РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2018 года
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Шендеровой И.П.
при секретаре Жуковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Межмуниципальному отделу по г. Жуковский и Раменскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными и отмене уведомления о приостановлении и сообщения ( решения) об отказе в государственной регистрации, обязании зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества, -
установил:
Административный истец- ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Межмуниципальному отделу по г. Жуковский и Раменскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными и отмене уведомлений о приостановлении государственной регистрации по вх.<номер> от <дата> и сообщения ( решения) об отказе в государственной регистрации от <дата><номер>, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Межмуниципальный отдел по г. Жуковский и Раменскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать право собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества: ? доля в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, путем внесения соответствующей записи в реестр в течение 3 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда ( л.д. 1-6). В обоснование заявленных требований в иске ссылается на то, что согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от <дата>, выданного ФИО2, временно исполняющей обязанности нотариуса города Москвы ФИО3, установлено, что на основании завещания, удостоверенного <дата>В.Ш. Ратиани, нотариусом города Москвы, в реестре <номер>, наследником имущества гр. ФИО4, умершей <дата>, является ФИО1, наследство, на которое выдано указанное свидетельство, состоит из ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1200 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, расположенный на землях населенных пунктов, предоставленный для дачного строительства, с кадастровым номером <номер>, принадлежащий наследодателю на праве собственности, о чем <дата> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации <номер>. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата>, ФИО4 являлась собственником ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок для дачного строительства общей площадью 1200 кв.м.,кадастровый номер <номер>, находящийся по адресу: <адрес>. 02 сентября 2017 года ФИО1 через МФЦ Раменского муниципального района обратился в Межмуниципальный отдел по г. Жуковский и Раменскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество от <дата>, вх. <номер>, представив следующие документы: заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 02 сентября 2017 года, вх. <номер>; свидетельство о праве на наследство по завещанию от <дата>, бланк <номер>, реестровый номер <номер>; квитанция от <дата><номер>. 07 сентября 2017 года Межмуниципальным отделом по г. Жуковский и Раменскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было рассмотрено вышеуказанное заявление ФИО1 с приложенными к нему документами и вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации по вх. <номер>. Согласно уведомлению, причины приостановления государственной регистрации следующие: согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется. В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов было установлено, что в сведениях Автоматизированной информационной системы «Государственный кадастр недвижимости» (далее - АИС ГКН) отсутствуют данные о данном земельном участке. Заявление о государственном кадастровом учете в нарушение пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на государственную регистрацию представлено не было. В связи с чем, осуществление государственной регистрации права собственности на земельный участок не представляется возможным. 07 декабря 2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было отказано ФИО1 в государственной регистрации права собственности, поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации права. ФИО1 полагает, что уведомление о приостановлении государственной регистрации и решение (сообщение) об отказе в государственной регистрации являются незаконными и нарушают права административного истца, поскольку препятствует государственной регистрации права собственности ФИО1 на вышеуказанный объект недвижимости ( л.д. 1-6). В судебном заседании административный истец и его представитель доводы иска поддержали.
Административные ответчики- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Межмуниципальный отдел по г. Жуковский и Раменскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в лице представителя иск не признали, представили письменные возражения, в которых ссылаются на то, что 02 сентября 2017 года ФИО1 через МФЦ Раменского муниципального района обратился с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество вх.<номер>. В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов было установлено, что в сведениях АИС «ГКН» отсутствуют данные о спорном земельном участке. Заявление о государственном кадастровом учете в нарушение п. 1 ст. 14 Закона о регистрации на государственную регистрацию представлено не было. В связи с чем, осуществление государственной регистрации права собственности на земельный участок не представилось возможным. <дата> было вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации в связи с истечением срока приостановления и неустранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации. В своем исковом заявлении ФИО1 указывает, что спорный земельный участок с кадастровым номером <номер> состоит на кадастровом учете, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата> и свидетельством о государственной регистрации права от <дата><номер>. Между тем, Управление сообщает суду, что земельный участок с кадастровым номером <номер> в ЕГРН отсутствует. В период с 1991 года до принятия Земельного кодекса Российской Федерации (принят 25 октября 2001 года №136-Ф3) проводилась инвентаризация земель районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству. В материалах дела правоустанавливающих документов имеется план земельного участка с кадастровым номером <номер>. Указанный кадастровый номер был присвоен без использования автоматизированного программного комплекса «ЕГРЗ». Таким образом, в перечень ранее учтенных земельных участков данный объект не включен. Кадастровый номер земельного участка был изменен на <номер> в порядке гармонизации/верификации сведений Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Кодекса об административном судопроизвс детве Российской Федерации, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка. Приостановление осуществления государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в случаях, установленных Законом, может быть обжаловано в административном порядке (часть 9 статьи 26 Закона о регистрации) заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, в апелляционную комиссию, созданную при органе регистрации прав в соответствующем субъекте Российской Федерации для рассмотрения заявлений об обжаловании решений о приостановлении. Обжалование указанного приостановления в судебном порядке возможно только после его обжалования в апелляционную комиссию (часть 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»). Однако, сведений либо документов, подтверждающих обращение административного истца в указанную комиссию с целью обжалования принятого решения, материалы административного дела не содержат, что свидетельствует о несоблюдении административным истцом установленного законом досудебного порядка урегулирования спора. В судебном заседании представитель административного ответчика указанные возражения поддержала.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, <дата>ФИО2, временно исполняющей обязанности нотариуса города Москвы ФИО3, было выдано ФИО1 свидетельство о праве на наследство по завещанию, согласно которого он является наследником имущества Пятиной Л.И, умершей <дата>, наследство, на которое выдано указанное свидетельство, состоит из ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1200 кв.м., находящийся по адресу: <адрес> расположенный на землях населенных пунктов, предоставленный для дачного строительства, с кадастровым номером <номер> принадлежащий наследодателю на праве собственности, о чем <дата> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации <номер> ( л.д.87).
02 сентября 2017 года ФИО1 через МФЦ Раменского муниципального района обратился в Межмуниципальный отдел по г. Жуковский и Раменскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество от <дата>, вх. <номер>, представив следующие документы: заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество от <дата> года, вх. <номер>; свидетельство о праве на наследство по завещанию от <дата>, бланк <номер><номер>, реестровый номер <номер>; квитанция от 02 сентября 2017 года <номер>.
07 сентября 2017 года Межмуниципальным отделом по г. Жуковский и Раменскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было рассмотрено вышеуказанное заявление ФИО1 с приложенными к нему документами и вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации по вх. <номер>. Согласно уведомлению, причины приостановления государственной регистрации следующие: согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется. В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов было установлено, что в сведениях Автоматизированной информационной системы «Государственный кадастр недвижимости» (далее - АИС ГКН) отсутствуют данные о данном земельном участке. Заявление о государственном кадастровом учете в нарушение пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на государственную регистрацию представлено не было. В связи с чем, осуществление государственной регистрации права собственности на земельный участок не представляется возможным.
07 декабря 2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было отказано ФИО1 в государственной регистрации права собственности, поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации права.
Доводы административного ответчика о несоблюдении административным истцом досудебного порядка, суд находит несостоятельными, поскольку апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 27.06.2018г. было отменено определение Раменского городского суда Московской области от 02.04.2018г о возвращении административного иска в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора, поскольку указание регистрирующего органа в оспариваемом решении о приостановлении государственной регистрации на досудебный порядок урегулирования спора противоречит положениям ч.1 ст. 26.1 ФЗ « О кадастровой деятельности « ( л.д.21-22).
Доводы административного ответчика о пропуске истцом на обжалование уведомления о приостановлении государственной регистрации по вх.<номер> от 07 сентября 2017г, суд находит необоснованными, поскольку надлежащих доказательств своевременного направления и вручения истцу указанного акта не представлено. Как следует из объяснений административного ответчика уведомления о приостановлении государственной регистрации по вх.<номер> от <дата> и сообщение ( решение) об отказе в государственной регистрации от <дата><номер> он получил одновременно в одном конверте 09.01.2018г.
Доводы административного истца о том, что для оформления наследственных прав нотариус запрашивал выписку из ЕГРН, в который был указан кадастровый <номер>, со ссылкой на который нотариусом было оформлено свидетельство о праве на наследство, суд находит несостоятельными, поскольку из представленной истцом выписки из ЕГРН от <дата> ( л.д.93) следует, что кадастровый номер у спорного земельного отсутствует ( в графе кадастровый номер указано, что данные отсутствуют), а цифры: <номер> приведены в графе ранее присвоенный государственный учетный номер.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в настоящее время земельный участок, принадлежавший наследодателю ФИО5 и ФИО1, в 1\2 доле каждому, на основании свидетельств о государственной регистрации права от <дата>, учтен в ЕГРН под кадастровым номером <номер>.
Поскольку в настоящее время земельный участок с кадастровым номером <номер> в ЕГРН отсутствует, регистрирующий орган правомерно приостановил осуществление государственной регистрации, а затем в виду не устранения выявленных недостатков отказал в регистрации права.
Что не лишает административного истца права обратиться к нотариусу с заявлением об исправлении технической ошибки, допущенной при выдаче свидетельства о праве на наследство в указании кадастрового номера, а затем обратиться за государственной регистрацией права. Имеющиеся в ЕГРН технические ошибки в части указания адреса участка (не указана буква «б» в номере участка) и площади участка регистрирующий орган готов устранить, о чем было заявлено представителем в ходе рассмотрения дела.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь гл.22 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Межмуниципальному отделу по г. Жуковский и Раменскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными и отмене уведомлений о приостановлении государственной регистрации по вх.<номер> от <дата> и сообщения ( решения) об отказе в государственной регистрации от <дата><номер>, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Межмуниципальный отдел по г. Жуковский и Раменскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать право собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества: ? доля в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, путем внесения соответствующей записи в реестр в течение 3 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда- отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Судья