Дело № 2а-759/2022
УИД: 07RS0002-01-2022-000420-12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2022 года г. Баксан
Баксанский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председательствующего Табуховой А.А., при секретаре Акежевой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия местной администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района по государственной регистрации права муниципальной собственности по объектам водоснабжения и возложении на местную администрацию сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района обязанности осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на объекты хозяйственно-питьевого водоснабжения,
УСТАНОВИЛ :
ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> КБР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к местной администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района о признании незаконным бездействия по государственной регистрации права муниципальной собственности по объектам водоснабжения, расположенным по адресам: КБР, с.<адрес>, восточная часть села, и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанные объекты хозяйственно-питьевого водоснабжения.
В обоснование заявленного требования указано, что прокуратурой <адрес> КБР проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что местной администрацией с.<адрес> муниципального района в рамках федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Экология» заключены муниципальные контракты:
- № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Стройагросервис» на выполнение работ по строительству водозаборной скважины для хозяйственно-питьевого водоснабжения по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес> (Контракт -1);
- № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Агрострой» на выполнение работ по бурению разведочно-эксплуатационной скважины по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес> (Контракт -2);
- № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Агрострой» на выполнение работ по строительству сетей водоснабжения по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>, восточная часть села (Контракт -3).
Ссылаясь на то, что в нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ по построенным объектам питьевого водоснабжения не осуществлена государственная регистрация права муниципальной собственности местной администрации, что указанное обстоятельство мешает эффективному использованию объектов питьевого водоснабжения, что нарушает права неопределенного круга лиц, что по данному вопросу прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе с.<адрес> муниципального района было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, которое было рассмотрено и удовлетворено, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права муниципальной собственности на объект водоснабжения все еще не осуществлена, административный истец просил признать бездействие административного ответчика незаконным с возложением на него обязанности осуществить государственную регистрацию права на построенные объекты водоснабжения.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление принято к производству суда, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена местная администрация Баксанского муниципального района, назначена подготовка дела к судебному разбирательству, после проведения которой назначено судебное заседание по административному делу.
Будучи надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, административный истец и административные ответчики в судебное заседание не явились, административный ответчик - местная администрация с.<адрес> муниципального района заявила ходатайство о рассмотрении дела без участия её представителя, в связи с чем, в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 указанной статьи предусмотрено, что если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, частью 11 той же статьи возложена на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно части 1.1. статьи 219 КАС РФ если названным Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
В связи с тем, что обжалуемое бездействие административного ответчика в части неосуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты водоснабжения затрагивает интересы неопределенного круга лиц, указанная обязанность существует и в настоящее время, суд полагает, что административный иск подан прокурором в пределах срока, установленного ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Далее – Федеральный закон N 131-ФЗ), устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2).
Из положений п. 4 ч. 1 ст. 14 названного закона следует, что к вопросам местного значения относятся в том числе и организация в границах поселения водоснабжения населения.
Аналогичные положения закреплены и в ст. 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 64-РЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О закреплении за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения" о том, что к вопросам местного значения сельского поселения наряду с определенными частью 3 статьи 14 Федерального закона относятся также вопросы, указанные в пункте 4 части 1 статьи 14 Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, местной администрацией с.<адрес> муниципального района в рамках федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Экология» заключены муниципальные контракты:
- № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Стройагросервис» на выполнение работ по строительству водозаборной скважины для хозяйственно-питьевого водоснабжения по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>. Согласно п. 3.2. контракта выполнение работ осуществляется в течение 30 дней с момента заключения контракта;
- № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Агрострой» на выполнение работ по бурению разведочно-эксплуатационной скважины по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>. Согласно п. 3.2. контракта выполнение работ осуществляется в течение 30 дней с момента заключения контракта;
- № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Агрострой» на выполнение работ по строительству сетей водоснабжения по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>, восточная часть села. Согласно п. 3.2. контракта выполнение работ осуществляется в течение 90 дней с момента заключения контракта.
Как следует из акта № приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ Исполнитель выполнил, а Заказчик принял следующие работы: бурение разведочно-эксплуатационной скважины по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>. Принятие выполненных работ подтверждается подписью главы местной администрации с.<адрес> муниципального района ФИО1
Принятие работ по строительству водозаборной скважины для хозяйственно-питьевого водоснабжения по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>, подтверждается актом № выполненных работ, составленным в декабре 2020 г. и подписанным Исполнителем и Заказчиком, в лице главы местной администрации с.<адрес> муниципального района ФИО1
Из акта № приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Исполнитель выполнил, а Заказчик принял следующие работы: строительство водопроводных сетей в с.<адрес> «г» и <адрес> «з». Также принятие выполненных работ подтверждается подписью главы местной администрации с.<адрес> муниципального района ФИО1
Как указывалось выше, согласно ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ организация в границах поселения водоснабжения, относится к вопросам местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 указанного Федерального закона (пункт 5).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания своего имущества несет именно собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Учитывая, что в силу закона организация водоснабжения и водоотведения населения законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения, что имущество, предназначенное для решения указанного вопроса, относится к муниципальной собственности, что статья 131 Гражданского кодекса РФ устанавливает обязательность государственной регистрации права на собственности на недвижимые вещи, суд приходит к выводу о том, что бездействие административного ответчика, выразившееся в неосуществлении государственной регистрации права муниципальной собственности объектов водоснабжения, принятых по актам о приемке выполненных работ Заказчиком, подлежит признанию незаконным.
Из положений ст.46 Конституции Российской Федерации и ст.218, 227, КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, устранение препятствий к осуществлению им своих прав и свобод.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Учитывая, что бездействие местной администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района признано не соответствующим закону, подлежат удовлетворению и требования о возложении на административного ответчика обязанности по осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности местной администрации на объекты хозяйственно-питьевого водоснабжения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия местной администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района по государственной регистрации права муниципальной собственности по объектам водоснабжения и возложении на местную администрацию сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района обязанности осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на объекты хозяйственно-питьевого водоснабжения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие местной администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района, выразившееся в неосуществлении государственной регистрации права муниципальной собственности по объектам водоснабжения, расположенным по адресам: КБР, с.<адрес>, восточная часть села.
Возложить на местную администрацию сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района в течение месяца со дня принятия настоящего решения обязанность осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на объекты хозяйственно-питьевого водоснабжения, расположенные по адресу: КБР, с.<адрес>, восточная часть села и направить в Баксанский районный суд КБР письменное сообщение об исполнении настоящего решения в течение пяти дней со дня такого исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд КБР, через Баксанский районный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Табухова А.А.
.
.