ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7582/17 от 25.12.2017 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

решение

Именем Российской Федерации

25 декабря 2017 года г. Абакан

Дело № 2а-7582/2017

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Моркеля А.С.,

при секретаре Астанаевой Н.В.,

с участием административного истца Гартман С.С.,

представителя административного ответчика Высоцкой Н.А.,

представителя административного ответчика Писанова О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гартман С.С. к Хакасской таможне об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Гартман С.С. обратилась в Абаканский городской суд с административным иском к Хакасской таможне об оспаривании решения. Требования мотивированы тем, что Гартман С.С. совместно с супругом ГАА в соответствии с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (далее Государственная программа) переехали на постоянное место жительства из Казахстана в г. Абакан Республики Хакасия. Свидетельство участника программы выдано УФМС России по Республике Хакасия супругу административного истца. ДД.ММ.ГГГГ Абаканским таможенным постом Гартман С.С. выдан паспорт транспортного средства на автомобиль Suzuki Grand Vitara, который был приобретен Гартман С.С.ДД.ММ.ГГГГ на денежные средства семьи. ДД.ММ.ГГГГ Хакасская таможня в письме указала, что возможность освобождения от выполнения требований Технического регламента имеется только для участника Государственной программы. Поскольку Гартман С.С. является членом семьи участника Государственной программы, то она обязана предоставить уполномоченному органу свидетельство о безопасности конструкции. Кроме того, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Хакасская таможня уведомила Гартман С.С. о необходимости установления на автомобиле системы вызова экстренных оперативных служб до ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец полагает, что требования Хакасской таможни являются незаконными и просит признать незаконными требования Хакасской таможни о необходимости установки на автомобили системы вызова экстренных оперативных служб, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ и в письме от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с административного ответчика оплаченную государственную пошлину, а также расходы по составлению административного иска в размере 3000 руб.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержала.

Представители административного ответчика Высоцкая Н.А., Писанов О.Г., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения административного иска. Суду пояснили, что в соответствии с Техническим регламентом только участники Государственной программы освобождаются от установки системы вызова экстренных служб. При выдаче ПТС со стороны таможни была допущена ошибка, обязательных требований выдвинуто не было. Формулировка в письмах некорректная. Таможня предлагает, а не требует.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом оспаривается действия административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок подачи административного иска не пропущен.

Согласно п.6. ТР ТС 018/2011. «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств» "система вызова экстренных оперативных служб" - система, выполняющая функции устройства вызова экстренных оперативных служб, обеспечивающая передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом режиме.

Согласно п.13.1 ТР ТС 018/2011. «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств» выпускаемые в обращение транспортные средства категории M1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН N 94 и 95, и категории N1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН N 95, оснащаются системой вызова экстренных оперативных служб, прочие выпускаемые в обращение транспортные средства категорий M1 и N1, транспортные средства категорий M2, M3, N2, N3 оснащаются устройством вызова экстренных оперативных служб.

Согласно п.п. 5 п. 3 ТР ТС 018/2011. «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств» действие настоящего технического регламента не распространяется на транспортные средства: 5) ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

Согласно п.6 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом в Государственной программе используются следующие основные понятия: б) участник Государственной программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца; в) член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся: супруга (супруг).

Письмом ФТС России от 28.01.2016 N 01-11/03363 "Об оформлении ПТС на транспортные средства, ввозимые членами семьи участника Госпрограммы" указано, что Госпрограммой закреплены понятия участника Госпрограммы и членов его семьи, при этом указанные лица в рамках Госпрограммы наделены равными правами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 352 Таможенного кодекса Таможенного союза, пунктом 3 статьи 4 Соглашения к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, меры технического регулирования не применяются.

Исходя из системного толкования норм права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации осуществлять оформление ПТС на транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию в качестве личного имущества совершеннолетними супругом (супругой), совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми супруга (супруги) участника Госпрограммы, вписанными в свидетельство участника Госпрограммы, с освобождением от соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877, при условии уплаты ими утилизационного сбора.

Согласно п. 60.9 Приказа МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств". Строка 17 заполняется в соответствии с пунктом 41 настоящего Положения. Допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления паспортов на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги).

Согласно свидетельству о заключении брака Гартман С.С. является супругой ГАА с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГГартман С.С. приобрела автомобиль Suzuki Grand Vitara, VIN .

ДД.ММ.ГГГГГАА выдано свидетельство участника Государственной программы.

ДД.ММ.ГГГГГартман С.С. выдан паспорт транспортного средства на принадлежащий ей автомобиль.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Гартман С.С. направлено письмо , согласно которому в связи с непредоставлением свидетельства о безопасности конструкции ТС при получении ПТС, до рассмотрения вопроса о признании ПТС недействительным в соответствии с установленным порядком, Гартман С.С. имеет право предоставить свидетельство о безопасности конструкции ТС с подтверждением экологического класса и сведения о Свидетельстве, включенные в реестр, предусмотренный Техническим регламентом.

При этом, каких либо ссылок на нарушение в части экологического класса ТС письмо не содержит, а указывает на необходимость оснащения автомобиля системой вызова экстренных оперативных служб.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Гартман С.С. направлено письмо , согласно которому ПТС выдано необоснованно. В связи с тем, то на автомобиле не установлена система вызова экстренных оперативных служб, Гартман С.С. необходимо принять меры по ее установке на автомобиль. О принимаемых мерах по оснащению автомобиля системой вызова экстренных оперативных служб проинформировать Хакасскую таможню в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, обязанность доказать обоснованность требований по оснащению автомобиля системой вызова экстренных оперативных служб лежит на административном ответчике.

Административным ответчиком доказательство законности требований суду не представлено.

Действующим законодательством Гартман С.С., как супруга участника Государственной программы освобождена от обязанности установки на принадлежащий ей автомобиль системы вызова экстренных оперативных служба, а следовательно требования Хакасской таможни, в том числе с указанием на необоснованность выдачи ПТС, являются незаконными, и нарушающими права административного истца.

Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

При обращении Гартман С.С. в суд ею была оплачена государственная пошлина в размере 300 руб., которая в соответствии с принятым судом решением, подлежит возмещению за счет административного ответчика.

ДД.ММ.ГГГГГартман С.С. оплатила услуги по составлению административного иска в размере 3000 руб, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру .

Учитывая положения ст. 421 ГК РФ, ст. 111, 112 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что условия, которыми устанавливаются размер и порядок оплаты услуг, определяются по усмотрению сторон. В связи со сложностью дела, ценностью защищаемого права, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца 1000 руб. затрат, понесенных на услуги по составлению административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Гартман С.С. к Хакасской таможне об оспаривании решения, удовлетворить.

Признать незаконным требования Хакасской таможни, изложенные с письмах от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, о необходимости установить на автомобиле Suzuki Grand Vitara, принадлежащем Гартман С.С., системы вызова экстренных оперативных служб.

Взыскать с Хакасской таможни в пользу Гартман С.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы на услуги по составлению административного искового заявления в размере 1000 руб.

Обязать административного ответчика Хакасскую таможню устранить допущенные нарушения в течении 10 дней по вступлению решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Моркель А.С.

Мотивированное решение изготовлено 28.12.2017 года.