Дело № 2а-75/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 марта 2018 года р.п. Ишеевка
Ульяновский районный суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Трубачевой И.Г.,
при секретаре Долговой Ю.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО2, Отделу судебных приставов по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску, Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в части вынесения постановлений о возбуждении исполнительного производства, об обращении взыскания на пенсию и денежные средства должника, не предоставлении сведений о перечислении взыскателям удержанных сумм, не предоставлении постановлений, обязании вручить копии постановлений, обязании предоставить сведения о перечислении взыскателям сумм, об отмене постановления об обращении взыскания на пенсию должника, возврате незаконно удержанных сумм, об уменьшении удержаний по исполнительному документу
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску, судебному приставу-исполнителю ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску ФИО2 о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, обязании устранить допущенные нарушения, указав, что по приговору Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26.10.2005 г. № 1-134/2005 ему было назначено наказание в виде штрафа в доход государства в сумме 50 000 руб. Судебный пристав-исполнитель ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновск и г. Новоульяновску ФИО2 17.01.2010 г. вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства № 1364/10/36/73 о взыскании с должника ФИО1 50 000 руб. по исполнительному листу № 1-134/2005 от 26.10.2005 г., выданному Ленинским районным судом г. Ульяновска. Судебный пристав-исполнитель ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску ФИО2 рассмотрев материалы исполнительного производства 57234/14/73042 от 15.01.2010 г., вынесла постановление 05.12.2017 г. об обращении взыскания на его пенсию на основании исполнительного листа № 1-134/2005 от 26.10.2005 г., выданного Ленинским районным судом г. Ульяновска. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства № 57234/14/73042 от 15.01.2010 г. ему не была вручена. Имеется копия постановления от 17.01.2010 г. о возбуждении исполнительного производства № 1364/10/36/73. На основании постановления об обращении взыскания на пенсию УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) удерживает из его пенсии ежемесячно 50% от начисленной пенсии. Начисленная ему пенсия с февраля 2017г. составляет 10404 руб., удерживают 5202 руб., выплачивают ему фактически 5202 руб. ежемесячно с февраля по декабрь 2017г., что ниже установленного прожиточного минимума. Обстоятельства ему стали известны после того, как он ознакомился с материалами исполнительного производства 29.12.2017 г.
С учетом уточненного иска просит признать незаконными действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску ФИО2 в части вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства № 1364/10/36/73 от 17.01.2010г. и № 57234/14/73042 от 15.01.2010 г. по копии исполнительного листа № 1-134/2005 от 26.10.2005 г., выданному Ленинским районным судом г. Ульяновска, вынесения постановления от 05.12.2017 г. об обращении взыскания на пенсию, в части невручения постановления № 57234/14/73042 от 15.01.2010 г., постановления от 05.12.2017 г. об обращении взыскания на пенсию. Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску ФИО2 вручить копии указанных постановлений. Отменить постановления № 57234/14/73042 от 15.01.2010 г., от 05.12.2017 г. об обращении взыскания на пенсию № 1364/10/36/73 от 17.01.2010 г., № 73/36/1967/4/2010 от 15.01.2010 г. Признать незаконным действия ( бездействие) ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску в части непредставления сведений о перечислении взыскателем сумм, взысканных с него как с должника, в части непредставления копий постановлений об обращении взысканий на его пенсию, счет в Сбербанке № 8588, в части незаконного удержания 50 % из пенсии. В результате чего доход составил менее прожиточного минимума с 01.01.2017 г. до 01.01.2018 г. Обязать ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску: представить сведения о перечислении взыскателем сумм, взысканных со ФИО1 как с должника в общей сумме 57202 руб., представить копии постановлений об обращении взысканий на пенсию, счет в Сбербанке № 8588, отменить незаконные постановления об обращении взысканий на пенсию и счет в Сбербанке, удерживать с пенсии ФИО1 суммы с таким расчетом, чтобы к выплате подлежала сумма не менее величины прожиточного минимума с 01.01.2018 г., возвратить ФИО1 удержанные с него суммы и не перечисленные взыскателем, возвратить недостающие до величины прожиточного минимума с 01.02 до 31.12.2017 г. в сумме 33759 руб.
Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя в части вынесения постановления № 57234/14/73042-ИП от 15.01.2010г., невручения постановления от 21.11.2011г. о прекращении исполнительного производства № 1364/10 от 15.01.2010г., невручение постановления от 30.05.2014г. об отмене постановления о прекращении от 21.11.2011г., невручения постановления об обращении взыскания на пенсию 05.12.2017г. и счета в банке, незаконное обращение взысканий на денежные средства на сумму 100 000 руб. и пенсию 50 000 руб. при долге в 50 000 руб.,
К участию в деле в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц Следственное управление Следственного комитета РФ по Ульяновской области, Следственное управление УМВД России по Ульяновской области.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме. Суду дал пояснения аналогичные изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что он неоднократно обращался в ОСП и Пенсионный Фонд с заявлениями о снижении размера удержаний из пенсии. Ответа до настоящего времени по существу его заявлений не последовало. До 02 февраля 2018 года он не знал размера начисленной пенсии, не знал, какая сумма удерживается в процентом выражении. Полагал, что государственные органы придерживаются конституции и не удерживают с него максимальную сумму. Поэтому доводы административных ответчиков, о том, что он якобы знал о размере удерживаемой суммы ранее, и поздно обратился в суд за защитой своих прав и на основании этого их действия должны быть признаны законными, считает не правильными. О том, что изменился номер исполнительного производства и о последствиях изменения номера исполнительного производства его не уведомляли. С исполнительным производством №57234/14/73042-ИП он вообще не знакомился. С исполнительным производством №1364/10 ознакомлен в декабре 2017 гола. Фотокопии с исполнительного производства снимал. Постановление о возбуждении исполнительного производства от 15.01.2010 года ему было вручено до 2017 года. Сведения о перечислении взыскателю сумм, удержанных с него, как с должника, в размере 57 202 рублей, ему судебным приставом- исполнителем предоставлены.
Представители административного ответчика УФССП по Ульяновской области ФИО3, ФИО4 административные исковые требования не признали.
Представитель административного ответчика УФССП по Ульяновской области ФИО4 в судебном заседании пояснила, что Законом предусмотрено удержание в размере 50 % в соответствие со ст.99 ФЗ «Об исполнительном производстве». Пристав не нарушил данную норму закона, о снижение процентов заявление ФИО5 не писал. Для снижения процентов удержаний из пенсии необходимо представить доводы, в связи с чем просит удержания уменьшить. В заявлениях было указано лишь про величину прожиточного минимума.
Постановления приставом были направлены ФИО5 простой почтовой корреспонденцией либо в этот же день, либо на следующий, соответственно закон в данном случае не нарушен. Законом не предусмотрено обязательное личное вручение данных постановлений взыскателей или должнику.
При ознакомлении с исполнительным производством пристав не ограничивал ФИО5 во времени, он имел возможность сфотографировать все документы исполнительного производства, и все постановления, поэтому считает, что он был ознакомлен в полном объеме, правом он своим воспользовался.
Неоднократно, приходили заявления от ФИО5, на все заявления ему даны ответы. У него были заявления по отдельным исполнительным производствам, было также заявление о предоставлении ему информации по всем перечислениям. На все заявления были даны ответы, прикладывали реестры отправки корреспонденции, и лично вручали в судебных заседаниях, и отправляли заказной почтой. Поэтому считает, что все действия судебного пристава-исполнителя в рамках данного исполнительного производства законны и обоснованны, и просит в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску УФССП по Ульяновской области ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признала. Доводы ФИО4 поддержала.
Представители заинтересованных лиц ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), Следственное управление Следственного комитета РФ по Ульяновской области, Следственное управление УМВД России по Ульяновской области в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4, ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 12 Федерального закона от 21.07.97 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом об исполнительном производстве.
Таким законом в настоящее время является Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Приговором Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26.10.2005г. ( с учетом последующих изменений) ФИО1 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч.4 ст.158 УК РФ ( 3 эпизода) ( в редакции от 31.10.2002 г.), п. «а» ч.4 ст.158 УК РФ ( в редакции ФЗ от 08.12.2003г.), назначено наказание по совокупности преступлений на основании ч.3 ст.69 УК РФ 7 лет лишения свободы со штрафом 50 000 руб., с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговор вступил в законную силу 20.02.2006г.
После вступления приговора в законную силу был направлен для отбывания наказания в ***.
Как следует из материалов дела, в производстве ОСП по Засвияжскому району г. Ульяновска на исполнении находилось сводное исполнительное производство № 209(8)06 в отношении должника ФИО1, в т.ч. исполнительный лист № 1-134/2005г., выданный Ленинским районным судом г. Ульяновска.
25.12.2007г. сводное исполнительное производство № 209(8)06 было окончено, 4 исполнительных листа № 1-134/2005 направлены в *** для производства удержаний из заработной платы должника ФИО1 по 50% ежемесячно со всех видов заработка.
Копия постановления направлена сторонам.
Из справки УФСИН России по Ульяновской области от 19.02.2018г. следует, что осужденный ФИО1 в учреждении *** отбывал наказание с 31.03.2006г. по 29.05.2006г. Исполнительный лист по делу № 1-134/2005 о взыскании штрафа на сумму 50000 рублей в учреждение не поступал.
Постановлением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06.05.2006г. был переведен из исправительной колонии строгого режима в исправительную колонию общего режима.
После вступления постановления в законную силу 02.06.2006г. был направлен для дальнейшего отбывания наказания в *** области.
Исполнительный лист от 26.10.2005г. № 1-134/2005 о взыскании со ФИО1 штрафа в размере 50000 рублей в пользу государства в *** за период отбывания наказания данного осужденного с 02.06.2006г. по 29.11. 2006г. не поступал. В связи с чем, какие либо удержания и перечисления по данному листу не производились.
Постановлением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 15.11.2006г. был переведен из исправительной колонии общего режима в колонию поселение.
После вступления постановления в законную силу 29.11.2006г осужденный ФИО1 убыл из *** в *** для дальнейшего отбывания наказания.
В учреждение *** исполнительный лист от 26.10.2005г. № 1-134/2005 на взыскание с осужденного ФИО1 штрафа в размере 50000 рублей в пользу государства поступил в декабре 2006г.
Бухгалтерией *** с осужденного ФИО1 по исполнительному листу от 26.10.2005г. № 1-134/2005 было удержано 649 руб. 90 коп.
В феврале 2008г. осужденный ФИО1 убыл из *** в *** для дальнейшего отбывания наказания.
В учреждении ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области осужденный ФИО1 отбывал наказание с 27.02.2008г. по 04.09.2009г.
Исполнительный лист 1-134/2005 от 26.10.2005, предмет исполнения: штраф на сумму 50000 руб., был перенаправлен в учреждение *** из учреждения *** с остатком задолженности на 27.02.2008г. в сумме 49350 руб. 10 коп.
Бухгалтерией ФКУ КП-1 с осужденного ФИО1 по исполнительному листу от 26.10.2005г. № 1-134/2005 было удержано 15185 руб. 93 коп.
Остаток задолженности по исполнительному листу от 26.10.2005г. № 1-134/2005 на взыскание с осужденного ФИО1, штрафа в размере 50000 рублей в пользу государства на 04.09.2009г. составлял 34164 руб. 17 коп.
Исполнительный лист от 26.10.2005г. № 1-134/2005 на взыскание с осужденного ФИО1, штрафа в размере 50000 рублей в пользу государства был направлен в ОСП по Засвияжскому району исх.№ 2848 от 11.09.2009г.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Заволжского районного суда г. Ульяновска от 03.09.2009г. освобожден условно-досрочно на неотбытый срок 1 год 6 месяцев 14 дней.
Из указанного постановления усматривается, что в ходе судебного заседания ФИО1 пояснял, что штраф по приговору суда выплачивает по мере поступления денежных средств на лицевой счет, и полностью обязуется погасить в случае условно-досрочного освобождения.
Таким образом, учитывая изложенное, ФИО1, еще находясь в местах лишения свободы по приговору суда, знал, что с его доходов удерживается штраф по приговору суда.
Из материалов исполнительного производства № 1364/10/36/73 усматривается, что данное исполнительное производство возбуждено 15.01.2010г. в отношении должника ФИО1 на основании исполнительного листа № 1-134/2005 от 26.10.2005г., выданного Ленинским районным судом г. Ульяновска. Предмет исполнения: штраф по приговору суда в размере 50 000 руб.
Из постановления о возбуждении исполнительного производства усматривается, что копия постановления направлена должнику ФИО1
Из материалов указанного исполнительного производства усматривается, что исполнительный лист № 1-134 от 26.10.2005г. в отношении ФИО1 поступил из ОСП по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области, как ошибочно к ним направленный.
21.11.2011г. постановлением судебного пристава- исполнителя ОСП по г. Новоульяновск исполнительное производство № 1364/10/36/73, возбужденное 15.01.2010г., предмет исполнения – штраф по приговору суда в размере 50 000 руб., окончено в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными.
Из указанного постановления усматривается, что копию постановления направить должнику ФИО1, исполнительный лист возвратить взыскателю.
30.05.2014г. постановлением начальника отдела- старшим судебным приставом ОСП по г. Новоульяновску УФССП России по Ульяновской области постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства № 1364/10/36/73 от 21.11.2011г. отменено, возобновлено указанное исполнительное производство. Копия данного постановления направлена ФИО1
Как следует из пояснений представителя УФССП России по Ульяновской области с 01.09.2014г. произошло присоединение ОСП по г. Новоульяновску к ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновска, в связи с чем номер исполнительного производства № 1364/10/36/73 был изменен на № 57234/14/73042/-ИП.
06.04.2015г. судебным приставом - исполнителем ОСП по Желенодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновск УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту получении дохода должника.
Копия данного постановления направлена ФИО1 и в УПФР в Ульяновском районе.
27.07.2017г. судебным приставом - исполнителем ОСП по Желенодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновск УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
Копия данного постановления направлена ФИО1
03.02.2017г. судебным приставом - исполнителем ОСП по Желенодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновск УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств.
Копия данного постановления направлена ФИО1
19.05.2017г. судебным приставом - исполнителем ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновск УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника ФИО6 в размере 50 000 руб. Постановлено удерживать из пенсии должника ежемесячно 50%.Для производства удержаний из пенсии должника указанное постановление направлено в Отделение Пенсионного фонда РФ.
Копия данного постановления направлена ФИО1
В последующем данное постановление было возвращено в ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновск УФССП России по Ульяновской области.
05.12.2017г. судебным приставом - исполнителем ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновск УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника ФИО6 в размере 50 000 руб. Постановлено удерживать из пенсии должника ежемесячно 50%.
Для производства удержаний из пенсии должника указанное постановление направлено в Отделение Пенсионного фонда РФ.
Копия данного постановления также направлена ФИО1
12.12.2017г. Отделом организации выплаты пенсии ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ постановление от 05.12.2017г. возвращено в связи с тем, что постановления судебных приставов должны направляться в электронном виде.
Данное постановление судебным приставом-исполнителем в Отделение Пенсионного фонда РФ направлено повторно в электронном виде для производства удержаний из пенсии должника.
12.12.2017г. ФИО1 был ознакомлен с материалами исполнительного производства в полном объеме с применением фотокопирования, что подтверждается его подписью.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что все копии постановлений, вынесенных судебным приставом- исполнителем ФИО1 направлялись, кроме того, при ознакомлении с материалами исполнительного производства ФИО1 был ознакомлен со всеми постановлениями лично с применением фотокопирования, часть оспариваемых постановлений ФИО1 вручена повторно в ходе судебного разбирательства судебным приставом- исполнителем.
На 27.02.2017г. остаток долга составляет 21 620 руб. 28 коп.
Таким образом, штраф по приговору Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26.10.2005г. ФИО1 в полном объеме не оплачен.
Согласно п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, кроме прочего, соблюдены ли сроки обращения в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п. 4 ст. 45 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судебным приставом-исполнителем при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Стороны исполнительного производства вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении или прекращении исполнительного производства. Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему указанного заявления либо документа, подтверждающего возникновение основания для приостановления или прекращения исполнительного производства, или совершения судебным приставом-исполнителем исполнительного действия, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом является основанием для приостановления исполнительного производства, выносит постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в удовлетворении заявления. Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
На основании ст. 15 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.
Учитывая изложенные нормы права, суд полагает, что в данном случае обращение ФИО1 в суд с рассматриваемым административным иском в части оспаривания постановлений о возбуждении исполнительного производства № 1364/10/36/73 от 17.01.2010г. и № 57234/14/73042 от 15.01.2010 г. по копии исполнительного листа № 1-134/2005 от 26.10.2005 г., выданному Ленинским районным судом г. Ульяновска, постановления от 05.12.2017 г. об обращении взыскания на пенсию, в части невручения постановления № 57231/14/73042 от 15.01.2010 г., постановления от 05.12.2017 г. об обращении взыскания на пенсию, об отмене постановления № 57234/14/73042 от 15.01.2010 г., от 05.12.2017 г. об обращении взыскания на пенсию № 1364/10/36/73 от 17.01.2010 г., № 73/36/1967/4/2010 от 15.01.2010 г., отмене постановления об обращении взысканий на пенсию и счет в Сбербанке, последовало за пределами предусмотренного законом 10-дневного срока для обращения в суд, поскольку о нарушении своих прав ему стало известно 12.12.2017 г., а с настоящим административным иском обратился лишь 29.01.2018г. В связи с чем в удовлетворении указанных административных исковых требований ФИО1 следует отказать.
Уважительных причин пропуска заявителем срока обращения в суд за защитой нарушенного права суд не усматривает.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании установлено, что все копии постановлений, вынесенных судебным приставом- исполнителем ФИО1 направлялись, кроме того, при ознакомлении 12.12.2017г. с материалами исполнительного производства ФИО1 был ознакомлен со всеми постановлениями лично с применением фотокопирования, часть оспариваемых постановлений ФИО1 вручена повторно в ходе судебного разбирательства судебным приставом- исполнителем, сведения о перечислении взыскателям сумм, взысканных с него как с должника, в общей сумме 57202 руб., ему предоставлены.
В связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых требований в данной части суд также не усматривает.
В части административных исковых требований ФИО1 о незаконном удержании из пенсии 50%, удержании с пенсии суммы с таким расчетом, чтобы к выплате подлежала сумма не менее величины прожиточного минимума с 01.01.2018 г., возврате ФИО1 удержанных с него сумм и не перечисленных взыскателю, возврате недостающей до величины прожиточного минимума с 01.02 до 31.12.2017 г. суммы 33759 руб., незаконном обращении взысканий на денежные средства на сумму 100 000 руб. и пенсию 50 000 руб. при долге в 50 000 руб., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав - исполнитель обязан в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принимать меры для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Законодателем гарантировано право взыскателя на скорейшее исполнение решения суда. Согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. В соответствии с правовыми позициями, выработанными Европейским Судом по правам человека, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в его постановлении № 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 указанной Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
Согласно ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 68 того же Закона предусмотрено, что к мерам принудительного исполнения, в том числе, относится обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Согласно п. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе совершать действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Как указано в ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве», мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Из ч. 3 указанной статьи следует, что мерами принудительного исполнения являются обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений. В соответствии с п. 12 ст. 30 указанного ФЗ срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из ст. 98 указанного ФЗ, судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме (п.3 ч. 1).
Частью 5 данной статьи на должника-гражданина закон возлагает обязанность незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов.
Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Поскольку в установленный законом срок требования исполнительного документа не были исполнены должником, судебным приставом-исполнителем ФИО7 05.12.2017г. вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника в пределах суммы 50 000 руб. ежемесячно в размере 50 % от размера пенсии и иных доходов должника.
Как следует из справки, размер пенсии ФИО1 составляет 10789 руб. 33 коп.
Судебным приставом- исполнителем установлено, что должником 15.07.2017г. заключен агентский договор с ООО «СветоСлав», согласно условиям которого ФИО1 получает дополнительные доходы, в собственности имеет транспортное средство Лада Гранта.
Анализируя представленные суду доказательства в их совокупности, суд полагает, что действия судебного пристава- исполнителя ФИО7 по вынесению постановления об обращении взыскания на пенсию должника в размере ежемесячно 50%, совершены в рамках ее полномочий и в строгом соответствии с законом.
Указанные действия произведены судебным приставом-исполнителем в связи с неисполнением должником в установленный срок требований исполнительного документа в добровольном порядке.
Доводы истца о нарушении ответчиком требований ст. 7 Конституции РФ, статьи 6 ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", статей 2 и 13 ФЗ «О судебных приставах», статьи 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Как следует из ст. 6 ФЗ от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.
В соответствии со статей 2 Федерального закона "О судебных приставах" от 21.07.1997 N 118-ФЗ судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Как следует из ст. 13 данного Федерального закона, судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Судебный пристав обязан не разглашать сведения, составляющие личную и семейную тайну. Судебный пристав обязан не допускать совершение исполнительных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.
В ст. 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ указано, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Из анализа указанных статей следует, что они не содержат прямого запрета на обращение на заработную плату, пенсию должника в случае, если после удержания доход должника составит менее величины прожиточного минимума. Низкий размер заработной платы либо пенсии, их несоответствие размеру прожиточного минимума, не исключают возможности обращения взыскания на заработную плату или пенсию должника и не является обстоятельством, освобождающим должника от исполнения судебного решения.
В соответствии со ст. 446 ГПК РФ к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, относятся продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении. Вместе с тем, данная норма права не имеет распространения на удержания с заработной платы или пенсии, поскольку порядок удержания и обращения регламентирован Законом № 229-ФЗ.
Доказательств отсутствия продуктов питания и денежных средств, необходимых для прожиточного минимума, истец ни судебному приставу-исполнителю, ни суду не представил.
При этом суд отмечает, что приговор в отношении ФИО1 постановлен 26.10.2005г., однако, до настоящего времени ФИО1 штраф в размере 50 000 руб. в полном объеме не погашен.
Несообщение истцом судебному приставу-исполнителю о наличии источников дохода, по мнению суда, свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны истца.
Таким образом, доказательств нарушения прав истца постановлением от 05.12.2017г., в частности, доказательств, свидетельствующих о невозможности обращения взыскания на пенсию должника, ни судебному приставу-исполнителю, ни суду истцом не представлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 о незаконном удержании из пенсии 50%, удержании с пенсии суммы с таким расчетом, чтобы к выплате подлежала сумма не менее величины прожиточного минимума с 01.01.2018 г., возврате ФИО1 удержанных с него сумм и не перечисленных взыскателю, возврате недостающей до величины прожиточного минимума с 01.02 до 31.12.2017 г. суммы 33759 руб., незаконном обращении взысканий на денежные средства на сумму 100 000 руб. и пенсию 50 000 руб. при долге в 50 000 руб. следует отказать.
С учетом изложенного, в удовлетворении административного иска ФИО1 следует отказать в полном объеме по указанным выше основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО2, Отделу судебных приставов по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в части вынесения постановлений о возбуждении исполнительного производства, об обращении взыскания на пенсию и денежные средства должника, не предоставлении сведений о перечислении взыскателям удержанных сумм, не предоставлении постановлений, обязании вручить копии постановлений, предоставить сведения о перечислении взыскателям сумм, об отмене постановления об обращении взыскания на пенсию должника, возврате незаконно удержанных сумм, об уменьшении удержаний по исполнительному документу отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Г.Трубачева