ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-756/2018 от 08.12.2017 Рузаевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2а-756/2018

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 июня 2018 г. г. Рузаевка

Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе

судьи Милешиной И.П.,

при секретаре Маркиной Е.М.,

с участием в деле:

помощника Рузаевского межрайонного прокурора Сюбаева Р. И.,

представителя административного истца – Министерства внутренних дел по Республике Мордовия ФИО1, действующего на основании доверенности №40/46 от 8 декабря 2017 г.,

административного ответчика – <данные изъяты>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства внутренних дел по Республике Мордовия о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение,

установил:

Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее - МВД по Республике Мордовия) обратилось в суд с административным иском о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение по тем основаниям, что МВД по Республике Мордовия на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 21 марта 2018 г. № 2447-рн о нежелательности пребывания в Российской Федерации <данные изъяты>ФИО2, принято решение о его депортации из Российской Федерации. ФИО2, подлежащий депортации, 27 июня 2018 г. освобожден по отбытии срока наказания. В связи с этим, и поскольку пребывание ФИО2 на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, в целях защиты прав и законных интересов других лиц, просит принять решение о помещении <данные изъяты>ФИО2ДД.ММ.ГГГГ рождения, в специальное учреждение на срок до трех месяцев, то есть до 28 сентября 2018 г.

В судебном заседании представитель административного истца – МВД по Республике Мордовия по доверенности ФИО1, административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила принять решение о помещении <данные изъяты>ФИО2ДД.ММ.ГГГГ рождения в специальное учреждение на срок до трех месяцев, то есть до 28 сентября 2018 г.

Административный ответчик – <данные изъяты>ФИО2 административный иск в части указанного в административном исковом заявлении срока помещения в специальное учреждение не признал, с решениями о нежелательности его пребывания в Российской Федерации и депортации ознакомлен, данные решения не оспаривал, имеет близких родственников, проживающих на территории Российской Федерации, желает самостоятельно покинуть территорию Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд удовлетворяет административный иск по следующим основаниям.

Судом установлено, что приговором Черемушкинского районного суда г. Москвы от 24 октября 2016 г. ФИО2 осужден в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

21 марта 2018 г. Министерство юстиции Российской Федерации, рассмотрев документы осужденного ФИО2, распоряжением № 2447-рн, в соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» признало пребывание (проживание) в Российской Федерации <данные изъяты>ФИО2 нежелательным.

4 июня 2018 г. МВД по Республике Мордовия принято решение о депортации из Российской Федерации <данные изъяты>ФИО2ДД.ММ.ГГГГ рождения, с которым ФИО2 ознакомлен под роспись 27 июня 2018 г.

Распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) <данные изъяты>ФИО2 в Российской Федерации и решение о его депортации из Российской Федерации не отменены и не признаны незаконными.

27 июня 2018 г. ФИО2 освобожден из мест лишения свободы и на основании решения МВД по Республике Мордовия помещен в специальное учреждение Центр временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, предназначенный для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, расположенном по адресу: <адрес>, на срок, не превышающий 48 часов.

ФИО2, признает себя <данные изъяты>, но не имеет документов, удостоверяющих личность, необходимых для пересечения государственной границы Российской Федерации, в связи с чем, МВД России по Республике Мордовия дано заключение об установлении его личности.

В связи с отсутствием у ФИО2 документов, удостоверяющих личность, МВД по Республике Мордовия 5 июня 2018 г. направлен запрос в <данные изъяты> о проверке принадлежности к <данные изъяты>ФИО2

Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с закрепленным в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с закрепленным в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С учетом указанных конституционных положений в части 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Под депортацией в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 5 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Административный ответчик, в отношении которого принято решение о депортации, не является гражданином Российской Федерации, в заключении об установлении его личности и в принятых в отношении него решениях, содержатся сведения о его гражданской принадлежности <данные изъяты>, и пока не установлено иное, административный ответчик признается <данные изъяты>.

Принимая во внимание, что в отношении административного ответчика федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, вынесено решение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции принято решение о его депортации, которые не отменены и не признаны незаконными, с заявлением об оспаривании решений о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации и о депортации административный ответчик не обращался, что подтверждается его объяснениями в судебном заседании, а также учитывая отсутствие у административного ответчика законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, наличие судимости за совершение умышленных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, суд признает административный иск о помещении административного ответчика, подлежащего депортации, в специальное учреждение обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Помещение административного ответчика, подлежащего депортации, в специальное учреждение основано на федеральном законе и обусловлено значимой и законной целью.

Пункт 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом «f» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

Указанное законоположение подлежит применению во взаимосвязи с положениями главы 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующей производство по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

В соответствии с частью 2 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении.

При этом суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением административного истца о сроке пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении и вправе с учетом обстоятельств дела установить иной срок при отсутствии достаточных доказательств необходимости помещения лица в специальное учреждение на указанный в административном исковом заявлении срок (часть 1 статьи 84, часть 1 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таким образом, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого принято решение о депортации, в специальном учреждении, и лицо, в отношении которого принято решение о депортации, не может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специальном учреждении.

Данная правовая позиция согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 сентября 2014 г. №1830-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ФИО3 на нарушение его конституционных прав положениями статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая объем мероприятий, которые необходимо осуществить территориальному органу федерального органа исполнительной власти в сфере миграции для проведения процедуры подтверждения гражданской принадлежности и получения свидетельства о возвращении административного ответчика, не имеющего документа, удостоверяющего личность, и поскольку суду не представлено достаточных доказательств необходимости помещения административного ответчика, подлежащего депортации, в специальное учреждение на указанный в административном исковом заявлении срок, суд в целях защиты прав иностранного гражданина, подлежащего депортации, относительно срока его пребывания в специальном учреждении принимает решение о помещении <данные изъяты>ФИО2, подлежащего депортации, в специальное учреждение 27 июня 2018 г. на срок до двух месяцев, то есть до 27 августа 2018 г.

Государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взысканию с административного ответчика в порядке статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Министерства внутренних дел по Республике Мордовия удовлетворить.

Поместить <данные изъяты>ФИО2ДД.ММ.ГГГГ рождения в центр временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, расположенный по адресу: <адрес>, на срок до 27 августа 2018 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы и представления через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2018 г.