ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7595/2015 от 21.12.2015 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2а-7595/2015

Решение

Именем Российской Федерации

21 декабря 2015 года город Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В.,

при секретаре Кузнецовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Якобсон Е.М. к комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованное лицо - администрация муниципального образования «Город Саратов» о признании решения незаконным, понуждении к совершению действия,

установил:

Якобсон Е.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления, мотивируя его тем, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 2359 кв. м, с разрешенным использованием для проектирования и строительства многоэтажных жилых домов на основании договора аренды от 06.09.1999 г. и договора замены стороны в обязательстве от 28.04.2015 г.

19.06.2015 г. Якобсон Е.М. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о подготовке градостроительного плана арендуемого участка.

Согласно письму от 02.10.2015 г. комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» заявителю было отказано в подготовке градостроительного плана земельного участка, в связи с тем, что, по мнению комитета «выполнение проектной документации при отсутствии надлежащего правового акта, подтверждающего правомерность распоряжения частью одного из земельных участков, прилегающих к земельному участку с кадастровым номером с целью обеспечения к нему доступа на территорию общего пользования повлечет за собой нарушение ряда норм действующего законодательства». Также из указанного письма следует, что для подготовки градостроительного плана заявитель должен предоставить документы, подтверждающие, что доступ на территорию общего пользования обеспечен. Считает, что решение комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 02.10.2015 г. об отказе в выдаче градостроительного плана нарушает права Якобсон Е.М., так как данный документ ей необходим для подготовки проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома, а без градостроительного плана она лишена возможности использовать земельный участок по назначению. В связи с указанными обстоятельствами административный истец просит суд признать незаконным решение комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» об отказе Якобсон Е.М. в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером площадью 2359 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Техническая, микрорайон К-16, изложенное в письме от 02.10.2015 г. № , обязать Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» устранить допущенные нарушения прав Якобсон Е.М. путем выдачи градостроительного плана зземельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г<адрес> общей площадью 2359 кв. м, в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Административный истец Якобсон Е.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца Федькина А.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить

Представители административного ответчика и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч. 2).

В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (ч. 3).

Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).

Согласно положениям ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 года N 93 утвержден порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка. Сведения, указанные в градостроительном плане земельного участка содержат в себе информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, который по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим.

В соответствии с ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Часть 11 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

По смыслу вышеприведенных норм, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

В судебном заседании установлено, что Якобсон Е.М. является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 2359 кв. м, с разрешенным использованием для проектирования и строительства многоэтажных жилых домов.

19.06.2015 г. Якобсон Е.М. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о подготовке градостроительного плана арендуемого участка.

На данное обращение комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» письмом от 02.10.2015 г. № сообщил об отказе в подготовке градостроительного плана земельного участка ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером без организации доступа на территорию общего пользования. Предусмотренная законодательством необходимость организации доступа с территории земельного участка с кадастровым номером на территорию общего пользования повлечет изменение характеристик либо установку ограничения (обременения) вещных прав на смежные земельные участки с кадастровыми номерами , в установленном законом порядке с проведением предшествующих мероприятий и процедур. Выполнение проектной документации при отсутствии надлежащего правового акта, подтверждающего правомерность распоряжения частью одного из земельных участков, прилегающих к земельному участку с кадастровым номером 64:48:030204:41 с целью обеспечения к нему доступа на территорию общего пользования повлечет за собой нарушение ряда норм действующего законодательства. Подготовка градостроительного плана будет правомерна при наличии документов, подтверждающих, что доступ на территорию общего пользования обеспечен.

Удовлетворяя требования Якобсон Е.М., суд исходит из того, что Якобсон Е.М., как лицо, заинтересованное в получении градостроительного плана земельного участка, являясь арендатором земельного участка, вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, без обоснования целей истребования градостроительного плана, а орган местного самоуправления не вправе отказать в выдаче градостроительного плана земельного участка. При этом ссылку комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» на отсутствие возможности подготовить градостроительный план земельного участка в связи с отсутствием документов, подтверждающих, что доступ на территорию общего пользования обеспечен, суд находит несостоятельной, поскольку вышеприведенные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Учитывая, что подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков являются муниципальной услугой, к этим правоотношениям применяется Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с пунктом 2 статьи 2 которого под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей, в пределах полномочий этого органа.

Таким образом, отсутствие документов, подтверждающих, что доступ на территорию общего пользования обеспечен, не может служить основанием для отказа в выдаче градостроительного плана.

Учитывая, что основания отказа в выдаче градостроительного плана Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены, оспариваемое решение, изложенное в ответе председателя комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 02.10.2015 г. № 05-10/496-05-02, является незаконным и нарушает права заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

признать незаконным решение комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», изложенное в письме от 02.10.2015 г. , об отказе Якобсон Е.М. в подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 2359 кв. м.

Обязать комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» устранить допущенные нарушения прав Якобсон Е.М. путем выдачи градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 2359 кв. м, в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Волжский районный суд г. Саратова.

Судья подпись

Копия верна

иные данные

иные данные