ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-756/2021 от 29.09.2021 Полевской городского суда (Свердловская область)

Решение в окончательной форме

принято 29 сентября 2021 года

66RS0045-01-2021-000912-04

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

. . .<. . .>

Полевской городской суд <. . .> в составе председательствующего судьи Суетиной О.В. с участием административного истца Кокорина И.Ю., представителя административного истца, действующего по устному ходатайству Серебренникова Л.С., предоставившего диплом о высшем юридическом образовании, представителя административных ответчиков Мысовских М.М., действующего на основании доверенностей от . . . и , предоставившего диплом о высшем юридическом образовании, представителя заинтересованного лица Бирюковой С.С., действующей по доверенности от . . ., предоставившей диплом о высшем юридическом образовании, помощника прокурора <. . .> Семакиной Д.А., при секретаре Сидоровой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-756\2021 по административному иску Кокорина И.Ю. к Главе Полевского городского округа Поспелову К.С., Администрации Полевского городского округа о признании недействительным нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Кокорин И.Ю. обратился в суд с административным иском к Главе Полевского городского округа Поспелову К.С. о признании нормативного правового акта недействительным. Мотивирует требования тем, что . . . Главой Полевского городского округа принято Постановление «О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Полевского городского округа в 2021 году», которое опубликовано . . . на официальном интернет-портале правовой информации Полевского городского округа. Поскольку административный истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <. . .>, <. . .><. . .>, то он является субъектом отношений регулируемых постановлением. Ввиду того, что административный истец принимал участие в аккумулировании фонда капитального ремонта в многоквартирном доме, а также на общем собрании еще в . . . году принимал решение о формировании специального счета многоквартирного дома по адресу: <. . .>, <. . .><. . .>, полагает, что принимать решение об установке лифта могут лишь собственники жилых помещений, а не Глава Полевского городского округа, что нарушает права административного истца. Постановление Главы Полевского городского округа от . . . «О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Полевского городского округа в 2021 году» принято административным ответчиком в противоречие ст.ст.44-48, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, так как лишает его возможности самостоятельно выбрать марку, модель, комплектацию, а также цену лифта и работы по его установке. При этом навязывается установка лифта сомнительного иностранного производителя из <. . .> Республики Беларусь. Просит признать недействующим Постановление Главы Полевского городского округа от . . . «О проведении капитального ремонта общего имущества в <. . .>

Определением Полевского городского суда <. . .> от . . . к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Администрация Полевского городского округа, в качестве заинтересованного лица – ТСЖ «Микрорайон Зеленый Бор -2, д.5».

Определением Полевского городского суда <. . .> от . . . к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах <. . .>.

В судебном заседании административный истец Кокорин И.Ю., его представитель Серебренников Л.С. административные исковые требования и доводы административного искового заявления поддержали в полном объеме. Административные истец суду показал, что является председателем ТСЖ «Микрорайон Зеленый Бор – 2, <. . .>», в . . . году собственники дома провели общее собрание и приняли решение по статье капитальный ремонт формировать денежные средства на специальном счете. Поскольку указанное решение принято, то Региональный фонд обязан перечислять деньги ТСЖ, чего Фонд по настоящий день не исполняет. В . . . года собственники дома провели вновь собрание и приняли решение менять лифт самостоятельно. Квитанции от имени ТСЖ на оплату капитального ремонта жильцам не выставлялись.

Представитель административных ответчиков Мысовских М.М. административный иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что нарушений при вынесении оспариваемого постановления административными ответчиками не допущено, кроме того административным истцом пропущен срок на обращение в суд с административным исковым заявлением.

Представитель заинтересованного лица Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах <. . .> Бирюкова С.С. с административным иском не согласилась, суду показала, что согласно внесенным в ЖК РФ дополнениям был конкретизирован порядок исполнения собственниками помещений в МКД обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в МКД, в частности, ч.3 ст.170 ЖК РФ были определены два возможных способа формирования фонда капитального ремонта МКД: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора). При этом в любое время допускается изменение способа формирования фонда капитального ремонта МКД с одного на другой при соблюдении условия, поименованного в ч.2 ст.173 ЖК РФ, согласно которому принятие собственниками помещений в МКД при наличии подлежащей погашению за счет фонда капитального ремонта задолженности по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества, решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении этого МКД допускается при полном погашении такой задолженности. Спорный Дом был включен в Региональную программу (п.389 Приложения к Региональной программе – «Полевской городской округ») в ее первоначальной редакции. Поскольку в срок, установленный в ст. <. . .> от . . .-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <. . .>» (далее – Закон -ОЗ), собственники помещений в Доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, соответствующий способ был определен органом местного самоуправления (Администрацией Полевского городского округа) в порядке ч. 7 ст. 170 ЖК РФ. В соответствии с Постановлением Администрации Полевского городского округа от . . . «О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на территории Полевского городского округа» фонд капитального ремонта Дома начал формироваться на счете регионального оператора. . . . в Фонд с уведомлением б/н, б/д поступили направленные
ТСЖ «Зеленый Бор-2, <. . .>» копия протокола от . . . общего собрания собственников помещений в Доме, содержащая решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта Дома путем прекращения его формирования на счете регионального оператора и формировании соответствующего фонда на специальном счете Дома, и копия справки от . . . об открытии специального счета в Специализированном дополнительном офисе ПАО Сбербанк России. По результатам рассмотрения поступившего в копии протокола региональным оператором в адрес ТСЖ был направлен ответ от . . . исх. , в котором заявителю было сообщено о невозможности принятия региональным оператором представленных документов в работу в связи с несоответствием содержания и оформления протокола требованиям действующего законодательства. Так в протоколе, в качестве владельца специального счета было выбрано физическое лицо, что согласно ч.ч.2, 3 ст.175 ЖК РФ недопустимо; выбранная собственниками кредитная организация («Уралтрансбанк») не соответствовала требованиям п.5 ч.4 ст.170, ч.2 ст.176 ЖК РФ; отсутствовало решение о выборе лица, уполномоченного на представление собственниками документов на оплату взносов на капитальный ремонт, о порядке предоставления таких документов, размере расходов, связанных с оказанием этой услуги, и порядке ее оплаты (ч. 3.1 ст. 175 ЖК РФ). Кроме того, отсутствие в протоколе указания на общую площадь помещений в Доме не позволяло установить наличие либо отсутствие кворума общего собрания на принятие решений по вынесенным на голосование вопросам. В своем письме региональный оператор предложил устранить недостатки представленного протокола при проведении нового общего собрания и обратиться в Фонд повторно. Вместе с тем до настоящего времени обращения по вопросу изменения способа формирования фонда капитального ремонта Дома в Фонд не поступали. Фонд капитального ремонта Дома продолжает формироваться на счете регионального оператора согласно п.20 Приложения к Постановлению Администрации Полевского городского округа от . . .-ПА. Кроме того, счет, открытый ТСЖ «Зеленый Бор-2, <. . .>», сведения о котором указаны в упомянутой копии справки ПАО «Сбербанк России» от . . ., по состоянию на . . . не внесен в Реестр специальных счетов, ведение которого осуществляет орган государственного жилищного надзора. Так как формирование фонда капитального ремонта Дома изначально и до настоящего времени осуществляется на счете регионального оператора, последний в силу ч.1 ст.182 ЖК РФ обязан организовать проведение капитального ремонта общего имущества в таком доме в объеме и сроки, предусмотренные Региональной программой, а также его финансирование, в том числе за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора. Виды работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества в Доме и сроки их выполнения и оказания определены в п.8664 приложения к Региональной программе (в ред. Постановления <. . .> от . . .-ПП). В соответствии п.3513 Приложения к Краткосрочному плану реализации Региональной программы на 2021-2023 г.г. срок оказания услуги по подготовке проектной документации на проведение капитального ремонта, замена лифтового оборудования в Доме и оказание услуги по строительному контролю установлен на 2021 год. В силу ч.5 ст.189 ЖК РФ, ст.30-1 Закона -ОЗ Фонд организовал доставку до . . . собственникам помещений в Доме предложений о сроке начала капитального ремонта общего имущества в Доме, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в Доме, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Поскольку в срок, установленный в ч.4 ст.189 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в Доме о проведении в 2021 г. капитального ремонта общего имущества в Доме в Фонд не поступило, капитальный ремонт Дома был организован Фондом на основании принятого в порядке ч.6 ст.189 ЖК РФ решения органа местного самоуправления, а именно на основании Постановления Главы Полевского городского округа от . . .. Во исполнение Региональной программы и КСП Региональной программы на 2021-2023 г.<. . .> организовал проведение капитального ремонта общего имущества в Доме путем привлечения подрядных организаций для выполнения работ и услуг по капитальному, общая стоимость которых составила 1 848 023,21 руб. Фонд полагает, что оспариваемое Административным истцом Постановление Главы Полевского городского округа принято в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством, в переделах компетенции указанного органа местного самоуправления. Кроме того, . . . при комиссионном осмотре Дома представителями Фонда, Администрации Полевского городского округа, подрядных организаций ООО «ИМПОРТ-ЛИФТ», ООО «ОСК», собственников помещений в Доме в целях начала работ по капитальному ремонту лифтового оборудования в Доме Административный истец, являющийся руководителем ТСЖ «Зеленый Бор-2, <. . .>», воспрепятствовал проведению ремонтных работ. Указанный факт зафиксирован в протоколе к акту открытия объекта от . . .. Доводом Кокорина И.Ю., содержащимся в поименованном протоколе, в обоснование своих действий по недопуску подрядных организаций является, по мнению Административного истца: «отсутствие необходимости тратить деньги собственников на полную замену лифта». В соответствии с п. 5 ст. 4 Технического регламента при отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию. Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте, предназначенном для раскрытия информации управляющими организациями, «ГИС ЖКХ» (http://dom.gosuslugi.ru) (раздел «Электронный паспорт дома») Дом введен в эксплуатацию в . . .<. . .> образом, срок эксплуатации лифта в Доме превысил нормативно установленный период. Как следует из содержания раздела «Общая пояснительная записка» рабочего проекта на замену лифта /ПСД-Л-20 (лист 19), составленного ООО «УК БлагоДар» во исполнение заключенного с Фондом договора от . . ./ПСД-Л-20, имеющийся в Доме лифт изготовлен в . . . г. и на момент обследования значительная часть элементов машинного помещения лифта находится в ограниченно-работоспособном техническом состоянии (листы 21-22), что свидетельствует о необходимости проведения капитального ремонта указанного оборудования.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора о соответствии оспариваемого постановления действующему законодательству, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, административный истец Кокорин И.Ю. является собственником квартиры по адресу: <. . .>. <. . .>

Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В соответствии с частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от . . . N 417-ФЗ) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.

Статьей <. . .> от . . . N 127-ФЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <. . .>" решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.

Частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В связи с тем, что собственники помещений в многоквартирных домах в шестимесячный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, Постановлением Администрации Полевского городского округа от . . . «О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на территории Полевского городского округа» фонд капитального ремонта спорного многоквартирного дома начал формироваться на счете регионального оператора.

В данный перечень был включен и многоквартирный дом по адресу: <. . .>, <. . .>.

Как установлено в судебном заседании, формирование фонда капитального ремонта до настоящего времени осуществляется на счете регионального оператора.

Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <. . .>, <. . .><. . .>, . . . принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом в «Уралтрансбанке», владельцем счета определен Кокорин И.Ю.

Предметом спора по настоящему делу является Постановление Главы Полевского городского округа от . . . «О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Полевского городского округа в . . .» в части включения в программу многоквартирного дома по адресу: <. . .>, <. . .><. . .>.

В силу ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обязан организовать проведение капитального ремонта общего имущества в таком доме в объеме и сроки, предусмотренные Региональной программой, а также его финансирование, в том числе за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Виды работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества в Доме и сроки их выполнения и оказания определены в п.8664 приложения к Региональной программе (в ред. Постановления <. . .> от . . .-ПП).

В соответствии п.3513 Приложения к Краткосрочному плану реализации Региональной программы на . . . г.г. срок оказания услуги по подготовке проектной документации на проведение капитального ремонта, замена лифтового оборудования в Доме и оказание услуги по строительному контролю установлен на 2021 год.

В силу ч.5 ст.189 ЖК РФ, ст.30-1 Закона -ОЗ Фонд организовал доставку до . . . собственникам помещений в Доме предложений о сроке начала капитального ремонта общего имущества в Доме, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в Доме, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.6 ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.

Поскольку в срок, установленный в ч.4 ст.189 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в Доме о проведении . . .. капитального ремонта общего имущества в Доме в Фонд не поступило, Постановлением Главы Полевского городского округа от . . . принято решение о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой.

Постановление Главы Полевского городского округа от . . . соответствует требованиям ст. ст.170,172, 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст.6,14,<. . .> от . . . N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <. . .>", принято в связи с выполнением обязанности органом местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта, проведении капитального ремонта, произведено в рамках реализации вопросов местного значения, оснований для признания незаконным судом не установлено.

То обстоятельство, что . . . общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом в банке, не является безусловным основанием для признания постановления незаконным в части, тем более, что установлено, что в данном случае собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, но не реализовали его в установленный срок. Кроме того, счет открытый <. . .><. . .>» до настоящего времени не внесен в Реестр специальных счетов, ведение которого осуществляет орган государственного жилищного надзора, в котором содержатся сведения о многоквартирных домах на территории <. . .>, формирующих фонды капитального ремонта на специальных счетах.

Кроме того, истцом пропущен срок на обращение с заявлением в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска истца.

Так, в соответствии с ч.1 ст. 219 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено в судебном заседании административный истец является также председателем ТСЖ «Зеленый Бор-2, <. . .>».

С административным иском Кокорин И.Ю. обратился в суд . . ..

Оспариваемое постановление Главы ПГО направлено администрацией Полевского городского округа председателю Кокорину И.Ю. на адрес электронной почты юридического лица . . . (л.д.58,59,60). Административный истец, как председатель ТСЖ, обязан получать корреспонденцию, адресованную юридическому лицу, в том числе и по электронной почте, размещенной на сайте юридического лица.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Кокорин И.Ю. знал об оспариваемом постановлении с . . ., обратился в суд с пропуском срока. Уважительных причин пропуска срока Кокориным И.Ю. судом не установлено, что является самостоятельным основанием доя отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административных исковых требований Кокорина И.Ю. к Главе Полевского городского округа Поспелову К.С., Администрации Полевского городского округа о признании недействительным Постановления Главы Полевского городского округа от . . . «О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Полевского городского округа . . .» в части включения в программу многоквартирного дома по адресу: <. . .>, <. . .>, <. . .>, отраженного в строке Приложения к Постановлению Главы Полевского городского округа от . . ., -отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий судья О.В.Суетина