Дело № 2а-760/2020
35RS0002-01-2020-001250-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бабаевский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Синявиной О.А.,
при секретаре Кувайковой М.Н.,
с участием представителя административного истца Тяглова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области, выразившееся в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ,
установил:
Вологодский транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры Вологодской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области о признании незаконным бездействия по непринятию административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над территорией Бабаевского района Вологодской области, а также посадку (взлет) на расположенные в границах Бабаевского района Вологодской области площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, и возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент.
В обоснование требований указано, что бездействие Администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области противоречит пункту 2 статьи 2, пункту 1 части 6, части 1 статьи 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», части 1 статьи 2, части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138, поскольку выдача разрешений на выполнение деятельности, изложенной в пункте 49 указанных правил, является муниципальной услугой.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Бабаевского района Тяглов С.В., действующий по поручению от 29.10.2020 № 08-01-2020, заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Временно исполняющий обязанности руководителя администрации района Пузенков Н.Х. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Бабаевского муниципального района, в письменных возражениях указал, что полномочия органов местного самоуправления, установленные в пункте 49 Правил использования воздушного пространства, не относятся к предоставлению муниципальной услуги и к вопросам местного значения муниципального района, так как разрешения выдаются только для полетов над территориями населенных пунктов. Органами местного самоуправления населенных пунктов являются соответственно органы местного самоуправления сельских и городского поселений, следовательно, принятие администрацией Бабаевского муниципального района административного регламента по выдаче указанных разрешений будет выходить за рамки ее полномочий. На основании изложенного, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав представителя административного истца, проверив и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Заместителем Вологодского транспортного прокурора в адрес врио руководителя администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ внесено представление № «Об устранении нарушений законодательства о безопасности полетов», указано об отсутствии нормативного урегулирования порядка предоставления администрацией Бабаевского муниципального района муниципальной услуги по выдаче разрешений пользователям воздушного пространства.
В ответ на представление транспортного прокурора врио руководителя администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области Пузенков Н.Х. в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ сообщил, что нормативное регулирование данных вопросов не входит в полномочия администрации Бабаевского муниципального района.
Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
В силу ст. 14 Воздушного кодекса Российской Федерации организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.
В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных пп. 1 - 4 п. 2 ст. 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения (ст. 16 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 17 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее - Правила), которые устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.
Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
В силу п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства определено, что авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных воздушных судов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления осуществляют разрешительную деятельность в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Проведенной прокуратурой проверкой, а также анализом перечня муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Бабаевского муниципального района Вологодской области, размещенного на официальном сайте органа местного самоуправления установлен факт отсутствия в реестре муниципальной услуги по выдаче разрешения на проведение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над территорией Бабаевского муниципального района Вологодской области, а также посадка (взлет) на расположенные в границах Бабаевского муниципального района Вологодской области площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.
Нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения между пользователями воздушного пространства и органом местного самоуправления администрацией Бабаевского муниципального района Вологодской области не принимался, указанная услуга не включена в реестр муниципальных услуг.
В соответствии с п.п. 105, 117 Федеральных правил использования воздушного пространства №138, Федеральных авиационных правил «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 16.01.2012 № 6 (далее - ФАП № 6), планирование и координирование использования воздушного пространства осуществляется центрами ЕС ОрВД в соответствии с федеральными авиационными правилами.
Согласно п. 28 ФАП № 6 распределение воздушного пространства представляет собой процесс, в ходе которого центрами Единой системы определяются условия использования воздушного пространства в целях обеспечения безопасности его использования.
В силу п. 40.5 ФАП № 6 разрешение и условия на использование воздушного пространства при выполнении авиационных работ и парашютных прыжков, а также демонстрационных полетов над населенными пунктами выдается соответствующими оперативными органами Единой системы на основании представленного плана полета воздушного судна, который должен быть подан на этапе предтактического планирования использования воздушного пространства, а также разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
Информация о разрешении органа местного самоуправления в виде копии документа предоставляется пользователем воздушного пространства в зональный центр Единой системы, региональный центр Единой системы.
При необходимости использования воздушного пространства над населенным пунктом в целях выполнения авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъема привязных аэростатов, а также посадки (взлета) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, пользователю воздушного пространства (физическому, юридическому лицу) в соответствии с пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства № 138 дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.
Указанным пунктом Федеральных правил использования воздушного пространства прямо не предусмотрена обязанность именно муниципального района выдавать разрешения на использование воздушного пространства, равно как и отсутствует законодательное закрепление полномочия органа местного самоуправления района разрабатывать и принимать административный регламент по выдаче пользователям воздушного пространства такого разрешения.
Закон Вологодской области, регламентирующий распределение вопросов местного значения в области соблюдения воздушного законодательства, отсутствует. Уставом Бабаевского муниципального района Вологодской области в числе полномочий района не предусмотрена выдача разрешений на использование воздушного пространства.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенных правовых норм суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять нормативный правовой акт.
Принимая во внимание, что выдача разрешений на использование воздушного пространства не отнесена действующим законодательством к полномочиям административного ответчика, следовательно, у него отсутствует обязанность по разработке и принятию административного регламента по предоставлению муниципальной услуги в соответствии с п. 49 Федеральных правил, включению информации в реестр муниципальных услуг, в удовлетворении исковых требований Вологодского транспортного прокурора к администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области следует отказать.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Вологодскому транспортному прокурору Северо-Западной транспортной прокуратуры Вологодской области отказать в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области, выразившегося в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Бабаевский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2020 года.