ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7606/2021 от 22.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

56RS0018-01-2021-010314-57

№ 2а-7606/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2021 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Сотникове Н.Ю.,

с участием:

представителя административного истца Лазина Ю.А.,

представителя административного ответчика Скориковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Оренбурга к администрации города Оренбурга о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г. Оренбурга обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением указав, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе, соответствия постановления администрации г. Оренбурга от ...N-п «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург» требованиям действующего законодательства, установлено его несоответствие требованиям п.п.13,17 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Оренбургской области, утвержденного Приказом министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области N от ....

По результатам проверки во исполнение рекомендаций, указанных в распоряжении Правительства Российской Федерации №208-р от 30 января 2021 года, прокурором г. Оренбурга в адрес администрации г. Оренбурга внесено представление о безотлагательном рассмотрении представления и принятию соответствующих мер, однако нарушения законодательства до настоящего времени не устранены, муниципальный нормативный правовой акт в соответствие с действующим законодательством не приведен, меры, изложенные в Распоряжении Правительства Российской Федерации №208-р от 30 января 2021 года, не принимались.

Просит признать незаконным бездействие администрации г. Оренбурга по не устранению выявленных нарушений; обязать администрацию г.Оренбурга привести в соответствие с действующим законодательством постановление администрации г. Оренбурга от ...N-п «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург».

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Лазин Ю.А. административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Скорикова М.А., действующая на основании доверенности, не согласилась с требованиями административного искового заявления, просила в удовлетворении требований прокурора г. Оренбурга отказать в полном объеме. В своих пояснениях указала, что в настоящий момент разработан проект постановления администрации г. Оренбурга о внесении изменений в Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург», где учтены все замечания прокурора г.Оренбурга.

Заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из положений ст. 46 Конституции РФ, ст.ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется, в том числе, Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона №381-ФЗ).

Согласно части 6 названной статьи, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Аналогичное положение применительно к сфере торговли предусмотрено статьей 15 Закона № 381-ФЗ.

При этом в силу статьи 17 вышеназванного закона, органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В силу положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.

Положение части 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ, предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.

При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (часть 1 статьи 8) и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12). Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Распоряжением Правительства Российской Федерации №208-р от 30 января 2021 года органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано: оказывать содействие в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках; продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов; обеспечить максимальную доступность торговых объектов для населения, увеличение ассортимента и разнообразия товаров, предлагаемых к реализации юридическими и физическими лицами; содействовать открытию юридическими и физическими лицами новых торговых объектов всех форм торговли, обращая особое внимание на необходимость увеличения количества ярмарок, розничных рынков, торговых мест на них, мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, а также предоставления компенсационных мест для размещения таких торговых объектов; обеспечить крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, занимающимся садоводством, огородничеством, осуществляющим заготовку пищевых лесных ресурсов, возможность реализации указанной продукции в местах с высокой проходимостью, специально отведенных органами местного самоуправления, в том числе с использованием объектов для осуществления развозной торговли, для чего обеспечить выделение необходимого количества мест для осуществления торговли; обеспечить развитие розничных и оптовых рынков как важнейшей инфраструктуры малого торгового и производственного бизнеса, устранив излишнее администрирование их деятельности, в том числе ограничения по ассортименту реализуемой продукции.

Приказом министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области N от ... утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Оренбургской области, который определяет основные требования к разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Оренбургской области органами местного самоуправления.

Согласно пункту 13 указанного Порядка договоры на размещение нестационарных торговых объектов заключаются по итогам проведения торгов. Без проведения торгов договоры на размещение нестационарного торгового объекта заключаются в случаях: продления на новый срок договора размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов для осуществления развозной торговли, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном Схемой, субъектам торговли, надлежащим образом, исполнившим свои обязательства по ранее заключенному договору на размещение нестационарных торговых объектов; предоставления компенсационного места; размещения нестационарных торговых объектов местных товаропроизводителей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (при условии наличия муниципального правового акта, принятого в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм), которые содержат мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства); размещения нестационарных торговых объектов по реализации печатной продукции; размещения нестационарных торговых объектов собственником (арендатором) стационарного торгового объекта при размещении нестационарных торговых объектов на земельном участке, смежном с земельным участком под зданием, строением, сооружением, в котором располагается указанный стационарный торговый объект, в том числе объект общественного питания. В случае наличия двух и более заявок на одно место договор на размещение нестационарных торговых объектов заключается по результатам торгов между претендентами, имеющими право на заключение договора без проведения торгов на указанное место. Порядок проведения торгов и порядок заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов определяются органами местного самоуправления.

Пунктом 17 Порядка установлено, что орган местного самоуправления имеет право расторгнуть договор на размещение нестационарных торговых объектов в одностороннем порядке в случае: необходимости изъятия земельного участка, на котором размещаются нестационарных торговых объектов, для государственных или муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации; необходимости временного использования земельного участка в целях реализации полномочий государственных органов и органов местного самоуправления; неисполнения субъектом торговли требования органа местного самоуправления об устранении нарушенных обязательств в соответствии с договором на размещение нестационарных торговых объектов в срок, установленный таким требованием; неоднократного в течение одного года привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации и Оренбургской области в сфере торговой деятельности; размещения нестационарных торговых объектов с нарушением архитектурных, градостроительных, строительных и пожарных и иных норм и правил, проектов планировки и благоустройства территории муниципального образования Оренбургской области; неосуществления деятельности в течение 3 месяцев подряд.

Порядок разработки утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург» утвержден постановлением администрации г.Оренбурга N-п «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее - Положение).

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что прокурором г. Оренбурга в отношении администрации г. Оренбурга проводилась проверка, в ходе которой выявлено несоответствие указанного выше нормативного правового акта органа местного самоуправления действующему законодательству.

Так, пункте 2.16 Положения перечислены случаи заключения договоров без проведения торгов на размещение нестационарного торгового объекта.

Однако, такие основания для заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов, указанные в п.13 порядка, как продление на новый срок договора размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов для осуществления развозной торговли, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном Схемой, субъектам торговли, надлежащим образом, исполнившим свои обязательства по ранее заключенному договору на размещение нестационарных торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов местных товаропроизводителей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (при условии наличия муниципального правового акта, принятого в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм), которые содержат мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства), отсутствуют.

Также, Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург» не содержит таких оснований расторжения договора на размещение нестационарных торговых объектов в одностороннем порядке, как необходимость временного использования земельного участка в целях реализации полномочий государственных органов и органов местного самоуправления; неосуществление деятельности в течение 3 месяцев подряд, что не соответствует п.17 Порядка.

По данному факту прокурором г. Оренбурга ... в адрес администрации г. Оренбурга внесено представление, которое осталось без исполнения.

В судебном заседании представитель административного ответчика указал, что со стороны администрации г.Оренбурга незаконное бездействие отсутствует, т.к. администрацией г.Оренбурга предпринимаются меры по приведению нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством, в том числе, подготовлен проект постановления о внесении соответствующих изменений.

Однако, изменения не приняты в установленном законом порядке, нормативный правовой акт не приведен в соответствие с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что не приведение Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденного постановлением администрации города Оренбурга от ...N-п «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург» в соответствии с п.п.13,17 Приказа министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области от ...N, нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц, в интересах которого выступает прокурор г.Оренбурга, в сфере торговли.

С учетом установленных обстоятельств, суд усматривает со стороны администрации г. Оренбурга незаконное бездействие, в связи с чем полагает требования административного истца возможным удовлетворить.

В целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, в интересах которого выступает прокурор г.Оренбурга, на администрацию г.Оренбурга следует возложить обязанность по приведению указанного Положения в соответствии с п.п. 13,17 Приказа министерства сельского хозяйства торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области от ...N в течении 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с настоящим иском, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1, 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Учитывая, что административным истцом заявлены требования о признании незаконным бездействия администрации г. Оренбурга, подача административного искового заявления в суд ... свидетельствует о соблюдении административным истцом срока на обращение в суд с административным иском.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга по не приведению Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург", утвержденного постановлением администрации города Оренбурга от ...N-п "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" в соответствии с п.п.13,17 Приказа министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области от ...N.

Возложить на администрацию города Оренбурга обязанность привести Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург", утвержденное постановлением администрации города Оренбурга от ...N-п "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" в соответствии с п.п.13,17 Приказа министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области от ...N в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Сведения об исполнении решения суда представить в адрес административного истца и суда в течение одного месяца после истечения указанного срока.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись О.А. Пименова

Решение в окончательной форме изготовлено 06 декабря 2021 года.

Судья подпись О.А. Пименова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...