Дело № 2а-75/2019 22RS0028-01-2019-000091-71
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2019 года с.Крутиха
Крутихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Торопицыной И.А.,
при секретаре Орловой Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Крутихинского сельского совета Крутихинского района Алтайского края о признании незаконным и отмене решения комиссии администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края по учету очередности граждан Крутихинского сельсовета нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство, ремонт жилья, строительство и ремонт хозяйственных построек; возложении обязанности восстановить административного истца в списке граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд; о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края, в котором просила признать незаконным и отменить решение № 2,9 от 22.03.2019 года комиссии администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края по учету очередности граждан Крутихинского сельсовета нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство, ремонт жилья, строительство и ремонт хозяйственных построек; возложить на административного ответчика обязанность восстановить ФИО1 в списке граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд по дате ранее поданного заявления о постановке на учет – 13 июля 2017 года; взыскать с административного ответчика в пользу административного истца компенсацию морального вреда, причиненного принятием незаконного решения в размере 10 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного иска в суд в сумме 300 руб.
В ходе судебного разбирательства по делу от ФИО1 поступило уточненное административное исковое заявление, в котором она просит признать незаконным и отменить решение комиссии администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края по учету очередности граждан Крутихинского сельсовета нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство, ремонт жилья, строительство и ремонт хозяйственных построек от 25.12.2011 года, без номера, «О снятии с очереди нуждающихся в получении деловой древесины ФИО1, как использовавшей свое право на получение деловой древесины для собственных нужд»; возложить на административного ответчика обязанность восстановить ФИО1 в общей очереди нуждающихся в получении древесины, заключить с ФИО1 договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в объеме 50 куб.м; взыскать с административного ответчика в пользу административного истца компенсацию морального вреда, причиненного принятием незаконного решения в размере 10 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного иска в суд в сумме 300 руб.
В обоснование уточненных административных исковых требований, ФИО1 указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась а администрацию Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края с заявлением о необходимости заготовки (приобретении) древесины для собственных нужд в размере 50 куб.м. Ранее в 2011 году, на основании решения административного ответчика ФИО1 было выделено 100 куб.м в порядке п.1 ч.1 ст.7 Закона Алтайского края от 10 сентября 2007 года № 87-ЗС «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» (далее Закон № 87-ЗС).
В соответствии с ч.6 ст.7 Закона № 87-ЗС граждане вправе осуществить заготовку (приобретение) выделенной им древесины для целей, указанных в п.п.1 и 2 ч.1 настоящей статьи, однократно в полном объеме или двумя долями в два срока. В связи с указанным, в августе 2011 года ФИО1 было получено 50 куб.м древесины из выделенных 100 куб.м. В связи с чем, 13 июля 2017 года она обратилась в сельскую администрацию для получения оставшихся выделенных ей 50 куб.м древесины. Главой администрации села административному истцу было предложено подать заявление. ФИО1 был заполнен и подписан предоставленный бланк. На основании указанного заявления от 13 июля 2017 года и в соответствии с п.11 ст.8 Закона № 87-ЗС, ФИО1 была поставлена в общую очередь граждан, нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство, ремонт жилья, строительство и ремонт хозяйственных построек.
22 марта 2019 года административным ответчиком было принято решение о снятии ФИО1 с очереди, соответствующее решение № 2,9 от 22.03.2019 года комиссии администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края по учету очередности граждан Крутихинского сельсовета нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство, ремонт жилья, строительство и ремонт хозяйственных построек было направлено в адрес административного истца.
В указанном решении в качестве основания для снятия административного истца с учета указано на то, что на момент подачи заявления на строительство жилого дома 13.07.2017 года у ФИО1 в собственности находилась квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Правовых оснований для снятия административного истца с учета в решении комиссии не приведено.
В пункте 14 п.8 Закона № 87-ЗС установлен исчерпывающий перечень оснований для снятия с учета граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд: подача гражданином заявления о снятии его с учета; смерть гражданина, состоящего на учете; фактическая реализация гражданином права на заготовку (приобретение) древесины; отказ гражданина от заключения договора купли-продажи лесных насаждений (древесины) для собственных нужд.
Такого основания как наличие в собственности жилых помещений, указанной нормой закона не предусмотрено. Кроме того, указанная квартира была приобретена в общую совместную собственность супругов Р-ных в <данные изъяты> года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество была сделана соответствующая запись. Данный факт административным истцом не скрывался ни до, ни во время, ни после подачи заявления 13.07.2017 года о постановке ФИО1 на учет.
Пунктом 15 ст.8 Закона № 87-ЗС установлено, что решение о снятии с учета граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд, принимается органом местного самоуправления не позднее пяти рабочих дней со дня возникновения указанных обстоятельств. Заявитель уведомляется о принятом решении в течение двух рабочих дней, с даты его принятия.
В мае 2019 года, в процессе обжалования указанного решения от 22 марта 2019 года, ФИО1 стало известно, что с общей очереди граждан нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство, ремонт жилья, строительство и ремонт хозяйственных построек, фактически административный истец была снята еще 25 декабря 2011 года, о чем вынесено соответствующее решение комиссии административного ответчика, при том, что право ФИО1 на получение выделенных ей решением административного ответчика 100 куб.м древесины не было реализовано, а заявлений о снятии ее с очереди, административный истец не подавала. Указанное решение о снятии ФИО1 с очереди от 25 декабря 2011 года, ей не было направлено, о принятии такого решения она не была уведомлена ни в установленные законом сроки, ни при повторном обращении в администрацию 13 июля 2017 года.
Статьей 30 Лесного кодекса РФ регламентировано право граждан заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Этой же статьей установлено, что порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. На территории Алтайского края, порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд регламентированы Законом № 87-ЗС.
В связи с вышеперечисленным, административный истец считает решение административного ответчика от 25.12.2011 года незаконным и не обоснованным, нарушающим права и законные интересы последней. Принятие административным ответчиком оспариваемого решения, нарушило установленное федеральным законодательством право истца, причинило моральный вред.
Согласно Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации как в демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита на основе равенства всех перед законом и судом – обязанностью государства, на которое возложена охрана достоинства личности во всех формах (статья 1 часть 1, статья 2, статья 19 часть 1, статья 21 часть 1); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
Признавая право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому государственную, в том числе судебную, защиту его прав и свобод, возможность обжаловать в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (статья 45, статья 46 части 1 и 2); закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами охраняемых законом прав обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52).
Названные конституционные положения корреспондируют пунктам 18, 19 и 21 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята 29 ноября 1985 года Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН), предусматривающим, что лица, которым был причинен вред, включая моральный ущерб, эмоциональные страдания в результате злоупотребления властью («жертвы»), имеют право на компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.
Из содержания данных конституционных положений и норм международного права следует, что решения, действия (или бездействие) органов публичной власти или государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий (или бездействия) органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства в том числе справедливой компенсации морального вреда, причиненного такими действиями (или бездействием).
Определением Крутихинского районного суда Алтайского края от 07 мая 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
В ходе судебного разбирательства по делу административный истец ФИО1 представила заявление об отказе от административных исковых требований к администрации Крутихинского сельского совета Крутихинского района Алтайского края в части возложения на административного ответчика обязанности заключить с ФИО1 договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в объеме 50 куб.м.
Определением Крутихинского районного суда Алтайского края от 25 июня 2019 года отказ административного истца ФИО1 от административных исковых требований к администрации Крутихинского сельского совета Крутихинского района Алтайского края в части возложения на административного ответчика обязанности заключить с ФИО1 договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в объеме 50 куб.м, принят судом, производство по административному иску ФИО1 в указанной части прекращено.
В судебном заседании административный истец ФИО1 на удовлетворении исковых требований, с учетом их уточнения, настаивала по основаниям, изложенным в административном иске. Участвуя в судебном заседании 07.06.2019 года ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с требованием о признании решения комиссии от 25.12.2011 года незаконным и об его отмене в связи с тем, что о данном решении ей стало известно только в ходе данного судебного разбирательства.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил в суд письменные возражения в которых просит рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку права административного истца нарушены не были, ФИО1 05.08.2011 года получила деловую древесину в объеме 50 куб.м, в связи с чем была снята с очереди, что соответствует п.п.б п.1 ч.1 ст.7 Закона Алайского края № 87-ЗС от 10.09.2007 года (ред.от 06.07.2018 года № 41-ЗС) «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», которым установлена не конкретная норма выделения деловой древесины для индивидуального строительства, а до 100 куб.м деловой ликвидной сырорастущей древесины хвойных пород, пригодной для строительства, один раз в 25 лет из расчета на одного застройщика на лесных участках, не переданных в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины, а также ч.14 ст.8 Закона Алтайского края № 87-ЗС от 10.09.2007 года (ред.от 06.07.2018 № 41-ЗС). Также в 2011 году возникал вопрос о целевом использовании деловой древесины истцом, в связи с тем, что древесина полученная истцом на индивидуальное строительство по адресу: <...>, не было реализовано в полном объеме на строительство, на настоящий момент строительство жилья по вышеуказанному адресу произведено не было, в 2011-2012 годах комиссией не было произведено должным образом проверено целевое использование полученной деловой древесины истцом, в связи с чем, не была проведена проверка по данному поводу установить не представляется возможным в связи с уничтожением документов и смены состава комиссии. В настоящее время право на получение деловой древесины истцом реализованное в полном объеме, а именно в количестве 50 куб.м, в Законе № 87-ЗС, не уточняется полное количество выделяемой древесины, а оговаривается, именно до 100 куб.м, чем оставляет право комиссии решать вопрос о количестве выделяемой деловой древесины, истцу было выделено 50 куб.м деловой древесины, истец не возражала против количества выделяемой древесины, была снята с очереди, о чем была уведомлена, возражений на тот момент снятия с очереди от истца на поступило. При написании заявления 13.07.2017 года, истец была поставлена на очередь как заново обратившаяся, а не как гражданин, не получивший необходимое количество выделяемого леса, заявление было принято ошибочно, и в ходе проверки прокуратуры ФИО1 была снята с очереди.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст.150 КАС Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав административного истца ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; г) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом пунктом 2 части 9 названной статьи установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Факт осведомленности о наличии оспариваемого решения от 25.12.2011 года ФИО1 связывает с получением в рамках данного процесса возражений административного ответчика 17 апреля 2019 года (л.д. 12, 25).
Уточненное административное исковое заявление подано административным истцом 07 июня 2019 года.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом срока на обращение за судебной защитой. Оснований для иного порядка исчисления срока обращения в суд, не имеется, каких-либо иных сведений и доказательств, опровергающих изложенное, в материалы дела не представлено.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности, природопользование, жилищное, земельное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "в", "г", "д", "к" части 1).
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения (часть 5).
Лесной кодекс Российской Федерации как федеральный закон, принятый в рамках совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, будучи нормативным правовым актом общего действия, определяет права и обязанности участников соответствующих правоотношений (в данном случае - лесных), в том числе полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляя тем самым их разграничение.
Согласно данному Кодексу леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (часть 1 статьи 6); при этом лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий подлежат определению в соответствии с земельным законодательством (статья 8). Следовательно, такие лесные участки могут находиться также в собственности других, помимо Российской Федерации, участников лесных отношений - субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц.
Статья 25 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливая виды использования лесов, не определяет их перечень исчерпывающим образом (часть 1) и допускает использование лесов для одной или нескольких целей, предусмотренных ее частью 1, в том числе для заготовки древесины, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Заготовка древесины, в свою очередь, может осуществляться либо в качестве предпринимательской деятельности, регулируемой статьями 29 и 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, либо в соответствии с его статьей 30 - гражданами для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд, по общему правилу, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, такие лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, исходя из нормативов, установленных в соответствии с частью 5 данной статьи); при этом древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами (части 1, 2, 4 и 4.1).
Согласно части 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории. Аналогичное положение о полномочиях субъектов Российской Федерации закреплено в подпункте 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Кроме того, статьей 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений помимо утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд (пункт 4) отнесены, в частности, установление для граждан ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 41.4 статьи 81 данного Кодекса (установление ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, для собственных нужд), и учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения (пункты 7 и 7.3), а статьей 83 - в рамках передачи осуществления отдельных полномочий Российской Федерации - учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда (пункт 8 части 1).
В рамках реализации предусмотренных федеральным законодательством полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Алтайском крае 10.09.2007 года принят Закон N 87-ЗС "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" (в ред.от 10.11.2009г. – на момент постановки на учет ФИО1 19.02.2010г.), который регламентирует два способа удовлетворения потребности граждан в древесине для индивидуального жилищного строительства: заготовку древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений на лесных участках, не переданных в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины, и ее приобретение для собственных нужд граждан на арендованных лесных участках (статьи 10, 13). В обоих случаях применяются одни и те же установленные данным Законом нормативы заготовки или приобретения древесины для индивидуального жилищного строительства - до 100 куб. м древесины хвойных пород, один раз в 25 лет из расчета на одного застройщика (подпункт 1 части 1 статьи 7).
Учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд, осуществляется, как следует из Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края", органами местного самоуправления соответствующих поселений и городских округов на основании письменных заявлений указанных граждан (часть 2 статьи 8).
В соответствии с Постановлением от 25 октября 2016 года N 21-П Конституционного Суда Российской Федерации, гражданами испытывающими потребность в древесине в целях индивидуального жилищного строительства, могу быть признаны граждане, испытывающие потребность в древесине в целях индивидуального жилищного строительства, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в том числе и граждане, не относящиеся при этом к категории граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на основании договора купли-продажи земельного участка № 126 от 30.10.2009 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Разрешение на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>, выдано ФИО1 администрацией МО Крутихинского района Алтайского края 09.07.2010 года.
19.02.2010 года ФИО1 обратилась в администрацию Крутихинского сельского совета Крутихинского района Алтайского края с заявлением о выдаче ей леса для строительства жилого дома по адресу: <адрес> в размере 100 м кубических по льготной цене.
Решением комиссии по учету очередности граждан Крутихинского сельсовета, нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство, ремонт жилья, строительство и ремонт хозяйственных построек от 19.02.2010 года № 2/10, ФИО1 признана нуждающейся в получении делового леса на строительство индивидуального жилого дома в количестве 100 м.куб., поставлена на очередь с 19.02.2010 года.
25.12.2011 года решением комиссии по учету очередности граждан Крутихинского сельсовета, нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство, ремонт жилья, строительство и ремонт хозяйственных построек, без номера, ФИО1 была снята с очереди нуждающихся в получении деловой древесины, так как она получила деловую древесину 31.08.2011 года в количестве 50 м.куб. на основании Наряд № 57 от 31.08.2011 года ООО «Алеусский лес».
13.07.2017 года ФИО1 обратилась в администрацию Крутихинского сельского совета Крутихинского района Алтайского края. Из заявления ФИО1 следует, что она просит поставить ее на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд в целях индивидуального жилищного строительства на 2017 года в объеме 50 куб.м в пределах установленных нормативов.
Наряду с заявлением от 13.07.2017 года ФИО1 были представлены разрешение на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выданное ФИО1 администрацией МО Крутихинского района Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, постановление администрации Крутихинского района от 18.09.2009 года о предоставлении ФИО1 земельного участка для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату, договор купли-продажи указанного земельного участка.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд», ФИО1 была поставлена в известность о признании последней нуждающейся в получении делового леса на строительство индивидуального жилого дома, постановке на очередь с 13.07.2017 года с присвоением порядкового номера 72.
Решением комиссии по учету очередности граждан Крутихинского сельсовета, нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство, ремонт жилья, строительство и ремонт хозяйственных построек от 22.03.2019 года № 2.9, ФИО1 снята с очереди нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство по тому основанию, что на момент подачи заявления на строительство жилого дома 13.07.2017 года у ФИО1 в собственности находилась квартира по адресу: <адрес> (л.д. 8).
Из пояснений ФИО1, данных в ходе судебного разбирательства по делу следует, что подавая ДД.ММ.ГГГГ заявление на предоставленном сотрудниками административного ответчика бланке о необходимости заготовки (приобретении) древесины для собственных нужд, она полагала, что ей будет предоставлена древесина в объеме 50 куб.м, недополученная ФИО1 в 2011 году, после ее постановки на учет в феврале 2010 года, от получения которой она не оказывалась полагая, что имеет право осуществить приобретение выделенной ей древесины в количестве 100 м.куб. двумя долями в два срока в соответствии с положениями ч.6 ст.7 Закона Алтайского края № 87-ЗС «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края». Документы к заявлению были предоставлены повторно также по требованию сотрудников административного ответчика, которые пояснили, что личное дело ФИО1 из архива поднимать не будут. О том, что 25 декабря 2011 года решением комиссии по учету очередности граждан Крутихинского сельсовета, нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство, ремонт жилья, строительство и ремонт хозяйственных построек, она была снята с очереди нуждающихся в получении деловой древесины для собственных нужд в связи с тем, что 31 августа 2011 года получила деловую древесину в количестве 50 м.куб, ФИО1 не было известно до момента рассмотрения данного спора в суде.
Данные доводы административного истца административным ответчиком в ходе судебного разбирательства по делу в порядке ст.ст.59-62 КАС РФ, не опровергнуты.
Представитель ответчика, участвуя ранее в ходе судебного разбирательства по делу не оспаривала факт того, что ФИО1 при постановке на учет в феврале 2010 года решением соответствующей комиссии была выделена древесина в количестве 100 куб.м, из которых последней было получено 50 куб.м - в соответствии с объемом древесины, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере лесных отношений, и списками граждан, нуждающихся в древесине для собственных нужд, предоставленным Крутихинскому сельсовету Крутихинскому району Алтайского края в 2011 году. Письменно ФИО2 от получения оставшихся 50 куб.м выделенной ей древесины не отказывалась, заявление о снятии ее с учета в качестве нуждающихся в получении древесины для собственных нужд не писала. Документов, подтверждающих уведомление ФИО1 о вынесенном 25.12.2011 года решении комиссии о снятии ее с учета нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное строительство, в администрации не имеется.
Из показаний свидетеля Свидетель №1, допрошенной в ходе судебного разбирательства по делу, являвшейся в 2010, 2011г.г. председателем комиссии по учету очередности граждан Крутихинского сельсовета, нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство, ремонт жилья, строительство и ремонт хозяйственных построек, следует, что действительно в 2010 году ФИО1 была признана нуждающейся в получении делового леса на строительство индивидуального жилого дома в количестве 100 м.куб., из которых она получила только 50 куб.м. Свидетель №1 известно, что полученная в 2011 году ФИО1 деловая древесина была использована последней на постройку второго этажа жилого дома. В 2011 году прокуратурой Крутихинского района Алтайского края проводилась проверка личных дел получателей древесины для собственных нужд на ремонт дома и хозяйственных построек, по результатам которой, часть дел прекратили, в том числе, прекратили дело и в отношении ФИО1, так как в прокуратуре имелись сведения о том, что ей принадлежат ? доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное в <адрес> и квартира в <адрес>, по этим основаниям ФИО1 не могла быть признана нуждающейся в получении делового леса и была снята в 2011 году с соответствующей очереди.
Согласно пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При этом как следует из правовой позиции, изложенной в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Ввиду изложенного, принимая во внимание положения п.п.1 ч.1 ст.7 Закона N 87-ЗС "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" (в ред.от 10.11.2009г. – на момент постановки на учет ФИО1 19.02.2010г.), согласно которому норматив заготовки или приобретения гражданами древесины для индивидуального жилищного строительства составляет до 100 куб.м древесины хвойных пород, то обстоятельство, что Решением комиссии по учету очередности граждан Крутихинского сельсовета, нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство, ремонт жилья, строительство и ремонт хозяйственных построек от 19.02.2010 года № 2/10, ФИО1 была признана нуждающейся в получении делового леса на строительство индивидуального жилого дома в количестве 100 м.куб (иного решения комиссии в материалах дела не имеется, административным ответчиком не представлено), в то время как получено последней было только 50 куб.м, от получения оставшихся 50 куб.м выделенной ей древесины ФИО1 не отказывалась, заявление о снятии ее с учета в качестве нуждающихся в получении древесины для собственных нужд не писала (доказательств обратного не представлено), суд приходит к выводу о том, что снятие ФИО1ДД.ММ.ГГГГ с учета по основанию указанному в решении комиссии – «как использовавшей свое право на получение деловой древесины для собственных нужд» (получение деловой древесины 31.08.2011 года в количестве 50 м.куб), противоречит закону, в связи с чем, наступают последствия, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в виде удовлетворения административного иска в части признания незаконным и отмене решения комиссии администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края по учету очередности граждан Крутихинского сельсовета, нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство, ремонт жилья, строительство и ремонт хозяйственных построек от 25.12.2011 года, без номера, «О снятии с очереди нуждающихся в получении деловой древесины ФИО1, как использовавшей свое право на получение деловой древесины для собственных нужд» и о возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения путем восстановления ФИО1 в очереди граждан Крутихинского сельсовета, нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство, ремонт жилья, строительство и ремонт хозяйственных построек.
Учитывая изложенное, в связи с удовлетворением требований административного истца в указанной части, в соответствии со ст.103 КАС РФ с администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края в пользу ФИО1 подлежит взысканию в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу административного иска 300 руб.
Что касается требования административного истца в части компенсации морального вреда, то суд полагает, что в удовлетворении данного требования надлежит отказать, поскольку в нарушение положений ст.151 ГК РФ, ст.ст.59-62 КАС РФ, ФИО1 не представлено достаточных и убедительных относимых и допустимых доказательств нарушения административным ответчиком ее личных неимущественных прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 293, 294 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение комиссии администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края по учету очередности граждан Крутихинского сельсовета, нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство, ремонт жилья, строительство и ремонт хозяйственных построек от 25.12.2011 года, без номера, «О снятии с очереди нуждающихся в получении деловой древесины ФИО1, как использовавшей свое право на получение деловой древесины для собственных нужд».
Возложить на администрацию Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края обязанность восстановить ФИО1 в очереди граждан Крутихинского сельсовета, нуждающихся в получении деловой древесины на индивидуальное жилищное строительство, ремонт жилья, строительство и ремонт хозяйственных построек.
Взыскать с администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края в пользу ФИО1 в возмещение расходов на уплату государственной пошлины 300 руб.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Крутихинский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2019 года.
Судья И.А. Торопицына