Дело №2а-75/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 мая 2022 года с.Тиличики Олюторского района
Камчатского края
Олюторский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Белоусовой Е.В.,
при помощнике судьи Сивак А.В.,
с участием:
административного истца Шостака Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Олюторского района Камчатского края Шостака Р.С., поданному в порядке ст.39 КАС РФ, к администрации сельского поселения «село Пахачи» о признании незаконными бездействий и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Олюторского района Камчатского края в порядке ст.39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения «село Пахачи» о признании незаконными бездействий и возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Олюторского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории сельского поселения «село Пахачи» расположен объект недвижимости – административно-бытовой комплекс, кадастровый №, площадью 425,1 кв.м., 1989 года постройки. Согласно уведомлению ГУП Камчатское краевое БТИ» сведения о собственнике объекта отсутствуют. С учетом уточнения исковых требований просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «село Пахачи», выразившееся в непринятии мер к признанию недвижимого имущества бесхозяйным, обязать администрацию сельского поселения «село Пахачи» принять меры к признанию указанного объекта недвижимого имущества бесхозяйным в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель административный истец исковые требования, с учетом их уточнений, поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик о слушании дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представил заявление о согласии с исковыми требованиями с учетом их уточнений.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч.1 ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среды, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В силу пунктов 1, 3, 6, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; сотрудничества государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму.
Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействием терроризму является деятельность органов местного самоуправления, юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации последствий проявлений терроризма.
В силу пункта 6.1. части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Согласно положениям ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Кроме того, к бесхозяйному недвижимому имуществу относятся жилые и нежилые объекты недвижимости: заброшенные здания, строительные площадки, канализационные коллекторы, инженерные объекты ливневой канализации, дороги и т.д.
Порядок принятия на учет бесхозяйных движимых вещей установлен ст.290 ГК РФ, согласно которой заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказу Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931.
Следовательно, законодательство предписывает органам местного самоуправления в обязательном порядке осуществлять постановку на учет бесхозяйного имущества и с этой целью требует подачи заявления для проведения процедуры обращения бесхозяйных вещей в собственность муниципального образования поселения или городского округа, на территории которых они находятся.
Из представления прокуратуры Олюторского района от 30.08.2021 №07-03-2021, направленного в адрес главы муниципального образования СП «село Пахачи» следует, что здание «административно-бытовой комплекс», кадастровый №, площадью 425,1 кв.м., 1989 года постройки, по адресу: <адрес>, длительное время не эксплуатируется, собственника не имеет, однако в установленном законом порядке данный объект недвижимости не оформлен как бесхозяйное недвижимое имущество, при этом обязанности по содержанию данного здания не выполняются, меры, исключающие доступ посторонних лиц в здание не приняты, в том числе по обеспечению антитеррористической безопасности, также не принимаются.
Согласно сообщению администрации №383 от 15.09.2021 представления прокурора рассмотрено и удовлетворено.
В ЕГРН сведения о собственнике спорного объекта недвижимости отсутствуют.
Таким образом, администрация муниципального образования СП «село Пахачи» мер в соответствии требованиями статей 225 и 290 ГК РФ, Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Приказа Министерства экономического развития России от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» к принятию на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества до настоящего времени не приняла, что не оспаривается административным ответчиком.
На основании изложенного и учитывая, что здание «административно-бытовой комплекс», кадастровый №, площадью 425,1 кв.м., 1989 года постройки, по адресу: Камчатский край, Олюторский район, с.Пахачи, длительное время не эксплуатируется, обязанность по их содержанию в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вытекающую из положений ст.210 ГК РФ, собственник не выполняет, меры исключающие доступ в указанное здание посторонних лиц не приняты, в том числе меры по обеспечению мероприятий антитеррористической защищенности и безопасности объекта, спорное здание является потенциально опасными, может стать местом пребывания лиц без определенного места жительства, преступных элементов, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан, создает угрозу общественному порядку, а также, принимая во внимание признание исковых требований административным ответчиком, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению с учетом уточнения исковых требований.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Суд считает разумным и достаточным установить административному ответчику для устранения нарушений следующий срок 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Олюторского района Камчатского края Шостака Р.С., поданному в порядке ст.39 КАС РФ, к администрации сельского поселения «село Пахачи» о признании незаконными бездействий и возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Олюторского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к признанию бесхозяйным объекта недвижимого имущества - «административно-бытовой комплекс», кадастровый №, площадью 425,1 кв.м., 1989 года постройки, по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию сельского поселения «село Пахачи» в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу принять меры к признанию бесхозяйным объекта недвижимого имущества - «административно-бытовой комплекс», кадастровый №, площадью 425,1 кв.м., 1989 года постройки, по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Олюторский районный суд Камчатского края в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2022 года.
Судья Е.В. Белоусова