КОПИЯ Дело № 2а-758/2019 УИД 29RS0021-01-2019-001086-95 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 сентября 2019 года п. Плесецк Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Куйкина Р.А., при секретаре Омелиной Е.В., с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика администрации МО «Плесецкое» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Плесецкое» об оспаривании решения от 06 сентября 2019 года № 3684 об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга и возложении обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия, установил: ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Плесецкое» (далее – МО «Плесецкое») об оспаривании решения от 06 сентября 2019 года № 3684 об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга и возложении обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия. В обоснование административного иска указывает, что 06 сентября 2019 года в качестве организатора публичного мероприятия он направил в адрес администрации МО «Плесецкое» уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга-концерта 22 сентября 2019 года с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут с предполагаемым количеством участников до 500 человек. Место проведения публичного мероприятия – Архангельская область, п. Плесецк, центральная площадь по ул. Советской. Какого-либо обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия в трехдневный срок от администрации МО «Плесецкое» он не получал. 10 сентября 2019 года он получил ответ администрации МО «Плесецкое» от 06 сентября 2019 года № 3684, которым ему отказано в согласовании публичного мероприятия по тем основаниям, что на расстоянии менее 50 метров от предполагаемого места проведения митинга находится земельный участок, отведенный для нужд МБОУ «Плесецкая средняя школа», а также земельный участок, занятый объектом стационарной торговли, расположенным по адресу: ул. Октябрьская, д. 38. Полагает, что административным ответчиком допущено нарушение его прав на проведение митинга, поскольку центральная площадь по указанному адресу определена постановлением Правительства Архангельской области от 13 марта 2013 года № 104-пп в качестве специально отведенного места для проведения публичных мероприятий, в связи с чем какого-либо согласования проведения публичного мероприятия с органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством не требуется, а документальное оформление митинга носит лишь уведомительный характер, поэтому доводы администрации МО «Плесецкое» не имеют правового значения. Просит признать незаконным решение администрации МО «Плесецкое» от 06 сентября 2019 года № 3684 об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга 22 сентября 2019 года в период времени с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут на центральной площади по улице Советская в п. Плесецк Плесецкого района Архангельской области и обязать административного ответчика не препятствовать проведению публичного мероприятия согласно поданному уведомлению. В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 административный иск поддержали по изложенным в нём доводам. Представитель администрации МО «Плесецкое» ФИО3 в судебном заседании с административным иском не согласилась. Пояснила, что в указанном в уведомлении ФИО1 месте предполагаемого публичного мероприятия его проведение невозможно, поскольку с одной стороны на расстоянии менее 50 метров от центральной площади располагается территория МБОУ «Плесецкая средняя школа», с другой стороны на расстоянии менее 50 метров располагается объект стационарной торговли, а с третьей стороны также на расстоянии менее 50 метров – спортивный стадион, расположенный на земельном участке, предоставленном в постоянное (бессрочное) МБОУ «Плесецкая средняя школа». Проведение публичных мероприятий на расстоянии менее 50 метров от указанных объектов запрещено статьей 2 Закона Архангельской области от 28 февраля 2006 года № 149-9-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Архангельской области». Согласно схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории, составленной кадастровым инженером, общая площадь, на которой без нарушений закона может проводиться публичное мероприятие на центральной площади, составляет 365 кв.м., что предполагает максимальное количество участников мероприятия не более 365 человек. Между тем, заявленное количество участников митинга составляет 500 человек, что исключает проведение публичного мероприятия в заявленном месте. Полагает, что в данном случае у административного ответчика отсутствует обязанность предлагать организаторам публичного мероприятия альтернативное место для его проведения. Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Правоотношения, касающиеся проведения публичных мероприятий, регламентируются Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ). Согласно ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ). В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. Согласно ч. 1.1 и ч. 1.2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек. При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В соответствии с ч. 2.1 и ч. 2.2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона. В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Архангельской области от 28 февраля 2006 года № 149-9-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Архангельской области», в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности наряду с местами, в которых проведение публичного мероприятия запрещается в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций на детских площадках, в зданиях и на территориях, занимаемых детскими, образовательными, медицинскими, спортивными, культурными, религиозными организациями, на стационарных торговых объектах, а также на расстоянии менее 50 метров от перечисленных в настоящем пункте объектов. На основании п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. В силу ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается. В судебном заседании установлено, что 06 сентября 2019 года ФИО1 направил в администрацию МО «Плесецкое» уведомление о проведении 22 сентября 2019 года с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут публичного мероприятия в форме митинга-концерта с заявленными целями: «Выражение требования о закрытии проекта «ЭкоТехноПарк «Шиес»» и прекращении строительных работ в районе железнодорожной станции Шиес в Ленском районе Архангельской области»; «Выдвижение требований об установлении законодательного запрета ввоза в Архангельскую область отходов производства и потребления из других регионов Российской Федерации»; «Выдвижение требований о прекращении уголовного и административного преследования экологических активистов, привлекаемых к различного рода ответственности в связи с осуществлением волонтёрской деятельности»; «Обсуждение поправок в статью 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и их реализации»; «Обсуждение особенностей территориальной схемы по обращению с отходами в Архангельской области»; «Формирование предложений по изменению действующего законодательства, регулирующего вопросы охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления»; «Проведение агитации по теме раздельного сбора твёрдых коммунальных отходов, строительства мусороперерабатывающих заводов и других современных способов обращения с отходами»; «Информирование граждан о деятельности общественных движений в сфере защиты окружающей среды, здоровья и благополучия человека»; «Выражение недоверия представителям местной, региональной и федеральной власти»; «Обсуждение других экологических, социально-экономических и общественно-политических проблем в Российской Федерации». Предполагаемое количество участников публичного мероприятия, указанное в уведомлении, – до 500 человек, место проведения: Архангельская область, п. Плесецк, центральная площадь по ул. Советская. Место проведения публичного мероприятия, указанное его организатором ФИО1 в уведомлении от 06 сентября 2019 года, согласно Перечню единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест, утвержденному постановлением Правительства Архангельской области от 13 марта 2013 года № 104-пп, является единственным в п. Плесецк Архангельской области специально определенным местом для проведения таких мероприятий в соответствии с ч. 1.1 ст. 8 Закона № 54-ФЗ. В ответе на указанное уведомление от 06 сентября 2019 года № 3684 администрация МО «Плесецкое» отказала ФИО1 в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга, так как в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с Законом Архангельской области от 28 февраля 2006 года № 149-9-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Архангельской области» запрещено проведение публичных мероприятий, поскольку на расстоянии менее 50 метров от заявленного в уведомлении места проведения публичного мероприятия находится земельный участок, отведенный для нужд МБОУ «Плесецкая средняя школа», а также земельный участок, занятый объектом стационарной торговли, расположенным по адресу: ул. Октябрьская, д. 38. Как следует из материалов дела, в том числе из схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, составленной кадастровым инженером ФИО6 и утвержденной постановлением главы администрации МО «Плесецкое» № 521 от 13 сентября 2019 года, а также из карты местности, предоставленной суду административным истцом, на расстоянии 50 метров от центральной площади по ул. Советская в п. Плесецк Архангельской области с северной стороны располагается территория МБОУ «Плесецкая средняя общеобразовательная школа», с северо-западной стороны – торговый центр, расположенный по адресу: <...>, с юго-восточной стороны – земельный участок, на котором расположен спортивный стадион, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование МБОУ «Плесецкая средняя общеобразовательная школа» на основании постановления главы МО «Плесецкий район» от 21 августа 2019 года № 639-па. Согласно указанной схеме, свободная площадь, на которой не запрещено проводить публичное мероприятие в указанном специально отведенном месте, составляет 365 кв.м. При этом, в силу ч. 3 ст. 1 Закона Архангельской области от 28 февраля 2006 года № 149-9-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Архангельской области» норма предельной заполняемости специально отведенного места определяется исходя из расчета один человек на один квадратный метр. Таким образом, максимальное количество участников публичного мероприятия на центральной площади по ул. Советская в п. Плесецк не должно превышать 365 человек. В уведомлении о проведении митинга ФИО1 указал предполагаемое количество его участников до 500 человек, что превышает норму предельной заполняемости площади. При указанных обстоятельствах, поскольку центральная площадь в п. Плесецк является специально отведенным для проведения публичных мероприятий местом, и в указанном месте законом разрешено проведение публичных мероприятий с числом его участников, не превышающем 365 человек, но в уведомлении о проведении публичного мероприятия указано большее предполагаемое количество его участников, администрация МО «Плесецкое» была обязана в силу положений статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное и мотивированное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия или предложение об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении условий проведения публичного мероприятия требованиям вышеуказанного Федерального закона. Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», судам следует учитывать, что при направлении организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия орган публичной власти обязан предложить конкретное место и (или) время для проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения правомерных целей этого мероприятия и соответствующие его социальному и политическому значению. Между тем, другого конкретного альтернативного места проведения публичного мероприятия, позволяющего достигнуть правомерные цели его проведения, либо проведение публичного мероприятия в заявленном месте, но на иных условиях, а именно в отношении предполагаемого числа его участников, организатору публичного мероприятия ФИО1 администрацией МО «Плесецкое» не было предложено. С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных законоположений, суд приходит к выводу о том, что в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ обоснованное и мотивированное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия либо о проведении публичного мероприятия в заявленном месте, но на иных условиях, а именно в отношении предполагаемого числа его участников, администрацией МО «Плесецкое» до ФИО1 не доведено, что нарушает право административного истца на проведение публичного мероприятия. В целях устранения допущенного нарушения, суд полагает необходимым обязать администрацию МО «Плесецкое» предложить ФИО1 изменить место проведения публичного мероприятия на конкретное альтернативное место, отвечающее требованиям безопасности и иным требованиям закона, либо предложить провести публичное мероприятие в заявленном месте, но на иных условиях, а именно в отношении предполагаемого числа его участников. Правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения администрации МО «Плесецкое» в остальной части и возложения на администрацию МО «Плесецкое» обязанности не препятствовать административному истцу в проведении публичного мероприятия в месте, во время и на условиях, указанных в уведомлении от 06 сентября 2019 года, суд не усматривает, поскольку, как указано выше, проведение публичного мероприятия в месте и на условиях, указанных в уведомлении, запрещено положениями п. 3 ст. 2 Закона Архангельской области от 28 февраля 2006 года № 149-9-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Архангельской области». В силу ч. 8 ст. 227 КАС РФ решение по настоящему делу в части возложения на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца подлежит немедленному исполнению. В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ с администрации МО «Плесецкое» в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Руководствуясь статьями 175-180, 188, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично. Признать незаконным решение администрации муниципального образования «Плесецкое» от 06 сентября 2019 года № 3684 в части не доведения до организатора публичного мероприятия ФИО1 обоснованного и мотивированного предложения изменить место проведения публичного мероприятия в форме митинга-концерта на иное конкретное альтернативное место его проведения, отвечающее требованиям безопасности и иным требованиям закона, либо предложить провести публичное мероприятие в заявленном месте, но на иных условиях, а именно в отношении предполагаемого числа его участников. Возложить на администрацию муниципального образования «Плесецкое» обязанность предложить организатору публичного мероприятия ФИО1 изменить место проведения публичного мероприятия, назначенного на 22 сентября 2019 года с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут в форме митинга-концерта, на иное конкретное альтернативное место его проведения, отвечающее требованиям безопасности и иным требованиям закона, либо предложить провести публичное мероприятие в заявленном месте, но на иных условиях, а именно в отношении предполагаемого числа его участников. Решение суда в части возложения на администрацию муниципального образования «Плесецкое» обязанности предложить организатору публичного мероприятия ФИО1 изменить место проведения публичного мероприятия, назначенного на 22 сентября 2019 года с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут в форме митинга-концерта, на иное конкретное альтернативное место его проведения, отвечающее требованиям безопасности и иным требованиям закона, либо предложить провести публичное мероприятие в заявленном месте, но на иных условиях, а именно в отношении предполагаемого числа его участников, обратить к немедленному исполнению. Взыскать с администрации муниципального образования «Плесецкое» в пользу ФИО1 300 (триста) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об оспаривании решения администрации муниципального образования «Плесецкое» от 06 сентября 2019 года № 3684 в остальной части и возложении обязанности не препятствовать в проведении публичного мероприятия в указанных в уведомлении от 06 сентября 2019 года месте, времени и условиях, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Плесецкий районный суд Архангельской области путем подачи апелляционной жалобы. Решение в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2019 года. Председательствующий Р.А. Куйкин Копия верна. Судья Р.А. Куйкин |