суд Кировской области с заявлением об аннулировании лицензии ООО «Жилсервис-плюс» ввиду отсутствия в реестре лицензий Кировской области в течение шести месяцев сведений о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Решением Арбитражного суда Кировской области от 02.10.2018 лицензия ООО «Жилсервис-плюс» аннулирована. 28.12.2018 из письма Инспекции истцу стало известно об аннулировании выданного ему квалификационного аттестата. Учитывая, что истец является директором также и ООО УК «Флагман», аннулирование аттестата повлечет аннулирование лицензии данного юридического лица, в управлении которого находится 31 МКД, приведет к увольнению сотрудников данной управляющей компании. Ссылаясь на положения ст.193, 202 ЖК РФ, считает решение ответчика незаконным и необоснованным, поскольку оно влечет невозможность осуществления деятельности ООО УК «Флагман». Просит признать незаконным решение Инспекции об аннулировании выданного ему квалификационного аттестата <данные изъяты>.
В судебном заседании административный истец Соложенников С.И. и его представитель Борькин Д.А. требования административного иска поддержали. Дополнительно указали, что в нарушение требований жилищного законодательства ГЖИ Кировской области принято необоснованное решение об аннулировании квалификационного аттестата истца, при этом в отношении Соложенникова С.И. отсутствует решение суда о назначении административного наказания в виде дисквалификации, всем требованиям закона Соложенников С.И., как должностное лицо управляющей компании, соответствует. Аннулирование квалификационного аттестата приведет к невозможности осуществления ООО УК «Флагман» деятельности по управлению МКД, поскольку наличие такого документа у руководителя управляющей компании является обязательным условием ее деятельности. Прекращение работы ООО «Жилсервис-плюс», которое длительный период времени деятельность по управлению МКД не осуществляло, аннулирование решением арбитражного суда лицензии в отношении данной организации не свидетельствует о невозможности истца иметь квалификационный аттестат, поскольку Соложенников С.И. фактически всегда являлся руководителем ООО УК «Флагман». Поскольку права Соложенникова С.И., получившего спорный документ лично в качестве физического лица, нарушены, действия Инспекции являются незаконными.
Представитель административного ответчика ГЖИ Кировской области Доспехова И.Б. в судебном заседании требования иска не признала, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что действия Инспекции по аннулированию квалификационного аттестата являются законными и обоснованными. 05.12.2018 в Инспекцию поступило вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Кировской области № А28-9454/2018 от 02.10.2018, которым лицензия <данные изъяты> на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданная ООО «Жилсервис-Плюс», аннулирована. Согласно выписке из ЕГРЮЛ директором ООО «Жилсервис-Плюс» является Соложеников С.И., которому 22.03.2016, ввиду сдачи квалификационного экзамена, лицензионной комиссии Кировской области выдан квалификационный аттестат <данные изъяты>. В соответствии с ч.3 ст.195 ЖК РФ, п.5 Положения о ведении реестра дисквалифицированных лиц Инспекция направила Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее Минстрой РФ) сведения об аннулировании выданной ООО «Жилсервис-Плюс» лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД. 11.12.2018 Минстроем России сведения о должностном лице ООО «Жилсервис-Плюс» Соложенникове С.И. внесены в реестр дисквалифицированных лиц, размещены в ГИС ЖКХ. Учитывая, положения ст.202 ЖК РФ, предусматривающие аннулирование квалификационного аттестата при внесении сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц, а также процедуру фиксации данного факта, предусмотренную п.п.22, 23 Порядка выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, утвержденного приказом Минстроя от 05.12.2014 № 789/пр, предусматривающую составление протокола, содержащего основание аннулирование данного аттестата ( включения лица, получившего квалификационный аттестат, в реестр дисквалифицированных лиц), действия ответчика соответствуют положениям законодательства. Просила суд в удовлетворении требований Соложенникова С.И. отказать.
Представитель заинтересованного лица Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее Минстрой России) в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие, направил отзыв, согласно которому оснований для удовлетворения иска не имеется, процедура аннулирования квалификационного аттестата административного истца, ввиду аннулирования лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД в отношении ООО «Жилсервис-Плюс», соблюдена.
Заинтересованные лица ООО УК «Флагман», ООО «Жилсервис-Плюс» извещены, ходатайств об отложении не заявлено.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.ч.1, 3, 7 ст.192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля. Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.1 ст.193 ЖК РФ лицензионным требованием является наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата.
Согласно ч.ч.1, 3, 4 ст.195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах: реестр лицензий субъекта Российской Федерации; сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий); реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Ведение сводного федерального реестра лицензий и реестра дисквалифицированных лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы государственного жилищного надзора обязаны представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения, необходимые для ведения указанных реестров, в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 настоящей статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в системе.
Согласно ч.ч.2, 3 ст.198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно ч.1, 2. Ст.199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии. Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 5 - 5.4 статьи 198 настоящего Кодекса, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно ч.ч.1, 2, 6, 7 ст.202 ЖК РФ должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат. Проверка квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата (далее - претендент), осуществляется в форме квалификационного экзамена. Квалификационный аттестат выдается на срок пять лет. Квалификационный аттестат аннулируется в случае внесения сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц.
Согласно постановлению Правительства Кировской области от 22.10.2014 N 6/70 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Кировской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Кировской области" Государственная жилищная инспекция Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим функции регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п.п.3, 5, 8 Положения о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации", являющегося приложением постановления "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее Положение от 28.10.2014) основанием для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации. Основанием для исключения сведений из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций является истечение срока нахождения сведений в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящего Положения, вступившее в законную силу решение суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии или об отмене постановления о дисквалификации либо об изменении вида административного наказания.
В целях ведения реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации получает сведения о вступивших в законную силу решениях суда об аннулировании лицензии и о постановлениях о дисквалификации, указанные в пункте 9 настоящего Положения, у органов государственного жилищного надзора. Указанные сведения представляются органом государственного жилищного надзора не позднее 5 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и (или) постановления о дисквалификации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного уведомления, подписанного уполномоченными на подписание таких уведомлений лицами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вносит запись в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии (постановления о дисквалификации) или подтверждения органом государственного жилищного надзора сведений, содержащихся в запросе, направленном ему в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.
Согласно п.п.22, 23, 24, 25 Порядка выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, утв. приказом Минстроя России от 05.12.2014 N 789/пр, квалификационный аттестат аннулируется по решению органа государственного жилищного надзора до истечения срока его действия по основанию включения лица, получившего квалификационный аттестат, в реестр дисквалифицированных лиц.
Принятие решения об аннулировании квалификационного аттестата оформляется протоколом, который подписывается руководителем органа государственного жилищного надзора, в котором указывается основание для аннулирования квалификационного аттестата.
В случае аннулирования квалификационного аттестата орган государственного жилищного надзора в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения уведомляет об этом лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, с приложением копии протокола органа государственного жилищного надзора. Информация об аннулированных квалификационных аттестатах в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения об их аннулировании вносится в реестр квалификационных аттестатов.
Согласно ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В ходе судебного заседания установлено, что Соложенников С.И. является директором, лицом, имеющим право действовать от имени юридических лиц без доверенности в отношении ООО «Жилсервис-Плюс», ООО УК «Флагман» (л.д.14-25, 26-37)
Лицензионной комиссии Кировской области на основании протокола от 22.03.2016 № 07 Соложенникову С.И., успешно сдавшему квалификационного экзамена, выдан квалификационный аттестат <данные изъяты> (л.д.67).
Приказом ГЖИ Кировской области от 22.04.2016 № 000171 ООО «Жилсервис-Плюс» выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Ввиду отсутствия в реестре лицензий Кировской области сведений о МКД, управляемых ООО «Жилсервис-Плюс» более шести месяцев, лицензионной комиссией Кировской области принято решение
об обращении Инспекции в суд с заявлением об аннулировании вышеуказанной лицензии, предоставленной данному Обществу, указанное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области № А28-9454/2018 от 02.10.2018.
Данным решением Арбитражного суда Кировской области № А28-9454/2018 от 02.10.2018 лицензия <данные изъяты> 22.04.2016, выданная ООО «Жилсервис-Плюс» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, аннулирована. Решение вступило в законную силу 06.11.2018 (л.д.59-60).
Согласно сведениям информационной системы ГИС ЖКХ Инспекция, в соответствии с п.5 Положения от 28.10.2014, направила в Минстрой России с использованием информационно-телекоммуникационной сети в форме электронного уведомления сведения о вступившем в законную силу решении арбитражного суда об аннулировании лицензии ООО «Жилсервис-Плюс», указав требуемые данные.
Согласно сведениям реестра дисквалифицированных лиц Соложенников С.И. включен в данный реестр Минстроем России под номером 43000008 с 11.12.2018
Согласно протоколу Инспекции об аннулировании квалификационного аттестата от 12.12.2018 №45-12 указанный документ в отношении Соложенникова С.И. аннулирован на основании п.2 ч.7 ст.202 ЖК РФ, п.п.б п.22, п.23 Приказа № 789-пр протоколом от 12.12.2018 № 45-12 ввиду внесения сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц на основании решения Арбитражного суда Кировской области № А28-9454/2018 от 02.10.2018 (л.д.69-70).
Письмом от 18.12.2018 об этом сообщено административному истцу (л.д.71)
Оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности достаточности, суд приходит к выводу, что заявленные Соложенниковым С.И. требования удовлетворению не подлежат. В ходе судебного разбирательства установлено, что заявитель обратился в Инспекцию, полагая свои права нарушенными ввиду аннулирования выданного ему квалификационного аттестата. Судом установлено, истец является руководителем двух управляющих организаций, в отношении одной из которых ООО «Жилсервис-Плюс» вступившим в законную силу решением арбитражного суда аннулирована лицензия на осуществление деятельности по управлению МКД ввиду отсутствия в реестре лицензий Кировской области более шести месяцев сведений о МКД, управляемых данным лицом. Соложенников С.И. в ходе судебного разбирательства не отрицал, что указанная управляющая компания действительно деятельность по управлению домами не ведет, с решением арбитражного суда об аннулировании ее лицензии он согласен. Учитывая, что в силу положения действующего жилищного законодательства аннулирование лицензии управляющей компании на право ведения деятельности по управлению МКД является основанием для включения в реестр дисквалифицированных лиц сведений об уполномоченном лице такой организации, имеющем квалификационный аттестат, при этом органы жилищного контроля обязаны сообщить эту информацию по информационно-телекоммуникационным сетям в Минстрой России в течение 5 рабочих дней с момента получения данных о вступлении в законную силу решения арбитражного суда об аннулировании соответствующих лицензий управляющих компаний, суд не усматривает нарушений в действиях ответчика при взаимодействии с вышеназванным министерством. Также не противоречит закону оформленный Инспекцией протокол от 12.12.2018 №45-12, содержащий сведения об основаниях аннулирования квалификационного аттестата Соложенникова С.И., оформленный в строгом соответствии с положениями п.п.22, 23 Порядка выдачи и аннулирования квалификационного аттестата №789/пр. Судом принимается во внимание, что истец не был лишен возможности подачи соответствующего заявления о прекращения лицензии, выданной в отношении ООО «Жилсервис-Плюс» ввиду отсутствия ее деятельности по управлению МКД на протяжении длительного периода времени. При этом вступившие в законную силу с 11.01.2018 изменения в ст.199 ЖК РФ обязывают компетентные юрисдикционные органы отслеживать факты неосуществления такой специализированной деятельности управляющими организациями, и инициировать вопрос аннулирования лицензий подобных фактически не работающих компаний. Являясь профессиональным участником рынка отношений по предоставлению услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства истец не вправе игнорировать вышеназванные императивные требования жилищного законодательства, поскольку наличие квалификационного аттестата предполагает знание положений жилищного законодательства. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании действия ответчика в части аннулирования квалификационного аттестата незаконными, поскольку действия Инспекции не противоречат требования действующего законодательства, не препятствуют осуществлению ООО УК «Флагман» возможности осуществления лицензированной деятельности по управлению МКД ввиду возможности получения соответствующего квалификационного аттестата иным должностным лицом организации.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Соложенникова С.И. к Государственной жилищной инспекции Кировской области о признании незаконными действий ответчика по аннулированию квалификационного аттестата административного истца - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.А.Нобель
Мотивированное решение составлено 01.04.2019.