ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-76(2 от 02.04.2019 Ртищевского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-76(2)/2019

64RS0030-02-2019-000098-08

Решение

Именем Российской Федерации

02 апреля 2019 года р.п. Екатериновка

Судья Ртищевского районного суда Саратовской области Федоров А.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Екатериновского района Саратовской области (в порядке ст. 39 КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,

установил:

Прокурор Екатериновского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Екатериновского района Саратовской области проведена проверка соблюдения на территории Екатериновского муниципального района Саратовской области требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в том числе регламентирующего порядок актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, ответчиком не проводится мониторинг технического состояния многоквартирных жилых домов, расположенных в р.п. Екатериновка Саратовской области.

Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) установлено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (п. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).

Порядок подготовки и утверждения областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах требований к ней, а также критерии очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области установлен Законом Саратовской области от 24.04.2013 № 51-ЗСО.

Порядок представления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программы, а также сроки предоставления указанных сведений установлены ст. 1.1 и 1.3 указанного ЗСО-51.

Кроме того, в соответствии со ст. 6 Закона Саратовкой области от 24.04.2013 № 53-ЗСО органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный жилищный контроль, не позднее 15 июня и 15 октября календарного года представляют в уполномоченный государственный орган области имеющиеся у них сведения о техническом состоянии конструктивных элементов многоквартирных домов, расположенных на территории определенного муниципального образования. Перечень таких сведений устанавливается уполномоченным государственным органом области. В случае изменения сведений о техническом состоянии конструктивных элементов органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный жилищный контроль, в течение пяти рабочих дней со дня фиксации данных изменений дополнительно представляют в уполномоченный государственный орган области соответствующую информацию.

Учитывая изложенное, прокурор Екатериновского района Саратовской области просит суд признать незаконным в отношении неопределенного круга лиц бездействие администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер достаточных для устранения нарушений, и обязать ответчика устранить нарушения указанного законодательств и в срок до 01 июля 2019 года провести мониторинг технического состояния многоквартирных домов, расположенных по адресу:

- ул. Садовая, д. 60, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Мичуринская, д. 70, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Калининская, д. 128, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Луговая, д. 107, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Луговая, д. 109, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Молодежная, д. 29, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область; ·

- ул. Пушкинская, д. 74, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Зеленая, д. 16, п. Индустриальный, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Советская, д. 6, п. Индустриальный, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. пос. Газовиков, д. 1, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. 50 лет Октября, д. 89, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Калининская, д. 122, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Калининская, д. 130, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Калининская, д. 99, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Кооперативная, д. 36, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область, после чего направить информацию об их техническом состоянии в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области.

В связи с отсутствием от административного ответчика возражений, административное дело, в соответствии с п. 2 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) подготовлено для рассмотрения в порядке упрощенного (письменного) производства.

Оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, а также учитывая признание административным ответчиком административного иска и принятие его судом, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Екатериновского района Саратовской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми:

1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;

3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора;

4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;

5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам;

6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений;

7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств;

9) устанавливается порядок информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч. 1 ст. 168 ЖК РФ).

Согласно ч. 6 ст. 168 ЖК РФ, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок подготовки и утверждения областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах требований к ней, а также критерии очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области установлен Законом Саратовской области от 24 апреля 2013 года № 51-ЗСО «Об установлении порядка подготовки и утверждения областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований к ней, а также критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области» далее Закон № 51-ЗСО).

Согласно ч. 1 ст. 1.1. Закона № 51-ЗСО, сведения, которые необходимы для подготовки программы, включают в себя:

информацию о техническом состоянии конструктивных элементов многоквартирных домов по результатам проведенного в соответствии с законом области мониторинга технического состояния многоквартирных домов;

информацию о многоквартирных домах, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

информацию о многоквартирных домах, введенных в установленном законодательством порядке в эксплуатацию;информацию о многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, в отношении которых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации приняты решения об изъятии для муниципальных нужд (с указанием реквизитов и даты государственной регистрации таких решений в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок);

информацию о многоквартирных домах, все помещения в которых принадлежат одному собственнику;

информацию о многоквартирных домах, в отношении которых органом местного самоуправления принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со вторым предложением части 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Сведения, содержащие информацию о техническом состоянии конструктивных элементов многоквартирных домов, представляются органами местного самоуправления государственному заказчику, определенному Правительством области, в сроки, установленные законом области о мониторинге технического состояния многоквартирных домов.

Сведения, указанные в абзацах третьем, четвертом и седьмом части 1 настоящей статьи, представляются органами местного самоуправления государственному заказчику, определенному Правительством области, в течение десяти рабочих дней со дня принятия соответствующих решений о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, о вводе дома в эксплуатацию, о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со вторым предложением части 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Сведения о многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, в отношении которых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации приняты решения об их изъятии для муниципальных нужд, представляются органами местного самоуправления государственному заказчику, определенному Правительством области, в течение десяти рабочих дней со дня государственной регистрации такого решения об их изъятии в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок (ч. 2 ст. 1.1. Закона № 51-ЗСО).

В соответствии с ч. 1 ст. 1.3. Закона № 51-ЗСО, подготовка проекта изменений в программу осуществляется государственным заказчиком, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Закона, не позднее трех месяцев со дня поступления от органов местного самоуправления, органа исполнительной власти области сведений, предусмотренных статьями 1.1, 1.2 настоящего Закона, а также сведений, указанных в частях 2, 3 настоящей статьи.

В сведениях о многоквартирных домах, включаемых в программу, необходимо указывать информацию:

1) о введенных в эксплуатацию многоквартирных домах;

2) о многоквартирных домах, ранее не включенных в программу в результате технических ошибок;

3) о многоквартирных домах, подлежащих включению в программу в связи с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации (ч. 2 ст. 1.3. Закона № 51-ЗСО).

Согласно ч. 4 ст. 1.3. Закона № 51-ЗСО, сведения, необходимые для принятия решения о внесении изменений в программу, предусмотренные частями 2, 3 настоящей статьи, по форме, установленной государственным заказчиком, направляются органами местного самоуправления, региональным оператором, органом исполнительной власти области государственному заказчику в течение десяти рабочих дней со дня принятия решений о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию, об установлении технической ошибки, о необходимости включения многоквартирного дома в программу в связи с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Сведения, содержащие информацию о многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, в отношении которого в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации принято решение о его изъятии для муниципальных нужд, представляются органами местного самоуправления государственному заказчику в течение десяти рабочих дней со дня государственной регистрации данного решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Сведения, содержащие информацию о многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, в отношении которого в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации принято решение о его изъятии для государственных нужд области, представляются органом исполнительной власти области, принявшим такое решение, государственному заказчику в течение десяти рабочих дней со дня государственной регистрации данного решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.

Кроме того, в соответствии со ст. 6 Закона Саратовкой области от 24 апреля 2013 года № 53-ЗСО «О порядке проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области» органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный жилищный контроль, не позднее 15 июня и 15 октября календарного года представляют в уполномоченный государственный орган области имеющиеся у них сведения о техническом состоянии конструктивных элементов многоквартирных домов, расположенных на территории определенного муниципального образования. Перечень таких сведений устанавливается уполномоченным государственным органом области. В случае изменения сведений о техническом состоянии конструктивных элементов органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный жилищный контроль, в течение пяти рабочих дней со дня фиксации данных изменений дополнительно представляют в уполномоченный государственный орган области соответствующую информацию.

В соответствии с пп. 2 п. 1.1. ст. 3 Устава Екатериновского муниципального района Саратовской области на территориях сельских поселений Екатериновского района органами местного самоуправления муниципального района решаются также такие вопросы местного значения как осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Как установлено в судебном заседании, на территории р.п. Екатериновка Саратовской области имеются многоквартирные дома, по адресу:

- ул. Садовая, д. 60, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Мичуринская, д. 70, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Калининская, д. 128, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Луговая, д. 107, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Луговая, д. 109, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Молодежная, д. 29, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Пушкинская, д. 74, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Зеленая, д. 16, п. Индустриальный, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Советская, д. 6, п. Индустриальный, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. пос. Газовиков, д. 1, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. 50 лет Октября, д. 89, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Калининская, д. 122, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Калининская, д. 130, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Калининская, д. 99, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Кооперативная, д. 36, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область.

При этом, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в нарушение указанных выше норм закона, администрацией Екатериновского муниципального района, мониторинг технического состояния данных многоквартирных жилых домов не проведен.

В 2018 году прокурором Екатериновского района, в адрес главы Екатериновского муниципального района Саратовской области было внесено два представления об устранении вышеперечисленных нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Однако, мер, направленных на фактическое устранение нарушений, выявленных в 2018 году до настоящего времени ответчиком не предпринято.

Доказательств обратного суду представлено не было.

Несоблюдение требований действующего законодательства влечет нарушение прав собственников и жильцов многоквартирных домов р.п. Екатериновка Саратовской области, в связи с чем, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

С учетом обстоятельств дела, позиции лиц участвующих в деле, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения обязанностей по проведению мониторинга технического состояния многоквартирных жилых домов до 01 июля 2019 года, полагая данный срок разумным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 174, 175, 177, 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Екатериновского района Саратовской области (в порядке ст. 39 КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер, достаточных для устранения нарушений.

Обязать администрацию Екатериновского муниципального района Саратовской области до 01 июля 2019 года провести мониторинг технического состояния многоквартирных домов, расположенных по адресу:

- ул. Садовая, д. 60, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Мичуринская, д. 70, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Калининская, д. 128, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Луговая, д. 107, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Луговая, д. 109, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Молодежная, д. 29, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область; ·

- ул. Пушкинская, д. 74, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Зеленая, д. 16, п. Индустриальный, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Советская, д. 6, п. Индустриальный, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. пос. Газовиков, д. 1, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. 50 лет Октября, д. 89, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Калининская, д. 122, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Калининская, д. 130, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Калининская, д. 99, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область;

- ул. Кооперативная, д. 36, р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область, после чего направить информацию об их техническом состоянии в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области путем подачи апелляционной жалобы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья