Дело № 2а-759/2021 РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ22 апреля 2021 года город ИвановоИвановский районный суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Алексеевой К.В., при помощнике судьи Афониной Е.А.,
с участием:
административного истца Аракеляна А.Р., его представителя Озерской Н.В., представителя заинтересованного лица УМВД России по Ивановской области – Савиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аракеляна Рубена Арсеновича к МО МВД России «Ивановский», начальнику МО МВД России «Ивановский» Фокину Антону Александровичу о признании незаконным решения о признании административного истца гражданином иностранного государства и возложении обязанности определить его статус как лица без гражданства,УСТАНОВИЛ:Аракелян Р.А. обратился в суд с административным иском к МО МВД России «Ивановский» о признании незаконным решения.Определением о подготовке дела к судебному разбирательству от 16.03.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен начальник МО МВД России «Ивановский» Фокин А.А.Аракелян Р.А., с учетом представленного в порядке ст. 46 КАС РФ заявления об изменении предмета заявленного административного иска, просит признать незаконным: решение начальника МО МВД России «Ивановский» Фокина А.А. о признании его гражданином Республики Армения; возложить на административных ответчиков обязанность по определению статуса административного истца как лица без гражданства.Заявленные требования мотивированы тем, что 29.04.2020 МО МВД России «Ивановский» заявителю выдано заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, в котором не определен его правовой статус в связи с отсутствием дополнительных документов.
20.01.2021 Аракелян Р.А. обратился в МО МВД России «Ивановский» с заявлением о признании за ним правового статуса лица без гражданства с приложением справки из Консульского отдела Посольства Республики Армения, в которой указано на наличие у него гражданства Республики Армения на основании свидетельства о рождении, но подтверждено, что паспортом гражданина он не документирован.
Начальником МВО МВД России «Ивановский» 17.02.2021 принято решение о признании Аракеляна Р.А. гражданином Республики Армения со ссылкой на то обстоятельство, что доказательством гражданства названного государства является вышеуказанная справка Консульского отдела.
С указанным решением административный истец не согласен, поскольку в декабре 2001 года он переехал на территорию Российской Федерации и с того момента по настоящее время проживает по адресу: <адрес>, с 01.09.2008 по 21.06.2019 обучался в <данные изъяты> Иваново. По мнению Аракеляна Р.А., вышеуказанная справка не может являться доказательством наличия у него гражданства Республики Армения, в связи с чем, он не может иметь статус иностранного гражданина. С условиями получения паспорта гражданина Республики Армения он не согласен, полагает их неприемлемыми для себя. Считает, что у него возникло право на получение вида на жительство и впоследствии гражданства Российской Федерации по своему отцу. Свою дальнейшую жизнь он связывает только с Россией, гражданство которой необходимо ему для учебы и прохождения службы в армии.
На основании вышеизложенного Аракелян Р.А. вынужден был обратиться в суд с настоящим административным иском. Административный истец Аракелян Р.А., его представитель Озерская Н.В., действующая на основании устного ходатайства, представившая диплом о наличии высшего юридического образования, в судебном заседании заявленные требования с учетом заявления об изменении предмета административного иска поддержали по основаниям, изложенным в нем и дополнениях к нему.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Ивановской области – Савина О.Ю., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, предоставившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании против удовлетворения требований Аракеляна Р.А. возражала по основаниям, изложенным в отзыве на административный иск, представленный в письменном виде. Из его содержания следует, что в соответствии с имеющимся у административного истца документами он является гражданином Республики Армения.
Представитель административного ответчика МО МВД России «Ивановский», административный ответчик – начальник МО МВД России «Ивановский» Фокин А.А.,извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке главы 9 КАС РФ, что подтверждается соответствующими документами, имеющимися в нем, для участия в судебном заседании не явились. Представитель административного ответчика МО МВД России «Ивановский» просила разрешить спор в ее отсутствие. Ранее указанным лицом суду представлены возражения на иск, суть которых сводится к следующему. Аракеляном Р.А. при обращении в МО МВД России «Ивановский» представлена справка из Консульского отдела Посольства Республики Армении о том, что он в соответствии с законом «О гражданстве Республики Армения, является гражданином Республики Армения, паспортом гражданина Республики Армения не документировался. Факты проживания Аракеляна Р.А. на территории Российской Федерации с 2001 года, посещения им детского сада, школы, поликлиники, находящихся на территории названного государства, не являются основанием к приобретению им гражданства России либо признания его лицом без гражданства. В соответствии со ст. 25 Закона Республики Армения «О гражданстве Республики Армения» лицо может лишиться гражданства Армении, если оно приобрело гражданство на основании ст. 13 Закона Республики Армения «О гражданстве Республики Армения».
Суд, изучив административное исковое заявление, выслушав административного истца, его представителя, представителя заинтересованного лица, учитывая позицию ответчика МО МВД России «Ивановский», изучив представленные в материалы дела отзывы и имеющиеся в нем письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.Пунктом 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.Исходя из системного толкования указанных норм, суд приходит к выводу о том, что бездействие или действия органа и его должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.В соответствии со ст. 62 КАС РФ лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Судом установлено, что Аракелян Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> Республики Армения, в подтверждение чему представлено свидетельство о рождении АА №, переведенное с армянского языка на русский язык.
Как следует из объяснений административного истца, в декабре 2001 года в несовершеннолетнем возрасте, по свидетельству о рождении, выданному 18.05.2001 Территориальным отделом ЗАГС Авана и Нор Норка <адрес>, он прибыл на территорию России и проживает по адресу: <адрес> без регистрации, на миграционном учете не состоит. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты>. Иваново, что также подтверждается заключением МО МВД России «Ивановский» об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства от 29.04.2020.
09.09.2020 Аракеляну Р.А. Консульским отделом Посольства Республики Армения выдана справка № 2560, в которой указано, что он является гражданином Республики Армения, паспортом не документировался.
29.04.2020 Отделом по вопросам миграции МО МВД России «Ивановский» ему выдано заключение об установлении личности.
20.01.2021 Аракелян Р.А. обратился к начальнику ОВМ МО МВД России «Ивановский» с заявлением о признании правового статуса лица без гражданства с целью легализации своего пребывания в России.
Начальником МО МВД России «Ивановский» Фокиным А.А. 17.02.2021 дан ответ, согласно которого при выдаче заключения от 29.04.2020 правовой статус Аракеляна Р.А. не устанавливался в связи с отсутствием документов, подтверждающих наличие или отсутствие у него гражданства другого государства; справка, выданная Консульским отделом Посольства Республики Армения, расценивается как документ, подтверждающий, что заявитель не является лицом без гражданства.
Проанализировав содержание заявления АракелянаР.А. от 20.01.2021, а также ответ на него МО МВД России «Ивановский», суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не принималось решение об определении административному истцу статуса гражданина Республики Армения и об отсутствии у него статуса лица без гражданства.
Статус лица без гражданства определяется де-факто по совокупности соответствующих условий, определенных действующим законодательством, которое, в свою очередь, не предусматривает принятие специального решения для установления такого статуса.
Учитывая изложенное, заявление АракелянаР.А. от 20.01.2021 было обоснованно расценено административным ответчиком как обращение гражданина, на которое дан ответ от 17.02.2021 за № 3/217701366926.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 1 названного закона установленный им порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
МО МВД России «Ивановский», входящий в структуру органов МВД, уполномочен на рассмотрение в пределах своей компетенции обращений граждан и организаций, принятие по ним соответствующих решений в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Порядок рассмотрения обращений в системе МВД России регламентирован Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 № 707.
Согласно п. 2 Инструкции рассмотрение обращений граждан в системе МВД России осуществляется подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, образовательными, научными, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями, окружными управлениями материально-технического снабжения, учреждениями, а также иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
В силу п. 91 Инструкции обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявление АракелянаР.А. от 20.01.2021 было рассмотрено административным ответчиком в установленный срок в соответствии с требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
То обстоятельство, что административный истец не согласен с содержанием ответа МО МВД России «Ивановский», полагает его необоснованным, не является основанием для удовлетворения административного иска.
Согласно разъяснениям п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Из пояснений представителя административного истца в ходе рассмотрения дела следует, что целью обращения АракелянаР.А. в МО МВД России «Ивановский» с заявлением от 20.01.2021 являлось желание легализовать свое пребывание в Российской Федерации. В то же время с заявлением о получении вида на жительство в России он не обращался. Административный истец не лишен возможности инициировать вопрос о получении вида на жительство как лицо без гражданства с соблюдением соответствующей процедуры, а в случае отказа, в том числе отказа в принятии соответствующего заявления, обжаловать его в установленном законом порядке.
Таким образом, предусмотренная законом совокупность условий, влекущая удовлетворение требований административного истца по делу отсутствует, в связи с чем, требования АракелянаР.А. о признании незаконным решения о признании его гражданином иностранного государства и возложении обязанности определить его статус как лица без гражданства, удовлетворению не подлежат.
При разрешении требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на суд возложена обязанность по выяснению вопроса о том, соблюдены ли сроки обращения в суд (п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В суд с настоящим иском АракелянР.А. обратился 09.03.2021, сдав в указанную дату его на почтовое отделение связи для направления в суд.
Принимая во внимание дату ответа Межмуниципального отдела МВД России «Ивановский» - 17.02.2021, суд приходит к выводу о том, что срок подачи административного иска в суд, установленный статьей 219 КАС РФ и составляющий в данном случае три месяца, не пропущен.
При обращении в суд АракелянР.А. уплатил государственную пошлину в сумме 300рублей.
Учитывая, что решение по делу состоялось не в пользу административного истца, оснований для возложения указанных расходов на административного ответчика в соответствии со ст. 111 КАС РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, судРЕШИЛ:
административное исковое заявление Аракеляна Рубена Арсеновича к МО МВД России Ивановский, Фокину Антону Александровичу о признании незаконным решения о признании административного истца гражданином иностранного государства и возложении обязанности определить его статус как лица без гражданства оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья подпись ФИО1
КОПИЯ ВЕРНА
Судья
Секретарь
Решение суда в окончательной форме принято 07.05.2021