ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7614/2023 от 27.10.2023 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

УИД 65RS0001-01-2023-007859-79

Дело № 2а-7614/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2023 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего - судьи Князевой Д.А.,

при помощнике судьи – Халиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Южно-Сахалинска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Южно – Сахалинска о признании незаконным бездействия по не отселению физических и юридических лиц из многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, возложении обязанности произвести отселение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Южно-Сахалинска обратился в суд с данным административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указав, что ими проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан при их переселении из ветхого и аварийного жилья.

В ходе проверки установлено, что Администрацией г. Южно – Сахалинска не предпринято действенных мер, направленных на отселение физических и юридических лиц из многоквартирного жилого дома по <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с постановлением от 17 марта 2020 года . Такое бездействие влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, создает угрозу жизни и здоровью людей.

В связи с этим, прокурором г. Южно – Сахалинска в своем иске поставлены требования:

- признать бездействие администрации г. Южно – Сахалинска по не отселению физических и юридических лиц <адрес> – Сахалинска – незаконным;

- возложить на администрацию г. Южно – Сахалинска обязанность отселить жителей многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Прокурор, участвующий в деле, в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного искового заявления.

Представитель Администрации г. Южно – Сахалинска в судебное заседание явилась, с требованиями прокурора не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Срок, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации со стороны прокурора суд находит не пропущенным, поскольку предполагаемое нарушение прав неопределенного круга лиц оспариваемым бездействием не восстановлено.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В силу предписаний части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 (далее - Положение).

Согласно пункту 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009 г. и Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г.) определение срока отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома является компетенцией органа местного самоуправления.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем, если при рассмотрении жалоб на решения органов местного самоуправления в части определения сроков расселения многоквартирных жилых домов, судами будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 17.03.2020 г. многоквартирный жилой дом, по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу с установлением срока отселения жителей до 31.12.2022 г., однако, ни в срок до указанной даты, ни в срок до настоящего времени, отселение жителей из указанного дома не совершено.

Вместе с тем, представленным в материалы дела Заключением <данные изъяты>» от 12.12.2019 г., составленным по результатам технического обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>, подтверждено, что жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общее состояние конструкций здания оценено как аварийное, существует опасность разрушения фундаментов, обрушения стен и перекрытий (п.5.2 Заключения).

В соответствии с пунктом 3.13 «ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», и пунктом 3 «СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», под аварийным состоянием понимается категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.

В предоставленном Заключении «<данные изъяты>» указано, что под понятием «Аварийное состояние» в заключении понимается категория технического состояния строительных конструкций или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.

Согласно предоставленным в материалы дела доказательствам, а также доводам стороны ответчика, в отношении спорного жилого дома в период с момента признания его аварийным и подлежащим сносу до настоящего времени капитальный ремонт / реконструкция несущих конструкций спорного дома не производились, жители не отселены.

Таким образом, по делу установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, невозможности безопасного проживания жильцов в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, признанном аварийными и подлежащими сносу.

Каких-либо доказательств обратному, а также подтверждающих возможность безопасного проживания жильцов указанного многоквартирного дома до установленного органом местного самоуправления срока отселения стороной ответчика не предоставлено, доказательств тому, что квартиры в спорном жилом доме принадлежат юридическим лицам не предоставлено.

Учитывая разъяснения разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009 г. и Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г.) о наличии у органа местного самоуправления обязанности незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд находит обоснованными требования прокурора о признании незаконными бездействий Администрации города Южно-Сахалинска в части не принятия мер, направленных на отселение жильцов из спорного жилого дома и находит необходимым, в порядке восстановления прав неопределенного круга лиц, возложить на Администрацию города Южно-Сахалинска обязанность принять меры к незамедлительному отселению жителей многоквартирного дома, расположенного по <адрес>.

Такой способ восстановления прав не противоречат установленной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуре изъятия жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, поскольку невозможность дальнейшего безопасного проживания жильцов спорного многоквартирного дома, подлежащего сносу, установленная в ходе судебного разбирательства, требует незамедлительного решения вопроса о переселении граждан в другие жилые помещения, при этом, органом местного самоуправления самостоятельно определяется перечень мер, направленных на переселение жильцов такого многоквартирного дома, в том числе, временное расселение до предоставления жилых помещений взамен признанных аварийных и сносимых.

Требования в отношении юридических лиц, а также об установлении шестимесячного срока отселения суд находит не соответствующими статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о незамедлительном отселении, поскольку доказательств факта нахождения в спорном жилом доме юридических лиц, а также доказательств наличия возможности дальнейшего безопасного проживания жильцов в спорном многоквартирном доме – не предоставлено.

При таких данных, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора города Южно – Сахалинска – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации города Южно-Сахалинска, выразившееся в не отселении жителей многоквартирного дома, расположенного по <адрес>.

Возложить на Администрацию города Южно-Сахалинска обязанность принять меры к незамедлительному отселению жителей многоквартирного дома, расположенного по <адрес>.

В остальной части административное исковое заявление прокурора города Южно-Сахалинска оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно – Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий судья Д.А. Князева