ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-759/17 от 13.11.2017 Новоалександровского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалександровск 13 ноября 2017 года

Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Белокопытова А.П.,

при секретаре Кучеренко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-759/2017 по административному исковому заявлению Момотовой Любови Александровны к Новоалександровскому межрайонному следственному отделу следственного управления Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю, и.о. руководителя Новоалександровского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю Кошкидько П.Н о признании действий и.о. руководителя Новоалександровского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю Кошкидько П.Н., выразившихся в перенаправлении заявления о преступлении зарегистрированного (как обращение) незаконными и обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Момотова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Новоалександровскому межрайонному следственному отделу следственного управления Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю, и.о. руководителя Новоалександровского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю Кошкидько П.Н о признании действий и.о. руководителя Новоалександровского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю Кошкидько П.Н., выразившихся в перенаправлении заявления о преступлении зарегистрированного (как обращение) незаконными и обязании устранить допущенные нарушения, указав, что 22.09.2017 в Новоалександровский МСО поступило заявление административного истца Момотовой Л.А. в порядке ст. 141 УПК РФ о привлечении к уголовной ответственности прокурора района за превышение должностных полномочий, в связи с вынесением директору МОУ СОШ № 12 г. Новоалександровск представления об устранении нарушений законодательства об интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав. Указанное заявление о преступлении в соответствии с п. 20 Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета РФ, утвержденной приказом Следственного комитета России от 11 октября 2012 № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» в книге регистрации сообщений о преступлениях не зарегистрировано. Проверка в порядке ст. 144 - 145 УПК РФ не проводилась, ввиду отсутствия у органов предварительного следствия правовых оснований для проведения проверки в порядке ст.144, 145 УПК РФ. 29.09.2017 и.о. руководителя Новоалександровского МСО Кошкидько П.Н. в соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ № 59 от 02 мая 2006 «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» направил для рассмотрения по существу обращение в прокуратуру Новоалександровского района. И.о. руководителя Новоалександровского МСО Кошкидько П.Н. в нарушении вышеизложенного законодательства, вместо того, чтобы, зарегистрировать заявление о преступлении и провести проверку в порядке ст. 144-145 УПК РФ, зарегистрировал его как обращение граждан и направил заявление Момотовой Л.А. прокурору Новоалександровского района, именно тому должностному лицу, который в силу своих должностных обязанностей, должен провести проверку в отношении себя самого.

В судебное заседание административный истец Момотова Л.А. не явилась по неизвестной суду причине, надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, что не препятствует рассмотрению дела.

Представитель административного ответчика - Новоалександровского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю, административный ответчик Кошкидько П.Н. в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, что не препятствует рассмотрению дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что 02.10.2017 в прокуратуру района поступило заявление Момотовой Л.А. о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц Новоалександровского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю за укрывательство преступления, выразившееся в не проведении проверки в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ по её заявлению о привлечении к уголовной ответственности прокурора района.

02.10.2017 в прокуратуру района из Новоалександровского МСО поступило заявление Момотовой Л.А. о привлечении прокурора района к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий и злоупотребление властью, в связи с чем, рассмотрение указанных заявлений было объединено в одно производство.

Проверкой установлено, что 22.09.2017 в Новоалександровский МСО поступило заявление Момотовой Л.А. в порядке ст. 141 УПК РФ о привлечении к уголовной ответственности прокурора района за превышение должностных полномочий, в связи с внесением директору МОУ COШ № 12 г. Новоалександровска представления об устранении нарушений законодательства об интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав.

Указанное заявление в соответствии с п. 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 № 72 в книге регистрации сообщений о преступлениях зарегистрировано не было, поскольку в своем заявлении от 22.09.2017 Момотова Л.А. выразила несогласие с решением прокурора района по внесению представления и в связи с этим поставила вопрос о его привлечении к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления. В связи с чем, у органа предварительного следствия правовых оснований для проведения проверки в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ, по доводам заявления Момотовой Л.А. не было. В этой связи, заявление Момотовой Л.А. 29.09.2017 из Новоалександровского МСО в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлено для рассмотрения по существу в прокуратуру района.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований МомотовойЛ.А., поскольку заявителю в установленный законом срок были даны исчерпывающие ответы по существу поданных заявлений.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Исходя из положений статей 3, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.

Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета России иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном положениями ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ч. 1 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» в следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица к прокурору или в суд.

Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказом Следственного комитета РФ от 11.10.2012 № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» утверждена Инструкция «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

Названная Инструкция устанавливает в соответствии с УПК РФ единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета РФ (п. 1).

Согласно пунктам 20, 22, 26, 27 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 № 72, не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

Таким образом, должностными лицами Новоалександровского МСО нарушений законодательства, регламентирующего порядок приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях допущено не было, в связи с чем, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имелось.

Кроме того, административному истцу Момотовой Л.А. было разъяснено, что в соответствии с п. 2.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей и дознавателей к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Момотовой Любови Александровны к Новоалександровскому межрайонному следственному отделу следственного управления Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю, и.о. руководителя Новоалександровского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю Кошкидько П.Н. о признании действий и.о. руководителя Новоалександровского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю Кошкидько П.Н., выразившихся в перенаправлении заявления о преступлении зарегистрированного (как обращение) незаконными и обязании устранить допущенные нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья А.П. Белокопытов